Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 г. N 06АП-3529/15

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 г. N 06АП-3529/15

ГАРАНТ:

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2015 г. N Ф03-4803/15 настоящее постановление оставлено без изменения

Требование: о взыскании долга по договору аренды

г. Хабаровск

 

19 августа 2015 г.

А73-2931/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гетмановой Т.С.

судей Козловой Т.Д., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.

при участии в заседании:

от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Ким О.И.;

от ЗАО "Финансово-строительная компания "Харон Холдинг": Азарнин С.А., Азарнина И.В.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от 25.05.2015

по делу N А73-2931/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Е.А. Букиной

по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края

к Закрытому акционерному обществу "Финансово-строительная компания "Харон Холдинг"

о взыскании 3 814 933,04 рублей

УСТАНОВИЛ:

Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд с требованием о взыскании с закрытого акционерного общества ""Финансово-строительная компания "Харон Холдинг" (далее - ЗАО "Харон Холдинг") долга по арендной плате за пользование участками лесного фонда в размере 3 814 933,04 рублей.

Требуемая сумма подлежит взысканию в пользу федерального бюджета - 20 408,53 рублей, в пользу краевого бюджета - 3 794 524,51 рублей.

Согласно представленному расчету, задолженность образовалась за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 года (первый квартал) в результате не надлежащего исполнения ответчиком расчетных обязательств по договору N 0776/2011 от 19.01.2011 года (а именно, оплата была произведена не в полном объеме).

Решением от 25.05.2015 года суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскав с ответчика сумму в размере 3 600 643,70 рублей.

Судом признана сумма в размере 3 600 643,70 рублей, поскольку она сформировалась в ходе аукционных торгов и является постоянной (без применения спорного коэффициента 1,37).

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить оспариваемый судебный акт.

Истец считает, что в результате не правильного применения судом норм материального права было принято незаконное решение. А именно, заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции, согласно которому в нарушении требований статьи 447 ГК РФ и статьи 74 ЛК РФ в действующий договор аренды внесены изменения (в части увеличения размера оплаты).

Обосновывая свою позицию, заявитель указывает на то, что в рамках спорных взаимоотношений размер арендной платы устанавливается при использовании регулируемых цен, что не рассматривается как внесение изменений в условия действующего договора аренды, заключенного посредством аукциона.

ЗАО "Харон Холдинг" возражает относительно удовлетворения апелляционной жалобы, считает требования Управления не соответствующими нормам действующего законодательства (в частности, положениям статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей запрет на внесение изменений, дополнений в условия договора, заключенного на аукционе).

В судебном заседании представитель Управления лесами поддержал доводы и требования своей жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представители ответчика настаивали на своей позиции, которая обстоятельно изложена в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнительных письменных пояснениях.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, суд установил следующее.

На основании договора N 0776/2011, заключенному 19.01.2011 года между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" (Арендатор), Обществу в аренду передан лесной участок с условным номером 27:17:58/2004-863, площадью 55 450 га в пределах Кур-Урмийского лесничества общей площадью 1 063 573 га.

Документально определено местоположение участка: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы N N 243, 244, 245 (за исключение выделов 28-31), 256, 257, 258 (за исключением выделов 11, 12, 18, 19, 21-23), 259 (за исключением выделов 1-6, 23), 260 (за исключением выделов 1-5, 19), 261, 275 (за исключением выделов 14-20), 276 (за исключением выделов 1-4, 20-24), 277-279, 280 (за исключением выделов 13-18, 21), 289 (за исключением выделов 1-5), 290 (за исключением выделов 1-5), 291-295, 310 (за исключением выделов 1-5), 311 (за исключением выделов 17-20), 312, 313, 330-335, 338, 351-357, 359-361, 376-384, 401-4099, 421-429, 430, 435 Урмийского участкового лесничества и кварталы 1-3, 6, 7, 14, 15, 31, 32, 45-48, 62-68, 75-78, 83 Инского участкового лесничества.

Факт передачи участка подтверждается актом приема-передачи N 52 от 28.02.2011 года.

Срок действия договора установлен сторонами на 25 лет с момента его государственной регистрации.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется соответствующая отметка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 05.05.2011 года N 27-27-01/043/2011-702.

Пунктами 5, 6 договора установлено, что арендная плата составляет 15 918 637,20 рублей в год, и перечисляется она ежеквартально в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет согласно приложению N 4 к настоящему договору.

Так, по названному приложению в бюджет субъекта РФ подлежит перечислению сумма в размере 3 600 643,70 рублей, а в федеральный бюджет - 379 015,60 рублей.

В соответствии с пунктом 7 договора, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 ЛК.

Согласно ст. 73 ЛК, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

К настоящим спорным отношениям относятся положения части 4, которые предусматривают, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 г. N 947 установлено что:

ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2015 году применяются с коэффициентом 1,37.

Следовательно, в 2015 г. размер арендной платы увеличился на данный коэффициент.

Ежегодный размер арендной платы составляет 16 775 794,59 рублей (против обусловленных договором - 15 918 637,20 рублей, установленных в 2011 году).

Как следует из материалов дела, ответчик произвел перечисление арендной суммы в размере 379 015,60 рублей в федеральный бюджет, что подтверждается платежным поручением N 14 от 20.02.2015 года.

Разница в прежнем и новом размере за квартал составляет сумму долга, которую ответчик отказывается выплачивать.

Доводы и возражения ответчика сводятся к тому, что истец не правомочен применять поправочные коэффициенты в рамках действующего договора аренды, заключенному по результатам аукциона.

Обусловленная таким договором плата не является регулируемой, то есть, она на протяжении всего периода действия договора (25-ти лет) должна оставаться неизменной.

Данная позиция основана на том, что данный договор заключен по результатам аукциона, который проводится на повышение арендной платы. В связи с чем, весь размер арендной платы уже заложен в договорной цене.

Так, из аукционной документации следует, что организатором торгов предложен начальный размер ежегодной арендной платы - 4 548 187,20 рублей, шаг аукциона составлял 227 409 рублей.

Как было указано выше, ответчиком был выигран аукцион при условии размера арендной платы 15 918 637,20 рублей.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 447, 614 ГК РФ, статьи 74 ЛК РФ, статьи 38.2 ЗК РФ пришел к заключению, что цены, установленные в спорном договоре, не относятся к категории регулируемых, а внесение изменений (дополнений) в договор аренды является прямым нарушением действующего законодательства.

Согласно ч.2 ст. 74 ЛК, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2.1 ст. 74 ЛК, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Однако, как указывает суд первой инстанции, обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения размера арендной платы, указанные в данной норме, отсутствуют.

При этом, данный договор не изменен в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Между тем, апелляционный суд считает, что в настоящем случае, с учетом пункта 7 рассматриваемого договора, применение установленного Правительством РФ коэффициента не может расцениваться как изменение условий договора.

Постановлением Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 года (в редакции от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" установлено, что размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются (пункт 20).

Пунктом 19 названного Постановления установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.

Согласно положениям, закрепленным в статье 422, 424 ГК РФ, статье 65 ЗК РФ, статье 73 ЛК РФ, арендная плата за пользование земельными участками публичной собственности является регулируемой.

Так же Верховный суд РФ в своем определении от 25.06.2013 года по делу N 5-КГ 13-63 указал, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. В связи с чем, арендная плата за пользование этим объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях предусмотренных договором аренды (что корреспондирует с п.7 договора аренды N 0776/2011 от 19.01.2011 года).

Таким образом, применение регулируемой цены не входит в противоречие с нормами статьи 74 ЛК РФ.

В связи с чем, апелляционный суд, руководствуясь статьями 309, 422, 431, 606, 614 ГК РФ, статей 73, 74 ЛК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку взысканию подлежит не только сумма признанной задолженности (3 600 643,70 рублей), но и суммы к которым применен коэффициент 1,37.

Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе, в порядке статьи 110 АПК РФ, относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного Хабаровского края от 25.05.2015 года по делу N А73-2931/2015 изменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Финансово - строительная корпорация "Харон - Холдинг" (ОГРН: 1142721007769; ИНН: 2721212943) задолженность по арендной плате: в федеральный бюджет - 20 408,53 рублей, в краевой бюджет - 3 794 524,51 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Финансово - строительная корпорация "Харон - Холдинг" (ОГРН: 1142721007769; ИНН: 2721212943) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 42 074,67 рублей и по апелляционной жалобе - 3000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

 

Председательствующий

Т.С. Гетманова

 

Судьи

Т.Д. Козлова
А.И. Михайлова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А73-2931/2015


Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края

Ответчик: ЗАО "Финансово-строительная компания"Харон Холдинг"