Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф04-28818/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат, о признании недействительным договора, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
9 октября 2015 г. |
Дело N А03-6541/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2015 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Козырев А.А. по доверенности от 17.01.2014 г. (на три года)
от заинтересованных лиц: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи": Беспечная Е.В. по доверенности от 13.01. 2015 г. (по 31.12.2015 г.)
от Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике: Карионов Е.А. по доверенности от 17.02.2015 г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Козырева Анатолия Михайловича
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 28 июля 2015 года по делу N А03-6541/2015 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Козырева Анатолия Михайловича
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи"
о признании недействительным протокола от 26.02.2015 о признании победителя открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта по аукциону N 0817200000314009633,
к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения от 04.12.2014 N 13-07/2762 и длительном не информировании участника аукциона и заказчика о принятии данного решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Козырев Анатолий Михайлович (далее - ИП Козырев А.М., предприниматель, заявитель, участник аукциона) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - КГБУЗ ККБСМП, заказчик, Учреждение) о признании недействительным протокола от 26.02.2015 о признании победителя открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта по аукциону N 0817200000314009633, к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения от 04.12.2014 N 13-07/2762 и длительном не информировании участника аукциона и заказчика о принятии данного решения, а также возмещении судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2015 г. в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Козыреву Анатолию Михайловичу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Козырев А.М. в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Учреждение, Комитет в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2015 г. не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона N 0817200000314009633, объявленного КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" в ноябре 2014 года на поставку изделий медицинского назначения для отделения переливания крови, заказчиком являлось КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 987 630 руб., в соответствии с протоколом подведения итогов от 14.11.2014, аукцион признан не состоявшемся, т.к. комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и победителем признан ИП Козырев А.М.
17.11.2014 в адрес КГБУЗ ККБСМП поступило согласие N 14-11-03 о готовности ИП Козырева М.А. заключить государственный контракт на условиях предусмотренных документацией об аукционе, в дополнение к которому 17.12.2014 г. от ИП Козырева М.А. поступило уведомление N 14-П-07 об отзыве ранее данного согласия на заключение государственного контракта.
04.12.2014 комиссия по контролю в сфере закупок Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края приняла Решение N 13-07/2762 о согласовании в заключении контракта с ИП Козыревым А.М.
27.01.2015 на сайте Центра государственных закупок в сфере здравоохранения Алтайского края было размещено письмо Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края информирующее о вынесении Комитетом соответствующих решений о согласовании или об отказе в согласовании в заключении контрактов по состоянию на 31.12.2014, перечень которых указан в реестре обращений заказчиков, в том числе и информации, о том, что заключение контракта между КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" и ИП Козыревым А.М. согласовано.
05.02.2015 в адрес КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" поступило Решение N 13-07/2762 комиссии по контролю в сфере закупок Комитета от 04.12. 2014 по аукциону N 0817200000314009633.
06.02.2015 через электронную торговую площадку RTS-tender, заказчиком ИП Козыреву А.М. был направлен проект контракта.
11.02.2015 г. ИП Козыревым А.М. 11.02.2015 подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на действия заказчика и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок по электронному аукциону N 0817200000314009633 с требованиями о признании решения N 13 -07/2762 комиссии по контролю в сфере закупок незаконным, а также направлению заказчику и оператору электронной площадки предписания с требованием обеспечить возврат заявителю суммы обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в размере 19 876,30 руб.
11.02.2015 участник в файле протокола разногласий разместил письмо, информирующее о том что, ИП Козырев А.М. не может подписать контракт по цене, предложенной им при участии в аукционе, ссылаясь на Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году".
16.02.2015 КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" с учетом Распоряжения Правительства РФ от 27.01.2015 г. N 98-р, пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусматривающего заключение контракта по иной цене, тем более выше начальной (максимальной) цены контракта, повторно направило участнику контракт для подписания.
Участником 16.02.2015 в единой информационной системе размещено письмо в файле протокола разногласий, содержащее информацию о том, что участником аукциона, контракт будет подписан в течение двух месяцев.
19.02.2015 заказчик направил вновь проект контракта ИП Козыреву А.М. для подписания.
20.02.2015 по результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вынесено решение N 665/8, которым жалоба ИП Козырева А.М. признана необоснованной.
Поскольку по состоянию на 25.02.2015 участником контракт не был подписан, Учреждением принято решение о признании ИП Козырева А.М. уклонившемся от заключения контракта, в соответствии с частью 13 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
26.02.2015 на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" РТС-тендер размещен файл протокола признания участника уклонившимся.
ИП Козырев А.М., полагая, что оспариваемое решение КГБУЗ ККБСМП и действия Комитета не соответствует положениям действующего законодательства, нарушают права и интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемых решений Заказчика и Комитета закону, не нарушающим права и законные интересы ИП Козырева А.М. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.
Частью 3.1 статьи 71 названного закона предусмотрено, что в таком случае контракт с участником аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в порядке, установленном статьей 70 указанного закона.
Проанализировав положения пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, из которой следует, заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт; такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участник ом закупки при проведении электронного аукциона; контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования; Порядка согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 г. N 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Порядок), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении КГБУЗ ККБСМП процедуры согласования контракта с победителем аукциона, не усмотрев нарушений со стороны заказчика сроков, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (в части согласования заключения контракта, направления победителю контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.
В силу части 2 названной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Частями 4 - 7 статьи предусматривается порядок согласования разногласий при подписании контракта.
С момента размещения в единой информационной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (части 8, 10 Закона N 44-ФЗ).
Частью 13 названной статьи предусмотрено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в том числе, в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае, как правомерно указано судом первой инстанции, разногласий по проекту контракта у победителя не было.
Из материалов дела следует, и заявителем не опровергнуто, что размещенный 16.02.2015 предпринимателем на электронной площадке документ ни по форме, ни по существу протоколом разногласий по проекту контракта не являлся (информация так же не является замечанием к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов).
Фактически, как обоснованно указал суд первой, заказчику направлено уведомление об отказе от заключения контракта в настоящий момент, а мнение участника о целесообразности подождать с заключением контракта до утверждения Правительством Российской Федерации соответствующего порядка для изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, и (или) количества, согласно части 1.1. статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку тогда контракт будет отвечать реальному положению на рынке.
Сам по себе, факт размещения ИП Козыревым А.М. данного отказа в поле "протокол разногласий" не меняет его содержания и не может расцениваться как протокол разногласий к контракту, поскольку судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, свидетельствующих, именно об отказе от заключения контракта.
С учетом приведенных обстоятельств, поскольку победитель электронного аукциона фактически протокол разногласий заказчику не направлял, у заказчика отсутствовала обязанность для совершения действий, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи, соответствующие доводы апелляционной жалобы о направлении протокола разногласий со ссылкой на статью 445 ГК РФ, в протоколах заявитель предложил иные условия, согласование которых допускалось действующим законодательством, подлежат отклонению; поскольку указанные предпринимателем замечания в протоколах разногласий в нарушении части 4 статьи 70 Закона N 44-ФЗ не относились к положениям контракта, которые не соответствуют извещению о проведении аукциона, документации о нем, заявке участника, признанного победителем.
Отсутствие по состоянию на 25.02.2015 (срок для подписания контракта) подписанного участником контракта, явилось основанием для принятия КГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" решения о признании ИП Козырева А.М. уклонившемся от заключения контракта, в соответствии с частью 13 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Доводы ИП Козырева А.М. о нарушении Комитетом сроков направления решения о согласовании контракта с единственным поставщиком, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены, оспариваемое решение от 04.12.2015 г. N 13-07/27862 принято в пределах срока, предусмотренного Законом N 44-ФЗ; обязанность контрольного органа в сфере закупок извещать о принятом решении (согласовании) иного лица, кроме заказчика, положениями пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрена.
Нормами Закона N 44-ФЗ установлен единственный для всех случаев порядок заключения государственного контракта, и в частности, единый порядок и сроки для размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе, в том числе, в случае признания аукциона несостоявшимся; процедура согласования цены контракта Заказчиком с контрольным органом в сфере закупок, не влияет на процедуру и на сроки размещения проекта контракта Заказчиком; в связи с чем, нарушение срока направления принятого Комитетом решения, не может являться основанием для уклонения предпринимателя от подписания контракта.
При этом, письмо ИП Козырева А.М. от 17.12.2014 г. об отзыве согласия на заключение контракте, уже свидетельствовало об отказе в его заключении на более раннем сроке, чем было получено решение Комитета от 04.12.2014 г. N 13-07/2762.
Ссылка предпринимателя на изменение конъюнктуры товарного рынка в период длительного не направления решения о согласовании контракта контрольным органом (Комитетом), что, по мнению предпринимателя, делает невозможным исполнение контракта, с учетом установленной в нем цены, не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку предприниматель наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Таким образом, заключение контракта по результатам согласования такой возможности с уполномоченным органом является обязательным для участника закупки, в противном случае для него наступят негативные последствия в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, приведенные ИП Козыревым А.М. в апелляционной жалобе доводы, без учета конкретных установленных обстоятельств по настоящему делу, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ИП Козырева А.М. в размере 150 рублей (подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2850 рублей подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2015 года по делу N А03-6541/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Козыреву Анатолию Михайловичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей по платежному поручению N 53 от 20.08.2015 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А.Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6541/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф04-28818/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Козырев Анатолий Михайлович
Ответчик: КГБУЗ Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике