г. Томск |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А27-11223/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кривошеиной С. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.08.2015 по делу N А27-11223/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Конарева И. А.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г.Кемерово, к обществу с ограниченной ответственностью "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" (ИНН 4201008494, ОГРН 1024200507430), Кемеровская область, Кемеровский район, п. Арсентьевка, о взыскании 1 268 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" (далее - ООО "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная", общество) 1 268 руб. штрафа, начисленного на основании решения от 28.01.2015 N 29 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу образует в действиях страхователя состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14.02.2014 ООО "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" представило Пенсионному фонду индивидуальные сведения "исходной" формы за отчетный период 2013 года на 1155 застрахованных лиц.
Согласно информации, представленной Кузбасским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации, были выявлены суммы начисленных работникам общества выплат, не принятых к зачету по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
09.12.2014 Управлением составлен акт N 29 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт нарушения норм Закона N 27-ФЗ: обществом представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2013 года.
28.01.2015 Пенсионным фондом вынесено решение N 29 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 268 руб.
Поскольку страхователем штраф в добровольном порядке оплачен не был, 05.03.2015 в адрес страхователя направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам N 29 с предложением о добровольной уплате штрафа в срок до 30.03.2015.
Неисполнение в добровольном порядке требования об уплате штрафа явилось основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Управлением не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Закона N 27-ФЗ дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Пунктами 1 и 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управлением установлено и материалами дела подтверждается, что страхователем при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не были включены в облагаемую базу суммы начисленных работникам выплат, не принятых к зачету по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Между тем, вывод Пенсионного фонда о неполноте и (или) недостоверности сведений сделан лишь на основании выявленной ошибки в сумме уплаченных страховых взносов, без раскрытия признаков неполноты и (или) недостоверности представленных сведений, в связи с чем, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Как установлено Управлением в ходе проверки, страхователем на четырех застрахованных лиц, которым произведены выплаты, не принятые к зачету Кузбасским региональным отделением фонда социального страхования РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, представлены недостоверные сведения.
Положениями Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных (статья 11).
Однако обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Управлением не представлено в материалы дела доказательств того, что страхователь не представил сведения о фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных или представил недостоверные сведения в отношении фактически исчисленных им сумм взносов.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных организациями за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 5 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона N 212-ФЗ недоимка определена как сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законом срок.
Следовательно, непринятые расходы являются не уплаченными страховыми взносами, а именно недоимкой по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и непринятые к учету, являются неуплаченными страховыми взносами и к объекту обложения страховыми взносами на пенсионное страхование не относятся.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, факт непринятия расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не меняет их правового статуса как пособий, не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного Фонда по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относится, в частности, сумма заработка (дохода), на который начисляются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. То есть страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Обязанность страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При таких обстоятельствах, привлечение к ответственности по статье 17 Закона N 212-ФЗ общества в данном случае неправомерно.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Пенсионный фонд не доказал наличие в действиях ООО "ОЭУ Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем отсутствовали правовые основания для взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1 268 руб.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 229 АПК РФ решение суда первой инстанции по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.08.2015 по делу N А27-11223/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11223/2015
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: ООО "Опытно-экспериментальный участок Блок N 2 шахта "Анжерская-Южная"