г. Владимир |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А43-11245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2015
по делу N А43-11245/2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" (ОГРН 1065262085206, ИНН 5262149141, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13, литер Л, офис 403)
о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 13.05.2015 N 311-05-17-10990/15,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" - Алькиной М.В. по доверенности от 15.10.2015, Хренова Д.Н. по доверенности от 09.11.2015,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кредо-Проф" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 13.05.2015 N 311-05-17-10990/15, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 52:18:0100021:433, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, к.п. Зеленый город, общей площадью 65 000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, действий Министерства по изданию указанного решения, об обязании Министерства осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:18:0100021:433 в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Обществу в течение 10 дней с момента вынесения решения судом.
Решением от 04.09.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, курортный поселок Зеленый город, База отдыха детского дома N 6: здание-дача N 1, назначение: нежилое, площадь 91,5 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:248; здание-дача N 2, назначение: нежилое, площадь 87,5 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:247; здание-дача N 3, назначение: нежилое, площадь 173 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:767; здание-дача N 4, назначение: нежилое, площадь 177,9 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:244; здание-дача N 5, назначение: нежилое, площадь 100,5 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:250; здание-дача N 6, назначение: нежилое, площадь 95 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:768; здание-дача N 7, назначение: нежилое, площадь 176,8 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:243; здание-дача N 8, назначение: нежилое, площадь 104 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:245; здание-дача N 9, назначение: нежилое, площадь 155,6 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:246; здание-дача N 11, назначение: нежилое, площадь 72,4 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:252; здание-баня и котельная, назначение: нежилое, площадь 178,1 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:253; здание-столовая, назначение: нежилое, площадь 489,2 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100017:254 (свидетельства о государственной регистрации права от 11.03.2015).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0100021:433 общей площадью 65 000 кв.м.
17.03.2015 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 65 000 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100021:433, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, курортный поселок Зеленый городок, категория земель - земли населенных пунктов.
Письмом от 13.05.2015 N 311-05-17-10990/15 Министерство отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку на нем расположены объекты (кирпичный гараж, летний душ, металлическая будка охраны, деревянный сарай, навесы), правоустанавливающие документы на которые не представлены.
Посчитав такое решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2003 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 65 000 кв.м, кадастровый номер 52:18:0100021:433, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, курортный поселок Зеленый город, категория земель - земли населенных пунктов, обладает исключительным правом на приобретение в аренду этого земельного участка.
Документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ и Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
В качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка Министерство указало на то, что на нем расположены объекты (кирпичный гараж, летний душ, металлическая будка охраны, деревянный сарай, навесы), правоустанавливающие документы на которые не представлены.
Вместе с тем, как правомерно установил суд, объекты (кирпичный гараж, летний душ, металлическая будка охраны, деревянный сарай, навесы) не обладают признаками недвижимости, права на них не зарегистрированы в ЕГРП. В частности, металлическая будка охраны являлась предметом договора купли-продажи от 03.02.2015 N 2367-А, заключенного между Обществом и Министерством, и была передана Обществу по акту приема-передачи от 25.02.2015 как движимое имущество.
Кроме того, доказательств принадлежности указанных объектов третьим лицам, Министерство не представило.
В соответствии с положениями статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на этом земельном участке.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100021:433 подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, соответственно, у Министерства не имелось оснований для ненаправления Обществу проекта договора аренды спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным в законе, Министерством не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Министерства имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в аренду, неподготовке и ненаправлении проекта договора аренды земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Министерства противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность подготовить и направить Обществу проект договора аренды испрашиваемого земельного участка в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2015 по делу N А43-11245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11245/2015
Истец: ООО "КРЕДО-ПРОФ"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области