г. Вологда |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А52-2319/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 октября 2015 года по делу N А52-2319/2015 (судья Героева Н.В.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская детская поликлиника N 2" (место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 49; ИНН 6027033460, ОГРН 1026000965660; далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая; ИНН 6027026536, ОГРН 1036000308508; далее - Управление, антимонопольный орган) от 11.06.2015 N 44-51/15.
Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок (место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23; далее - комитет).
Решением суда от 19 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что решение Управления соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Учреждение и комитет в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru учреждением как заказчиком размещено извещение N 0157200000315000324 о проведении электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг для нужд заявителя, уполномоченным органом которого являлся комитет.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10 час 00 мин 05.06.2015.
В Управление 04 июня 2015 года поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Драйв Логистик" на действия заказчика по формированию документации об электронном аукционе, на основании которой проведена внеплановая проверка в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
По результатам проверки Управлением принято решение от 11.06.2015 о признании жалобы обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание по устранению нарушений решено не выдавать.
Учреждение, не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что оспариваемое решение Управления не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены положениями статей 3, 99 Закона N 44-ФЗ, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченной на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".
Согласно статье 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В статье 33 Закона N 44-ФЗ закреплены единые правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В данном случае учреждением в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ определен объект рассматриваемой закупки - оказание автотранспортных услуг с экипажем для нужд Учреждения.
В техническом задании аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам автомобилей (не менее 1 единицы), используемых при оказании услуги.
В пункте 2.2 технического задания заказчиком указаны характеристики транспортного средства, необходимого для осуществления услуги:
автомобиль среднего класса, универсал, полный привод, год выпуска ТС - не ранее 2013 года, цвет кузова - светлый (серебристый, белый, светло-серый), общее количество посадочных мест - не менее 4 и не более 5, количество дверей - не менее 4 и не более 5, длина - не менее 4370, ширина - не менее 1750, высота - не более 1705; колесная база не менее 2500; дорожный просвет - не менее 180; колея передняя - не менее 1495; колея задняя - не более 1495, объем топливного бака не менее 50 и не более 65, емкость багажника (согласно методу измерений VDA), (л) не менее 520 и не более 550, двигатель мощностью не менее 120 л.с. и не более 140 л.с, вид топлива - бензин (аи-92), объем двигателя не менее 1,6 и не более 1,9; расход топлива в смешанном цикле (л./100 км): не более 7,6, трансмиссия - механическая коробка передач, комплектация - кондиционер с регулировкой микроклимата; элетроподогрев зеркал заднего вида.
Системы активной безопасности и управления динамикой:
- антиблокировочная система;
- антипробуксовочная система;
- электронная система стабилизации движения;
- система распределения тормозных усилий;
- система помощи при экстренном торможении;
- электростеклоподъемники передние и задние.
Система безопасности:
- подголовники, регулируемые по высоте, 5 шт.,
- подушки безопасности;
- ремни безопасности;
- освещение задней части салона;
- подсветка в дверях для удобства входа/выхода.
Учреждение при проведении Управлением проверки пояснило, что необходимость предоставления автомобиля в кузове "универсал" обусловлена потребностью заказчика в большом объеме багажника, в котором в силу специфики деятельности поликлиники, предусмотрена перевозка большого количества медикаментов. Потребность в транспортном средстве со светлым цветом кузова вызвана необходимостью сохранения температурного режима и предотвращения перегрева перевозимых в нем лекарственных средств в летнее время. Объем топливного бака не менее 50 и не более 65, количество посадочных мест 4 или 5, а также предоставления автомобиля, работающего на топливе вида "АИ-92" обусловлена доведенными до заказчика лимитами бюджетных средств и необходимостью минимизации расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства.
Несмотря на предоставление указанных пояснений, Управление посчитало, что заказчик не смог пояснить необходимость использования автомобиля в светлом цвете при наличии в техническом задании требования о комплектации автомобиля кондиционером с регулировкой микроклимата. В связи с этим сделало вывод, что данное требование является излишним в связи с непредоставлением заказчиком доказательств экономичности использования автомобиля с заявленными характеристиками.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом Управления.
Как указано выше, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе устанавливать в документации об аукционе требования к техническим и функциональным характеристикам товара, используемого при оказании услуги, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
Следовательно, при формировании технического задания заказчик в силу статьи 33 Закона N 44-ФЗ вправе самостоятельно определять параметры и характеристики объекта аукциона, удовлетворяющие его потребностям.
В данном случае качественные, функциональные, технические характеристики документацией об аукционе определены.
В соответствии с документацией об аукционе его объектом является оказание автотранспортных услуг для нужд учреждения, целями которых является доставка участковых врачей-педиатров к больным пациентам и участковых медицинских сестер, врачей-педиатров на патронажные посещения, выполнения врачебных назначений к детям, прикрепленных к поликлинике; поездки представителей учреждения по служебным вопросам, перевозка медикаментов, материалов, оборудования, малогабартиных медицинских грузов.
В своих пояснениях учреждение также указало, что необходимость предоставления автомобиля в кузове "универсал" обусловлена потребностью заказчика в большом объеме багажника, в котором в силу специфики деятельности поликлиники, предусмотрена перевозка большого количества медикаментов. Потребность в транспортном средстве со светлым цветом кузова вызвана необходимостью сохранения температурного режима и предотвращения перегрева перевозимых в нем лекарственных средств в летнее время. Объем топливного бака не менее 50 и не более 65, количество посадочных мест 4 или 5, а также предоставления автомобиля, работающего на топливе вида "АИ-92" обусловлена доведенными до заказчика лимитами бюджетных средств и необходимостью минимизации расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства.
Управлением не представлено каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства.
Также не представлено Управлением доказательств того, что определенные в техническом задании требования к автомобилю являются излишними и не соответствуют целям аукциона.
Следовательно, в действиях заказчика при описании объекта закупки в данном случае отсутствует нарушение положений Закона N 44-ФЗ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом, поскольку они не были положены в основу оспариваемого решения, а также не представлены доказательства в их подтверждение.
Кроме того, Управлением установлено, что заказчик в нарушение положений части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации на запрос, поступивший на электронную площадку 03.06.2015, 04.06.2015, то есть менее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно пункту 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ).
В данном случае заказчик не мог разместить в единой информационной системе разъяснения положений документации на запрос, не менее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 05.06.2015, поскольку запрос поступил на электронную площадку 03.06.2015.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик в разъяснениях указал, что в случае предоставления в заявке сведений о поставке "кросовера" такой автомобиль будет соответствовать требованиям документации.
Данные разъяснения положения документации об аукционе не повлекли за собой изменения описания объекта закупки, Управление обратного не доказала.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решении суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 октября 2015 года по делу N А52-2319/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2319/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская детская городская пполиклиника N 2"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
Третье лицо: Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок, ООО "ДРАЙВ Логистик"