Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 г. N 11АП-138/16

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 г. N 11АП-138/16

ГАРАНТ:

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2016 г. N Ф06-8402/16 настоящее постановление оставлено без изменения

Требование: о признании незаконным акта органа власти

Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено

г. Самара

 

15 февраля 2016 г.

А65-23671/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан"

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 (судья Сальманова Р.Р.),

по заявлению Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Елабуга,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

с участием третьих лиц - Низаметдинова Ф.Р., Исполнительный комитет Елабужского муниципального района РТ, Калмыковой Н.Д., Акманова В.Н, Арслановой Г.К.,

о признании незаконными решения УФАС по Республике Татарстан от 03.09.2015 по делу N 06-219/2015 и предписания от 25.08.2015 по тому же делу,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского МР РТ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган), с участием третьих лиц - Низаметдинова Ф.Р., Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ, Калмыковой Н.Д., Акманова В.Н, Арслановой Г.К. (далее - третьи лица), о признании незаконными решения УФАС по Республике Татарстан от 03.09.2015 по делу N 06-219/2015 и предписания от 25.08.2015 по тому же делу.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского МР РТ требования в полном объеме.

От третьих лиц Калмыковой Н.Д., Акманова В.Н., Низаметдинова Ф.Р. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

Кроме того, в материалы дела после окончания судебного заседания 08.02.2016 (судебное заседание было объявлено председательствующим судьей закрытым в 11.29 (время самарское) поступили ходатайства граждан Нурмухаметова Н.Ф., Шкарупа Э.Ф., Салимгареева М.Ш., Кузнецова А.А., Дворецкой Т.Н., Мансурова М.Т., Новоселова А.В., Германа С.Г., Мишанина Ю.В., Поповой Е.В., Массарова Р.М. о привлечении их в качестве третьих лиц к участию в деле. Все указанные ходатайства и заявления граждан не рассматривались судом апелляционной инстанции, так как поступили в суд уже после завершения судебного заседания апелляционного суда.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 (исх. N РХ-06/13921 от 04.09.2015). При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 25.08.2015 комиссией УФАС РФ по РТ вынесено решение по делу N 06-219/2015, которым Муниципальное казенное учреждение "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 16.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:414, 16:47:000000:418, 16:47:010201:449, 16:47:010201:457, 16:47:010201:439, 16:47:010201:447, 16:47:000000:415, 16:47:010201:440, 16:47:010201:446, 16:47:010201:448, 16:47:010201:451, 16:47:010201:442, 16:47:000000:416, 16:47:010201:454, 16:47:010201:441, 16:47:010201:450, 16:47:010201:443, 16:47:010201:453, 16:47:000000:413, 16:47:000000:417, 16:47:010201:455, 16:47:010201:445, 16:47:010201:444, 16:47:010201:452, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, по делу N 06-219/2015 антимонопольным органом было выдано предписание N 06-219/2015 от 25.08.2015, которым заявителю предписано: прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер по возврату в муниципальную казну предоставленных в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:414, 16:47:000000:418, 16:47:010201:449, 16:47:010201:457, 16:47:010201:439, 16:47:010201:447, 16:47:000000:415, 16:47:010201:440, 16:47:010201:446, 16:47:010201:448, 16:47:010201:451, 16:47:010201:442, 16:47:000000:416, 16:47:010201:454, 16:47:010201:441, 16:47:010201:450, 16:47:010201:443, 16:47:010201:453, 16:47:000000:413, 16:47:000000:417, 16:47:010201:455, 16:47:010201:445, 16:47:010201:444, 16:47:010201:452, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458.

Полагая, что вышеуказанные решение и предписание ответчика нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в отношении МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" явилось рассмотрение дела N 06-20/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе которого установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:47:010201:395 и 16:47:000000:175 предоставлены в аренду гр. Низаметдинову Ф.Р. для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур. Данные земельные участки в последующем размежеваны. Вновь образованные земельные участки предоставлены гражданину Низаметдинову Ф.Р. на основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 1533 от 13.09.2013 и постановления N 10 от 24.01.2014.

Информационное сообщение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:010201:413, 16:47:010201:414, 16:47:010201:415, 16:47:010201:416, 16:47:010201:417, 16:47:010201:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458 опубликовано в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 N 56 (12372), при этом публикация выполнена на татарском языке, иных информационных сообщений в других источниках на русском языке не публиковано.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом УФАС РФ по РТ от 03.07.2015 N 02/478-к возбуждено дело N 06-219/2015 по признакам нарушения МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:413, 16:47:000000:414, 16:47:000000:415, 16:47:000000:416, 16:47:000000:417, 16:47:000000:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:439, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 3 ЗК РФ, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Статьей 11 ЗК РФ, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно части 2 статьи 38 ЗК РФ, в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Как усматривается судом из решения УФАС по РТ, на основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 1533 от 13.09.2013 и постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 10 от 24.01.2014 гражданину Низаметдинову Ф.Р. предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:413, 16:47:000000:414, 16:47:000000:415, 16:47:000000:416, 16:47:000000:417, 16:47:000000:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:439, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458, в аренду сроком на три года под индивидуальную жилую застройку.

На основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 1533 от 13.09.2013 заключен договор аренды N ТО-06-071-1758 от 03.12.2013.

На основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 10 от 24.01.2014 заключен договор аренды N ТО-06-071-1776 от 04.02.2014.

Между тем, информационное сообщение о предоставлении земельных участков опубликовано в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 N 56 (12372) на татарском языке, иных информационных сообщений в других источниках на русском языке не публиковано.

Согласно части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности под ИЖС в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Как видно из материалов проверки, публикация информационного сообщения о предоставлении земельных участков производилась в татарско-язычном печатном издании "Алабуга нуры" от 24.07.2013 N 56 (12372).

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В ряде субъектов Российской Федерации, обладающих суверенным статусом, помимо государственного языка Российской Федерации официальным также является язык субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ст. 8 Конституции Республики Татарстан, государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях. Выбор периодического печатного издания для размещения информации о предоставляемом имуществе, должен определяться характером имущества, кругом объективно заинтересованных в нем лиц, тиражом и способом распространения периодического издания.

Отсутствие публикации извещения в русскоязычных СМИ о предоставлении земельных участков лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.

Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

По смыслу публикации информационного сообщения о предоставлении земельных участках, а равно проведение торгов по продаже земельных участков, указанные действия направлены на выявление наличия потенциальных претендентов на передаваемые муниципальные земельные участки.

Таким образом, важным условием предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

В соответствии со статистическими данными, размещенными на Портале муниципальных образований Республики Татарстан (http://msu.tatarstan.ru/), на территории Елабужского муниципального района РТ проживает свыше 83 тысяч человек, из них русские - 51,7 %, татары - 42,6 %.

Публикация информационного сообщения о предоставлении земельных участков производилась в татарско-язычном печатном издании "Алабуга нуры" от 24.07.2013 г. N 56 (12372).

В рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения требовала также иного способа донесения информации до потенциальных приобретателей, а именно посредством опубликования ее также в русскоязычном печатном издании.

Неопубликование извещений о предоставлении в аренду земельных участков в русско-язычном печатном издании нарушает права хозяйствующих субъектов на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Публичность и открытость процедуры предоставления земельных участков органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, является одним из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что своими действиями заявитель нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с вышеперечисленными кадастровыми номерами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Доводы апелляционной жалобы Учреждения в указанной части проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются по вышеуказанным основаниям. Факт нарушения Учреждением антимонопольного законодательства подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем.

Между тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не основан на нормах права и не соответствует обстоятельствам дела.

Оспариваемым предписанием МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: не позднее 30 дней со дня получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания): принять соответствующие меры по возврату в муниципальную казну предоставленных в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:413, 16:47:000000:414, 16:47:000000:415, 16:47:000000:416, 16:47:000000:417, 16:47:000000:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:439, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного органа было обоснованно выдано предписание от 25.08.2015 N 06-219/2015.

Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

На основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче в случаях, указанных в названном Законе, органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (статья 51 Закона о защите конкуренции).

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Так, в ходе рассмотрения дела N 06-219/2015 антимонопольным органом установлено, что на основании договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ТО-06-071-1758 от 03.12.2013, N ТО-06-071-1776 от 04.02.2014, находящегося в муниципальной собственности, земельные участки с кадастровыми номерами N 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:413, 16:47:000000:414, 16:47:000000:415, 16:47:000000:416, 16:47:000000:417, 16:47:000000:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:439, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458 (с видом разрешенного использования - под индивидуальную жилую застройку) были переданы Низаметдиновым Ф.Р. физическим лицам и в настоящее время земельные участки находятся в аренде и в собственности физических лиц, перечисленных в таблице решения антимонопольного органа от 25.08.2015.

Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается антимонопольным органом, многие из вышеуказанных граждан, приобретших права на спорные земельные участки, возвели на указанных земельных участках жилые дома, которые в настоящий момент оформлены в собственность указанных граждан.

Более того, из оспариваемого решения антимонопольного органа усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 16:47:010201:633 (гр. Арсланов В.В.) находится в собственности у ранее получившего его в аренду гражданина.

Следовательно, антимонопольный орган на момент принятия решения и выдачи предписания располагал сведениями о застройке указанных земельных участков третьими лицами, оформлении земельных участков, а также оформлении в собственность граждан расположенных на указанных земельных участках жилых домов.

Однако, антимонопольным органом 25.08.2015, то есть более полутора лет спустя после того, как заключены и исполнены договора передачи в аренду земельных участков, выдано предписание, обязывающее заявителя в срок не позднее 30 дней со дня получения предписания обеспечить возврат земельных участков с указанными кадастровыми номерами в муниципальную собственность.

В материалах дела имеются сведения из ЕГРП о зарегистрированных правах на указанные земельные участки и расположенные на них жилые дома.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание не отвечает требованиям исполнимости.

В силу изложенного, обоснованность выдачи предписания от 25.08.2015 антимонопольным органом не подтверждена.

Указанная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2015 N Ф06-21545/2013 по делу N А65-9865/2014, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2015 N 306-КГ15-7148.

На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 (исх. N РХ-06/13921 от 04.09.2015). Оспариваемое предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 подлежит признанию незаконным.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 (исх. N РХ-06/13921 от 04.09.2015).

Признать незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 (исх. N РХ-06/13921 от 04.09.2015).

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 года по делу N А65-23671/2015 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий

Е.Г. Попова

 

Судьи

И.С. Драгоценнова
А.А. Юдкин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А65-23671/2015


Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2016 г. N Ф06-8402/16 настоящее постановление оставлено без изменения


Истец: Муниципальное казенное учреждение "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга

Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань

Третье лицо: Акманов В. Н., Арсланова Г. К., Герман С. Г., Дворецкая Т. Н., Исполнительный комитет Елабужского муниципального района РТ, Калмыкова Н. Д., Кузнецов А. А., Мансуров М. Т., Массаров Р. М., Мишанин Ю. В., Низаметдинов Ф. Р., г. Набережные Челны, Новоселов А. В., НурмухаметовН.Ф., Попопа Е. В., САлимгараев М. Ш., Елабужский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управление Росреестра по Республике Татарстан, Шкарупа Э. Ф