г. Саратов |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А12-52652/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2016 года по делу N А12-52652/2015 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (400012, г. Волгоград, ул. Иртышская, д. 3, этаж 2, офис 12, ИНН 3459003700 ОГРН 1133443016893)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда (400094, г. Волгоград, ул. 51-Гвардейской, д. 38, ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - ООО "Содействие", Общество, заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 19.06.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов в отношении ООО "Содействие", об обязании в порядке восстановления нарушенного права ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Содействие" путем осуществления государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, представленных 11.06.2015 вх. N 4309420А.
Решением от 19 января 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Суд взыскал с ООО "Содействие" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
ООО "Содействие" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Содействие" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомления о вручении почтового отправления N 78020 5, N 78022 9), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 78021 2), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.02.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.06.2015 ООО "Содействие" подано в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда заявление (входящий N 14309420А) по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Решением ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 19.06.2015 в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с непредставлением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица (г.Волгоград, ул. Грузинская, д.34), а именно в связи с тем, что заявителем не представлены сведения об адресе регистрации - в заявлении в листе Б (стр. 002) не заполнен пункт 8 (корпус (строение и т.п., номер корпуса (строения и т.п.)) и пункт 9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.).
Не согласившись с решением Инспекции от 19.06.2015 об отказе в государственной регистрации изменений, ООО "Содействие" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и охраняемым законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, а именно адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Как предусмотрено пунктом "а" части 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 Положением является Федеральная налоговая службы.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), утверждена форма Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 4 к настоящему приказу.
Согласно Приложения N 4 заполнению в заявлении подлежит пункт 8 "Корпус "строение и т.п.) и пункт 9 "офис (квартира и т.п.), "номер офиса (квартиры и т.п.).
В приложении 20 к названному Приказу пунктом 5.6. раздела V (Требования к оформлению формы N Р13001, (далее - Требования) предусмотрено, что в листе Б заявления "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 настоящих Требований.
В соответствии с пунктом 2.3 Требований в Заявлении тип адресного объекта указывается полностью.
Согласно пункту 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Из анализа вышеизложенного следует, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа Общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
Судом первой инстанции установлено, что в представленном в Инспекцию Обществом заявлении в отношении ООО "Содействие" в листе Б на странице 002 не заполнен пункт 8 (корпус (строение и т.п., номер корпуса (строения и т.п.)) и пункт 9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.).
Однако из представленного заявления по форме Р13001 и приложенных к нему документов невозможно идентифицировать место нахождения юридического лица, так как отсутствует номер офисного помещения, арендуемого ООО "Содействие" по договору аренды N 47 аренды нежилого помещения от 01.12.2014
При этом в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда имеется информация о результатах обследования территории по адресу: 400012, г.Волгоград, ул. Грузинская, д.34, с приложением протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 18.06.2015 от (т.1, л.д. 71-73), согласно которому по указанному адресу располагается трехэтажное здание с помещениями.
Дом принадлежит на праве собственности Комову Павлу Ивановичу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 34 АБ 259319 (т.1, л.д. 86).
ООО "ЭкоСити" (Агент) на основании заключенного с Комовым П.И. (Принципал) агентского договора N 5 на заключение договоров аренды от 29.12.2014 (т. 1, л.д.87-89) сдает аренду ООО "Содействие" (Арендатор) часть административного здания, назначение нежилое, общей площадью 60 кв.м., расположенную на 3 этаже, что подтверждается договором N 47 аренды нежилого помещения от 01.12.2014 (т.1, л.д. 77-84). С целью идентификации помещения согласовано сторонами и отмечено в Приложении N 1 к договору (т.1, л.д. 85).
Указанный договор аренды был также представлен заявителем в представленном для государственной регистрации комплекте документов.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, считает, что указание Обществом неполных сведений о его адресе ввиду отсутствия конкретизации соответствующего помещения трехэтажного административного здания, не позволяет надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица для связи с ним, в связи с чем соглашается с выводом суда первой инстанции об оформлении Обществом заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с нарушением требований Федерального закона N 129-ФЗ.
Содержание недостоверных сведений в представленном ООО "Содействие" в регистрирующий орган о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, должно расцениваться как отсутствие непосредственного самого документа - о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Отсутствие в Едином государственном реестре юридически лиц (далее - ЕГРЮЛ) таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Кроме того, заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных нарушений в оформлении заявления и иных документов.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.2016 по делу N А12-23134/2015, от 09.06.2015 по делу N А12-40747/2014.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений требованиям действующего законодательства и не нарушении данным решением прав и охраняемым законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не обязан указывать номер офиса, поскольку указанная информация отсутствует в адресе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2010, согласно которому за собственником зарегистрировано право на жилой дом, имеющий адрес: г. Волгоград, ул. Грузинская, 34, т.е. без указания номеров офиса, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Свидетельство о государственной регистрации права удостоверяет проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (статья 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Следовательно, данная выписка (Свидетельство) не является документом, подтверждающим актуальность сведений об адресе.
Как видно из данного свидетельства, государственная регистрация права осуществлена на все здание, а не на его отдельные части (помещения), следовательно, отсутствует необходимость перечисления в свидетельстве всех самостоятельных помещений (с указанием их номеров), составляющих единое целое - здание.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае необходимо разграничивать адрес объекта недвижимости, необходимый для государственной регистрации права на него, и адрес регистрации юридического лица.
Для целей регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется понятие места нахождения юридического лица (его постоянно действующего исполнительного органа) как четко определенного адреса в следующей последовательности: почтовый индекс, субъект РФ, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры (офиса).
Указанное следует из Приказа ФНС России от 17.11.2005 N САЭ-3-13/594@ "Об изменении структуры ведомственного классификатора адресов Российской Федерации (КЛАДР)".
Согласно указанному Приказу объектами классификации являются отдельные элементы почтовых адресов, называемые в дальнейшем адресными объектами: регионы, районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, улицы, дома и квартиры.
Следовательно, в случае, если в качестве адреса регистрации заявлено не все здание в целом, а отдельное (отдельные) обособленное помещение в здании, заполнению в заявлении о государственной регистрации по форме Р 13001 подлежат все графы, в том числе и пункт 8 "Корпус "строение и т.п.) и пункт 9 "офис (квартира и т.п.), "номер офиса (квартиры и т.п.), что необходимо для целей идентификации места нахождения юридического лица.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности ссылки суда первой инстанции на классификатор адресов Российской Федерации (КЛАДР), поскольку он является федеральным информационный ресурс единой Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), содержащий сведения об адресных объектах, находящихся на территории субъектов РФ, и никаким образом не относящийся к требованиям по оформлению заявлений, представляемых в налоговый орган при государственной регистрации, апелляционная инстанция считает несостоятельным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы (ФИАС), использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов: 1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; 2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; 3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных. Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Таким образом, Приказ ФНС России от 17.11.2005 N САЭ-3-13/594@ "Об изменении структуры ведомственного классификатора адресов Российской Федерации (КЛАДР)" устанавливает правила формирования адресов объектов, а ФИАС отражает сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Следовательно, отсутствие номера офисного помещения в заявлении по установленной форме, влечет внесение недостоверной информации об адресе юридического лица в вышеуказанные информационные ресурсы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ООО "Содействие" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2016 года по делу N А12-52652/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-52652/2015
Истец: ООО "СОДЕЙСТВИЕ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
Третье лицо: ООО "Содействие"