Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-2271/16 настоящее постановление оставлено без изменения
28 апреля 2016 г. |
Дело N А83-4616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Полынкиной Н.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" - Силич Л.Е.;
от заинтересованного лица, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Ревы Ю.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 февраля 2016 года по делу N А83-4616/2015 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" (295034, ул. Шполянской, д. 7/9, лит. Б, г. Симферополь)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании недействительным решения,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" (ОГРН - 1149102080544 - л.д. 36-38 т. 1, далее - ООО "Крымская буровая компания" или заявитель) требований о признании недействительным приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН - 1149102000860 - л.д. 33-35 т. 1, далее - Минприроды Крыма) о досрочном прекращении права пользования недрами - геологическое изучение, в том числе опытно-промышленная разработка нефтяных и газовых залежей на Ковыльненской площади (112,4 кв.км) в Раздольненском районе Республики Крым (л.д. 75-86 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что правомерность проведенной внеплановой выездной проверки, по результатам которой издан приказ о досрочном прекращении специального разрешения, подтверждена решением суда по делу N А83-1834/2015; ООО "Крымская буровая компания" постановлениями N 0158/23 и N 0158/25 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), судебным актом отказано в отмене постановления N 0158/25 о привлечении к административной ответственности; заявитель не имеет договора аренды скважины, а потому не может выполнить условия специального разрешения (приравненного к лицензии на пользование недрами); заявитель не подал статистическую отчетность, обязательность подачи которой установлена законодательством Российской Федерации, чем нарушены условия специального разрешения на пользование недрами. Минприроды Крыма за три месяца до принятия решения о досрочном прекращении специального разрешения на пользование недрами не было обязано извещать заявителя о допущенных нарушениях, поскольку допущенное заявителем нарушение не входит в перечень нарушений, с которыми законодательство предусматривает условия досрочного прекращения права пользования недрами.
ООО "Крымская буровая компания" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что на момент издания оспоренного приказа не был принят судебный акт по требованиям об обжаловании действий по проведению внеплановой выездной проверки, в последующем в кассационном порядке судебный акт по этим требованиям отменен и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции; Минприроды Крыма не имело полномочий на досрочное прекращение пользования недрами, выданное по законодательству Украины; Минприроды Крыма не выполнило обязанность за три месяца до издания приказа о прекращении недропользования уведомить недропользователя о допущенных нарушениях; специальное разрешение на недропользование не предусматривает в качестве основания досрочного прекращения недропользования неподачу отчетности, в неподаче которой Минприроды Крыма считает виновным заявителя (л.д. 95-100 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Минприроды Крыма с ее доводами не согласно, так как заявитель не представил отчетность, чем нарушил условия специального разрешения; Минприроды Крыма уполномочено на принятие решений о досрочном прекращении недропользования (л.д. 112-117 т. 2).
В судебном заседании представитель ООО "Крымская буровая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Минприроды Крыма - доводы отзыва на апелляционную жалобу.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
23 сентября 2015 года Минприроды Крыма принят приказ N 847, которым досрочно прекращено право пользования недрами, осуществляемого по специальному разрешению на пользование недрами N 3221 от 13 декабря 2007 года, выданного Государственной службой геологии и недр Украины ООО "Крымская буровая компания" с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленная разработка нефтяных и газовых залежей на Ковыльненской площади (112,4 кв.км) в Раздольненском районе Республики Крым (л.д. 30 т. 1, л.д. 2 т. 2).
30 сентября 2015 года копию этого приказа заявитель получил (л.д. 29 т.1).
В названном приказе указано, что он издан на основании пункта 3 части 1, пунктов 2 и 8 части 2 статьи 20, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", в соответствии с рекомендациями Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (пункт III протокола N 9 от 10 сентября 2015 года).
Протоколом N 9 от 10 сентября 2015 года Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым по третьему вопросу, находящемуся на рассмотрении, решено: досрочно прекратить недропользование заявителя по указанному разрешению, которое мотивировано отсутствием у заявителя договора аренды скважины N 10, непредставлением геологического и технического проектов для ООО "Крымская буровая компания" на бурение скважины N 10, в нарушение пункта 6 особых условий специального разрешения неподачей отчетов по формам 5-гр., 6-гр., 7-гр. за 2014 год, по этим нарушениям 27 апреля 2015 года выдано предписание, которое не исполнено (л.д. 148-150 т. 1, л.д. 3-9 т. 2).
Из указанного выше специального разрешения от 13 декабря 2007 года N 3221 следует, что по законодательству Украины заявитель получил сроком до 12 августа 2016 года право на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку нефтяных и газовых залежей на Ковыльненской площади (112,4 кв.км) в Раздольненском районе Республики Крым (л.д. 66, 68-71 т. 1).
Одним из условий такого недропользования является исполнение заявителем обязанности ежегодно представлять отчетность в ГНПП "Геоинформ Украины" относительно опытно-промышленной разработки согласно форме 6-гр., о чем указано в пункте 6 особых условий специального разрешения.
Соглашением N 3221 от 28 марта 2013 года (приложение к специальному разрешению) установлены условия пользования недрами, в том числе недропользователь обязан предоставлять информацию о пользовании недрами (пункт 5.3) (л.д. 63, 72-81 т. 1).
Заявитель не оспаривает того факта, что он не подавал отчетности, указанной в особых условиях специального разрешения, причиной чего является неосуществление заявителем опытно-промышленной разработки недр, только при производстве которой у заявителя возникает обязанность подавать отчетность.
26 июня 2015 года постановлением N 0159/25 ООО "Крымская буровая компания" привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что выразилось в неподаче отчетности по форме 6-гр. по недропользованию по специальному разрешению от 13 декабря 2007 года N 3221. 21 ноября 2015 года вступил в законную силу судебный акт по делу N А83-2549/2015, которым отказано в удовлетворении требований об отмене названного постановления N 0159/25. В кассационном порядке судебные акты первой и второй инстанций оставлены без изменения. Эти обстоятельства подтверждаются судебными актами (л.д. 134-138 т. 1, л.д. 63-70 т. 2, л.д. 123-125 т. 2).
26 февраля 2015 года постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-2548/2015 признано незаконным и отменено постановление N 0158/25 от 26 июня 2015 года о привлечении ООО "Крымская буровая компания" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что выразилось в отсутствии геологического и технического проектов бурения скважин, которые являются частью специального разрешения (л.д. 126-129 т. 2). Сведений о пересмотре этого судебного акта в кассационном порядке нет.
27 апреля 2015 года Минприроды Крыма вынесено предписание N 3, которым на ООО "Крымская буровая компания" возложена обязанность представить в срок до 29 мая 2015 года действующий договор аренды скважины N 10, полный геологический и технологический проекты на строительство поисковой скважины N 10 и копию отчета по форме 6-гр. за 2014 год. Данное предписание является предметом судебного обжалования, после отмены 23 февраля 2016 года в кассационном порядке ранее принятых судебных актов по делу N А83-1834/2015 дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Крым (л.д. 130-132 т. 2).
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (ред. от 13 июля 2015 года) "О недрах" (далее - Закон о недрах) право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона.
Полномочия Минприроды Крыма о досрочном прекращении права пользования участками недр подтверждаются:
- пунктами 1.15 и 22 соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2014 года N 886-р, которым с 26 мая 2014 года на три года Совету министров Республики Крым переданы полномочия Российской Федерации по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр (л.д. 53-58 т. 2);
- пунктом 3.4 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 года N 136, которым в целях выполнения поставленных задач на Министерство в установленном законодательством порядке возложены функции в сфере регулирования отношений недропользования по переданным полномочиям Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе принятие решений о досрочном прекращении права пользования участками недр.
Части 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривают, что пользование участками недр на территориях Республики Крым на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на условиях таких специальных разрешений (лицензий) в соответствии со статьей 12 указанного Федерального конституционного закона; эти специальные разрешения (лицензии), а также условия таких специальных разрешений (лицензий) изменению и переоформлению не подлежат.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах установлен исчерпывающий перечень случаев досрочного прекращения права пользования недрами. В частности, пункт 2 предусматривает в качестве основания досрочного прекращения - нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, а пункт 8 - непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах. Эти пункты указаны в оспариваемом приказе о досрочном прекращении права пользования недрами.
При этом, статья 21 Закона о недрах устанавливает порядок досрочного прекращения права пользования недрами, по которому:
- в случаях, предусмотренных пунктами 1 (возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами) и 4 (возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие) части второй и частью третьей статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр;
- в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей участников, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, Минприроды Крыма не направляло заявителю письменного уведомления о допущенных нарушениях и не предлагало заявителю устранить эти нарушения в течение трех месяцев, решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято без соблюдения трехмесячного срока, установленного статьей 21 Закона о недрах. Такие обстоятельства являются нарушением закона и прав заявителя, как следствие, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным. Такая позиция изложена в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А83-332/2015.
Направленное в адрес заявителя 27 апреля 2015 года Минприроды Крыма предписания N 3 не может быть принято апелляционным судом как письменное уведомление о допущенных нарушениях, поскольку это предписание до настоящего времени является предметом судебного разбирательства.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ Минприроды Крыма не доказало и не привело в оспариваемом приказе о досрочном прекращении права пользования недрами обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта. Данный приказ содержит только ссылку на нормы законодательства, в соответствии с которыми принят приказ, без указания конкретных обстоятельств и оснований для досрочного прекращения права пользования недрами.
Отсутствие обоснования в ненормативном правовом акте влечет для государственного органа, принявшего оспариваемый акт, утрату возможности доказать законность и обоснованность принятия такого акта. Такая позиция высказана в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А83-809/2015.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что ненормативный правовой акт принят уполномоченным органом, но этот акт не соответствует указанным выше федеральным законам Российской Федерации, Минприроды Крыма нарушило порядок принятия такого акта, оспоренный ненормативный правовой акт нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как без специального разрешения на пользование недрами заявитель не вправе осуществлять свой основной вид деятельности - разведочное бурение. Судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании чего Минприроды Крыма обязано возместить заявителю понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в суммах 3 000 руб. и 1 500 руб. Факт уплаты подтверждается платежными поручениями (л.д. 25 т. 1, л.д. 109 т. 2).
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 февраля 2016 года по делу N А83-4616/2015 отменить.
Заявление ООО "Крымская буровая компания" удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 847 от 23 сентября 2015 года.
Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым; ОГРН 1149102000860) в пользу ООО "Крымская буровая компания" (295034, ул. Шполянской, д. 7/9, лит. Б, г. Симферополь; ОГРН 1149102080544) расходы по государственной пошлине в сумме 4 500,00 рублей (четыре тысячи пятьсот руб. 00 коп.).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4616/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-2271/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КРЫМСКАЯ БУРОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым