• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КОММЕНТАРИЙ К СОГЛАШЕНИЮ О ПАРТНЕРСТВЕ МЕЖДУ ЕС И УЗБЕКИСТАНОМ

Комментарий
к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном 1996 г.

 

Отношения Республики Узбекистан и Европейского Союза, Европейского сообщества, сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенного 21 июня 1996 года в г. Флоренция (Италия). Соглашение вступило в силу с 1 июля 1999 года после прохождения им ратификации в Парламенте Республики Узбекистан (Олий Мажлисе), Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и сообществ.

Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение содержит преамбулу, 102 статьи, пять приложений и протокол.

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) были заключены Европейским Союзом с 11 бывшими республиками Советского Союза (со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана, при этом соглашения с Беларусью и Туркменистаном так и не вступили в силу). "Прототипом" всех подобных соглашений, заключенных в период 1994-1996 г.г., стало СПС между ЕС и Россией 1994 г. Содержание и сам текст таких соглашений чрезвычайно схож, поэтому Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно назвать своего рода типовым соглашением. Тем не менее, каждое соглашение уникально и закрепляет конкретные вопросы сотрудничества с учетом специфики двусторонних отношений данной страны СНГ с Европейским Союзом, приоритетов и сфер взаимных интересов.

СПС - рамочное соглашение. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским Союзом 1996 г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1996 г. носит базовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Узбекистаном. СПС имеет рамочный характер, т.к. многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений (например, статьи 16-18).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским Союзом (СПС) мыслилось его создателями как логическое продолжение Соглашения между СССР и Европейскими сообществами о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве 1989 г., что отмечается в преамбуле и ст. 101 СПС. После вступления в силу СПС заменило своими положениями Соглашение 1989 г., применявшееся к отношениям между Узбекистаном и ЕС mutatis mutandis.

Соглашение 1996 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Республикой Узбекистаном и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдается построению тесных экономических отношений. Однако, среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий Узбекистана по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является документом комплексного характера, направлено на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизнедеятельности.

СПС закладывает общие принципы сотрудничества Узбекистана и Союза, такие, как:

- уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г. (ст. 2),

- сотрудничество с другими независимыми государствами Центральной Азии (ст. 3).

Политическое сотрудничество на основе СПС, именуемое в Соглашении 1996 г. политическим диалогом, включает установление более активных политических связей путем экономического сближения, содействие сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности при укреплении тем самым безопасности и стабильности, сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека (ст. 4). Такой политический диалог должен проводиться регулярно, в одной из форм, перечисленных в статьях 5-7 СПС.

Важнейшие положения СПС закреплены в Разделе III "Торговля товарами". Данный раздел определяет основные принципы товарооборота между Узбекистаном и Европейским Союзом. Положения раздела применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстильной продукции, угля и изделий из стали, ядерных материалов (статьи 16-18 СПС), правовой режим торговли которыми должен определяться отдельными соглашениями.

Стороны ввели в торговых отношениях между собой принцип свободы транзита. Каждая из них обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой. Также каждая из Сторон предоставляет другой освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации и в соответствии со своими международными обязательствами и внутренним законодательством.

По общему правилу, установленному в СПС, товары, происходящие из Узбекистана, ввозятся в Сообщество без количественных ограничений, как и товары, происходящие из Сообщества, ввозятся в Узбекистан (ст. 11).

Существенным положением СПС является возможность введения Сторонами мер предосторожности и антидемпинговых процедур в отношении товаров, импортируемых на территорию друг друга с целью защиты собственного внутреннего рынка. Однако подобные защитные меры от демпинга и субсидий должны применяться только после прохождения процедуры, предусмотренной в ст. 13 СПС, в частности после консультаций Сторон в Комитете сотрудничества, создаваемого на основе СПС.

Соглашение не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по основаниям, перечисленным в ст. 15. Статья 15 СПС с Узбекистаном к таким основаниям причисляет общественную мораль, правопорядок и общественную безопасность, защиту здоровья и жизни людей, животных или растений, защиту природных ресурсов, защиту национальных художественных, исторических и археологических ценностей, охрану интеллектуальной собственности, применение правил относительно серебра и золота.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве уделяет также значительное внимание положениям, связанным с передвижением лиц и услуг. Этому посвящен Раздел IV "Положения о предпринимательской деятельности и инвестициях".

Сообщество, входящие в него государства-члены и Республика Узбекистан договорились о предоставлении возможности гражданам другой Стороны быть принятыми на работу на их территории на основе принципа недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения и увольнения.

Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в том, что касается учреждения компаний, деятельности дочерних компаний и филиалов компаний другой стороны. Положения СПС об учреждении и деятельности компаний не распространяются на воздушный и внутренний водный транспорт.

В отношении предоставления трансграничных услуг Узбекистан и Европейский Союз предпримут необходимые шаги к поступательной либерализации в сфере оказания услуг узбекскими компаниями и компаниями Сообщества, учрежденными в иной стороне, нежели из которой происходит лицо, которому услуги предназначаются, принимая во внимание развитие сектора услуг в# сторон (ст. 29).

Некоторые виды трансграничных услуг специально оговариваются в СПС. Так, в отношении морского транспорта Стороны договорились сотрудничать на основе принципа беспрепятственного доступа к международному рынку и транспортным перевозкам на коммерческой основе.

СПС предусматривает возможность заключения специальных соглашений по предоставлению трансграничных услуг в области транспорта в той степени, в которой данная сфера не охвачена самим Соглашением.

Положения СПС относительно предоставления режима наибольшего благоприятствования при обеспечении движения лиц и услуг между Сторонами не затрагивают налоговые преференции между ними, как существующие, так и будущие, предоставленные на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других налоговых договоренностей.

Соглашение между Узбекистаном и Европейским Союзом закрепляет важные положения относительно движения капиталов и платежей (ст. 40). В соответствии с СПС, Стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами.

Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве затрагивает практически все аспекты экономических связей с Узбекистаном, вытекающие из осуществления в ЕС принципов общего рынка - свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов.

В Соглашении 1996 года Узбекистан и Европейский Союз в области охраны интеллектуальной собственности Стороны договорились строить свои отношения на базе основных международных конвенций по охране промышленной собственности и защите авторских прав (ст. 41).

Статья 42 СПС закрепила положения о сближении законодательства Сторон в качестве важного условия для развития и укрепления экономических связей между Узбекистаном и Сообществом. Как указано в упомянутой статье, Узбекистан стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Процесс гармонизации права обозначен Сторонами в различных отраслях права. В частности, Соглашение предусматривает сближение законодательства по таким вопросам, как таможенное законодательство; право компаний; законодательство о банковских и других финансовых услугах; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; интеллектуальная собственность; охрана труда; правила конкуренции включая все вопросы воздействующие на торговлю; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт и телекоммуникации. В этой связи, Сообщество обязуется обеспечивать Узбекистан соответствующей технической помощью в целях имплементации этих мер.

Разнообразные по своему характеру положения содержатся в Разделе VII "Экономическое сотрудничество". Согласно ст. 43, в задачу такого сотрудничества входит содействие проведению экономических и социальных реформ и перестройке экономики Узбекистана, исходя из потребностей устойчивого развития и гармоничного социального развития при учете в полной мере экологического фактора.

 

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Раздел VI

Экономическое сотрудничество Узбекистана и Союза на основе СПС охватывает проведение мероприятий как в экономической сфере, так и в околоэкономических областях деятельности. Сотрудничество концентрируется на экономическом и социальном развитии, развитии человеческих ресурсов, поддержке предприятий (включая приватизацию, инвестиции и развитие финансовых услуг), сельском хозяйстве и продовольствии, энергетике и мирном использовании атомной энергии, транспорта, вопросах туризма, услуги почтовой связи и телекоммуникации; защиты окружающей среды и регионального развития.

Отдельными разделами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривается сотрудничество в области демократии и прав человека, сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности, предупреждению и контролю незаконной иммиграции, культурное сотрудничество, а также финансовое сотрудничество.

Для достижения целей Соглашения Узбекистан пользуется временным финансовым содействием со стороны Сообщества в рамках программы ТАСИС. Данная программа была создана решением Европейского Совета в декабре 1990 г. Цели и области финансового содействия определяются в специальной "индикативной" программе. Такая программа на период 2000-2006 г.г. утверждена Регламентом Совета (ЕС) 99/2000 от 29 декабря 1999 г., касающимся оказания партнерской помощи государствам Восточной Европы и Центральной Азии. Данный Регламент является юридической базой для функционирования программы ТАСИС на указанный срок.

Для реализации своих положений Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1996 г. предусматривает создание специальных структур - Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества, Комитета Парламентского сотрудничества.

Совет сотрудничества заседает на уровне министров, состоит из членов Правительства Республики Узбекистан, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС. Совет сотрудничества осуществляет наблюдение за применением СПС, изучает основные проблемы, возникающие в рамках СПС, и любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес Сторон, делает соответствующие рекомендации, рассматривает споры между Сторонами, возникающие по вопросам применения и толкования СПС. Совет сотрудничества самостоятельно определяет свои правила процедуры. Председательство в Совете сотрудничества осуществляется попеременно представителями Узбекистана и Европейского Союза.

Комитет сотрудничества заседает на уровне министров и состоит из членов Правительства Республики Узбекистан, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС. Комитет сотрудничества оказывает содействие Совету сотрудничества в выполнении им своих обязанностей, в том числе и путем подготовки его заседаний. Комитет сотрудничества выполняет все обязанности, возложенные на него СПС и правилами процедуры Совета сотрудничества. Совет сотрудничества может также делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества.

Совет сотрудничества может принять решение о создании любого другого специального органа для содействия своей деятельности.

Комитет парламентского сотрудничества состоит из членов Олий Мажлиса Республики Узбекистан и членов Европейского парламента. Собственные правила процедуры и периодичность заседаний Комитет определяет самостоятельно. Комитет Парламентского сотрудничества может запрашивать необходимую информацию о применении СПС в Совете сотрудничества, информируется о рекомендациях Совета сотрудничества, может давать рекомендации Совету сотрудничества.

 

Авторы комментария: д.ю.н. проф. Кашкин С.Ю.,

к.ю.н. Калиниченко П.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.