Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2016 г. N 09АП-30292/16

ГАРАНТ:

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2016 г. N Ф05-18284/16 настоящее постановление оставлено без изменения

г. Москва

 

18 августа 2016 г.

Дело N А40-24922/16

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,

судей:

Румянцева П.В., Марковой Т.Т.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Авиакомпания "Ютэйр"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2016 по делу N А40-24922/16, принятое судьей Лариным М.В. (шифр судьи 107-202)

по заявлению ПАО "Авиакомпания "Ютэйр"

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя:

Потапова Т.Н. по доверенности от 01.01.2016;

от заинтересованного лица:

Кожевников Д.С. по доверенности от 14.12.2015;

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2016 в удовлетворении заявленных ПАО "Авиакомпания "Ютэйр" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество) требований о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) от 24.08.2015 N 223 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.

Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, Общество на основании статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации 19.06.2015 представило в Инспекцию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) уведомление об участии в 19-ти иностранных организациях (далее - уведомление), при сроке представления уведомления в 2015 году по состоянию на 15.05.2015 на основании статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее - Закон N 376-ФЗ) не позднее 15.06.2015, в связи с чем, налоговый орган на основании статьи 101.4 НК РФ составил акт от 03.07.2015 N 325 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушений, рассмотрел возвращения и вынес оспариваемое решение от 24.08.2015 N 223, которым привлек к ответственности по пункту 2 статьи 129.6 НК РФ в виде штрафа в размере 475 000 р., с учетом смягчения на основании статей 112, 114 НК РФ в два раза (штрафа за участие в 1 иностранном лице - 50 тыс. р.).

Решением ФНС России по жалобе от 07.12.2015 N СА-4-9/21361@ оспариваемое решение инспекции отменено в части штрафа в размере 237 500 руб., в связи с применением смягчающих обстоятельств и уменьшением оставшейся по решению суммы штрафа в 2 раза, в остальной части решение оставлено без изменения (заявление направлено в суд 15.02.2016).

Общество, оспаривая решение Инспекции от 24.08.2015 N 223, указывает на следующие обстоятельства:

1) статья 25.14 НК РФ не содержит запрет на представление уведомления на бумажном носителе, в связи с чем, направленное по почте 15.06.2015 уведомление, полученное налоговым органом 23.06.2015, считается надлежащим образом представленным;

2) положения статьи 129.6 НК РФ сходи по своей правовой природе со статьей 119 НК РФ, поскольку предусматривают основания для привлечения к ответственности только в случае не представления уведомления (декларации) в установленный срок, но не в случае не представления отчетности не по установленной форме или в не установленном формате (то есть на бумажном носителе вместо электронного вида и формы).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 25.14 НК РФ уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 376-ФЗ уведомление об участии в иностранных организациях в 2015 году представляется в налоговый орган с учетом следующих особенностей:

1) уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@ утверждены формы и форматы уведомления, а также порядок его представления в налоговые органы, согласно которому:

1) налогоплательщиком - юридическим лицом формируется уведомление в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и представляется по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган;

2) при представлении в налоговый орган уведомления и получении от налогового органа квитанции о приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик не направляет в налоговый орган Уведомление на бумажном носителе;

3) датой представления уведомления в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки;

4) налогоплательщик в течение следующего рабочего дня после отправки уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен получить:

- подтверждение даты отправки;

- квитанцию о приеме (уведомление об отказе в приеме), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

При получении уведомления об отказе в приеме налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру представления уведомления.

В силу пункта 12 приложения N 4 к указанному выше приказу уведомление не считается принятым налоговым органом:

- в случае представления налогоплательщиком (его представителем) уведомления в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого уведомления;

- в случае если уведомление не соответствует утвержденному формату;

- в случае отсутствия в уведомлении усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-налогоплательщика.

Учитывая положение пункта 4 статьи 25.14 НК РФ и Приказа ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@ суд первой инстанции правильно счел, что уведомления об участии в иностранных организациях представляются юридическими лицами, в том числе состоящими на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков, в налоговые органы только в электронной форме и исключительно по ТКС, при этом, поскольку иным образом представление уведомления данными нормами не предусмотрено, то уведомление направленное не в электронной форме и не по ТКС, в том числе на бумажном носителе, не считается представленным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Следовательно, поскольку уведомление об участии в иностранных организациях по состоянию на 15.05.2015 было представлено обществом в электронной форме по ТКС только 19.06.2015, при сроке представления 15.06.2015, то налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.6 НК РФ, при этом, поступившее позднее 23.06.2015 уведомление, направленное на бумажном носителе по почте 15.06.2015, в силу указанного выше толкования судом статьи 25.14 НК РФ и Приказа ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@, не считается представленным.

Довод Общества о применении в данном случае положений статьи 119 НК РФ по аналогии, со ссылкой на Постановления Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11482/08 и от 17.02.2009 N 11500/08, не принимаются по следующим основаниям.

Поскольку представление уведомления об участии в иностранных организациях является обязательным, само уведомление содержит данные необходимые для осуществления налогового контроля, то в данном случае к порядку представления уведомления можно по аналогии применить порядок представления налоговых деклараций (расчетов) установленный статьей 80 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота следующими категориями налогоплательщиков:

- налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

- налогоплательщиками, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Согласно пункту 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) (подпункт 3).

Следовательно, налогоплательщики, обязанные в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ предоставлять декларации только в электронной форме по ТКС, при направлении или представлении деклараций по почте на бумажном носителе данные декларации не будут считаться представленными в налоговый орган, что дополнительно подтверждается положениями пункта 5 статьи 174 НК РФ, в которых прямо предусмотрено, что "при представлении налоговой декларации по НДС на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной".

Статья 119 НК РФ, также как и статья 129.6 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока представления декларации (уведомления), а не за нарушение формы или формата их представления, однако, начиная с 01.01.2015, в связи с изменением налогового законодательства, в частности статей 23, 31, 80 и 174 НК РФ, которым расширены права и возможности налогоплательщиков на получение и представление документов и отчетности в электронном виде, при установлении специальной нормой обязанности по представлению отчетности или сведений (уведомления) только в электронной форме по ТКС, представление на бумажном носителе не будет считаться надлежащим представлением и соответственно повлечет ответственность по данным статьям как за не представление.

Приведенная налогоплательщиком судебная практика Президиума ВАС РФ не учитывала особенности изменения налогового законодательства с 01.01.2015, в связи с чем, не может применяться к правоотношениям по предоставлению отчетности и иных обязательных сведений (в том числе уведомления) с 2015 года.

Направленное налогоплательщиком по почте 15.06.2015 уведомление в силу перечисленных выше особенностей установленных статьями 23, 25.14 и 80 НК РФ не считается представленным, следовательно, единственное надлежащим образом представленной в электронной форме по ТКС уведомление от 19.06.2015 было с нарушением установленного статьей 4 Закона N 376-ФЗ срока, в связи с чем, налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к ответственности предусмотренной пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ, уменьшив сумму штрафа в 4 раза (с учетом решения ФНС России), что является основанием для применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.04.2016 по делу N А40-24922/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

 

Председательствующий судья

Ж.В. Поташова

 

Судьи

П.В. Румянцев
Т.Т. Маркова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А40-24922/2016


Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2016 г. N Ф05-18284/16 настоящее постановление оставлено без изменения


Истец: ПАО Авиакомпания ЮТЭйр

Ответчик: Межрайонная инспекция N6 ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6