Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А65-10900/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" (процессуальная замена на общество с ограниченной ответственностью "Спецхимремонт") - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представителя Сабаевой Д.Л. (доверенность от 11.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2016 года по делу N А65-10900/2016 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" (ОГРН 1131690053164, ИНН 1624446197), Республика Татарстан, Пестречинский район, с.Кулаево, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения N 45371А об отказе в государственной регистрации от 19 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" (далее - ООО "АЛКОНС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республики Татарстан (далее - налоговый орган, регистрирующий орган инспекция) N 45371А от 19 октября 2015 года об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АЛКОНС" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республики Татарстан N 45371А об отказе в государственной регистрации от 19 октября 2015 года, ссылаясь на то, что неприемлемость примененной судом аналогии закона в отношении присоединения. Оспариваемый отказ привел к дополнительным временным затратам. Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица судом не было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, являющееся распорядителем бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецхимремонт" - правопреемник общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" заявило ходатайство о процессуальной замене заявителя по делу: общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" (ОГРН 1131690053164, ИНН 1624446197) на общество с ограниченной ответственностью "Спецхимремонт" (ОГРН 1041625404138, ИНН 1657048226) в связи с реорганизацией в форме присоединения, представив выписку из ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции определил: удовлетворить ходатайство заявителя, произвести процессуальную замену заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" на общество с ограниченной ответственностью "Спецхимремонт" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя регистрирующего органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителем 12 октября 2015 года в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "АККОРД" в связи с присоединением его к ООО "АЛКОНС" представлены документы, установленные п.3 ст.17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий" (вх. N 45371А).
Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан 19 октября 2015 года было принято решение N 45371А об отказе в государственной регистрации в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в связи с тем, что не соблюден установленный Гражданским кодексом Российской Федерации порядок реорганизации, в части соблюдения специального срока предусмотренного для предъявления требований по пункту 1 статьи 60.1 ГК РФ; заявление о регистрации представлено в срок, решение по которому будет принято ранее истечения трех месяцев с момента внесения записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ.
В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан через Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан заявителем 19 января 2016 года была подана жалоба на решение об отказе в государственной регистрации 45371А, которая решением от 10 февраля 2016 года N 2.11-0-30/002701@ оставлена без удовлетворения.
В качестве обоснования своих требований заявитель указал, что регистрирующий орган применил специальную норму права к отношениям, регулируемым общими нормами: в случаях, когда в результате реорганизации происходит создание юридического лица (лиц) действует ограничение, установленное пунктом 4 статьи 57 ГК РФ, в случаях, когда происходит прекращение юридического лица (лиц) действует общая норма пункта 2 статьи 60 ГК, согласно которой предъявление кредиторами требований "не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица".
По мнению заявителя, в рассматриваемом случае действует общее правило пункта 5 статьи 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которой государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
В качестве нарушенного интереса заявитель сослался на свои затраты в сумме 1000 рублей на оформление.
Исходя из ст.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) настоящим федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, что предусмотрено ст.11 Федерального закона N 129-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимых при государственной регистрации внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Перечень документов является исчерпывающим. Закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
Уведомление о реорганизации публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", что предусмотрено приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@.
Пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает, что реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.
Согласно п.4 ст.57 ГК РФ государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).
Пунктом 1 ст.60.1 ГК РФ установлено, что решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
В силу ст.60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации.
На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно абзацу второму пункта 5 статьи 58 ГК РФ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 ГК РФ. Исключением из этого правила является положение пункта 1 статьи 60 ГК РФ об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
Учитывая разъяснения в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", позволившую применять положения абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 ГК РФ не только при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, но и при реорганизации в форме преобразования, исходя из равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, а также аналогии закона (статьи 1 и 6 ГК РФ) положения абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 ГК РФ применимы и к случаям реорганизации в форме присоединения.
Таким образом, документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган с соблюдением двух условий: по истечении тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации" и по истечении трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Несоблюдение установленного ГК РФ порядка реорганизации в части соблюдения специального срока для регистрации юридического лица влечет отказ в государственной регистрации.
В данном случае сведения о начале процедуры реорганизации внесены в ЕГРЮЛ 23 июля 2015 года, запись N 2151690751947. Сообщение о реорганизации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 05 августа 2015 года, повторно 09 сентября 2015 года. Документы для завершения реорганизации представлены инспекции 12 октября 2015 года, то есть до истечения трехмесячного срока с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, в течение которого решение о реорганизации может быть обжаловано.
Таким образом, государственная регистрация в связи с завершением процедуры реорганизации должна осуществляться с соблюдением срока, предусмотренного для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее истечения трех месяцев после внесения записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ.
Вышеприведенные обстоятельства явились основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения N 45371А от 19 октября 2015 года об отказе в государственной регистрации. Нарушений требований законодательства при его вынесении арбитражным судом не установлено.
Кроме того, от ООО "АККОРД" в инспекцию 26 октября 2015 года повторно, с учетом принятого решения об отказе в государственной регистрации от 19 октября 2015 года, поступили документы на государственную регистрацию прекращения деятельности в связи с присоединением к ООО "АЛКОНС". Инспекцией, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации принято решение о государственной регистрации и в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи.
Заявитель не представил доказательств и доводов, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы.
В силу недоказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии закону решения налогового органа, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявления.
Доводы апелляционной жалобы о неприемлемости примененной судом аналогии закона в отношении процедуры присоединения юридического лица отклоняются. В данном случае в силу прямого указания в законе (в п.4 ст.57 ГК РФ) на то, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1), суд первой инстанции обоснованно применил аналогию закона в отношении государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его присоединением к другому. Эти процедуры (прекращение деятельности присоединяемого юридического лица и собственно реорганизация юридического лица, к которому оно присоединяется) неразделимы, одномоментны, так как в соответствии с ч.4 ст.58 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Следовательно вышеуказанные гарантии на обжалование в течение трехмесячного срока решения о реорганизации будут распространяться и на регистрацию прекращения деятельности присоединяемого юридического лица.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемый отказ привел к дополнительным временным затратам, отклоняется, так как в данном случае у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле в качестве третьего лица не было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, являющееся распорядителем бюджетных средств, не принимается. Оснований для привлечения указанного лица к участию в деле не имеется. Само по себе то обстоятельство, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан является распорядителем бюджетных средств, не свидетельствует о необходимости его привлечения к участию в любом судебном процессе, в котором обжалуются действия органов, в отношении которых он выступает главным распорядителем. При этом в настоящем деле действия указанного государственного органа не оспариваются.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 07 сентября 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 48, 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену заявителя по делу: общества с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" (ОГРН 1131690053164, ИНН 1624446197) на общество с ограниченной ответственностью "Спецхимремонт" (ОГРН 1041625404138, ИНН 1657048226) в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2016 года по делу N А65-10900/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АЛКОНС" в лице Мамонтова Сергея Геннадьевича из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 07 октября 2016 года государственную пошлину в размере 500 (Пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10900/2016
Истец: ООО "АЛКОНС", Пестречинский район, с.Кулаево, ООО "Спецхимремонт"
Ответчик: Межрайоннная инспекция Федеральной налоговой службы России N18 по Республике Татарстан, г.Казань