Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2016 г. N 20АП-7760/16

 

Тула

 

27 декабря 2016 г.

Дело N А62-4508/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2016.

Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2016.

 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1046706012275, ИНН 6722016850) - Грязновой Е.А. (доверенность от 10.10.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1036706004499, ИНН 6722016000), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2016 по делу N А62-4508/2016 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" (далее - общество, заявитель, ООО "ВЛК") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.02.2016 N 09-06/5 в части отказа в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 292 346 рублей.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО "ВЛК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Общество указывает на то, что и в адрес налогового органа, и на обозрение суда первой инстанции предоставлялись счета-фактуры, оформленные надлежащим образом, с выделенной суммой НДС определенной расчетным путем.

При этом заявитель апелляционной жалобы обращает внимание, что инспекция не ставит под сомнение, что обществом расчет НДС произведен правильно, а также не оспаривает факт того, что приобретенные горюче-смазочные материалы использовались для хозяйственно-производственных нужд ООО "ВЛК".

Кроме того, по мнению ООО "ВЛК", при буквальном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации не усматривается зависимости права на применение обществом вычета по НДС от выделения либо невыделения НДС отдельной строкой в расчетных документах.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители общества в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.

Результаты проверки оформлены актом выездной налоговой проверки от 22.01.2016 N 09-06/3.

По результатам выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.02.2016 N 09-06/5, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 90 583 рублей, статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 411 829 рублей. Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 292 346 рублей, перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 30 000 рублей и соответствующие суммы пени в размере 130 055 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 16.06.2016 N 80 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 29.02.2016 N 09-06/5, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров, работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, исполнив упомянутые требования Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.

Из материалов дела следует, что ООО "ВЛК" в 2014 году предъявило к вычету НДС по приобретенным горюче-смазочным материалам (далее - ГСМ) за наличный расчет на АЗС без счета-фактуры. На АЗС выдавали кассовый чек контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), в кассовых чеках сумма НДС не выделена.

Вместе с тем пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации допускается, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг). При этом документы должны достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет. Выделение в кассовом чеке НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему налога и включить ее в состав налоговых вычетов.

При этом если сумма налога продавцом не указана в кассовом чеке, покупателю определить ее расчетным путем в целях получения вычета нельзя.

Судом установлено, что в проверяемом периоде налогоплательщиком самостоятельно заполнялась счет-фактура за отчетный месяц на сумму приобретенного ГСМ за наличный расчет на основании кассовых чеков ККТ и вносилась в книгу покупок.

В ходе проверки проведен допрос главного бухгалтера ООО "ВЛК" Титовой М.В. (протокол допроса от 20.11.2015 N 176), согласно показаниям которой работник юридического отдела ООО "ВЛК" сказал, что бухгалтер имеет право возместить НДС по приобретенным ГСМ за наличный расчет, так как для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, требования по оформлению документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными при выдаче кассового чека и привел судебные решения по делам.

В ходе проверки установлено что, в кассовых чеках, полученных ООО "ВЛК" на АЗС, сумма НДС не выделена.

Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, ООО "ВЛК" в нарушение пунктов 1, 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде завышена сумма НДС, предъявленная к вычету по ГСМ за наличный расчет на АЗС без счетов-фактур, в кассовых чеках сумма НДС не выделена.

По результатам выездной налоговой проверки в нарушение пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "ВЛК" излишне предъявлена к вычету сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за проверяемый период на сумму 292 346 рублей.

Налоговый орган не оспаривает тот факт, что документами, представленными заявителем, подтверждается факт покупки ГСМ, их принятие на бухгалтерский учет, а также, что именно сотрудники ООО "ВЛК" закупались ГСМ, по которым впоследствии был заявлен вычет по НДС.

При этом судом первой инстанции правомерно учтено следующее.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 13.05.2008 N 17718/07, налогоплательщик при отсутствии счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную ему поставщиком к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О следует, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым налоговым законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет.

В данном случае общество предъявило к вычету НДС в отношении приобретенных за наличный расчет ГСМ на основании чеков ККМ автозаправочных станций, не имея соответствующих счетов-фактур. При этом НДС в кассовых чеках не выделен отдельной строкой.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у общества нет документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные ГСМ.

Тот факт, что ГСМ приобретались работниками общества, выступающими при их приобретении в качестве физических лиц, а в силу пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению продавцы считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если ими выдан кассовый чек, не является основанием, свидетельствующим о наличии у общества права на налоговый вычет.

Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемых товаров (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с пунктом 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Как указано в пункте 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок предъявления сумм НДС продавцом покупателю (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур), установленный пунктами 3 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, будет выполнен организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, если покупателю выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.

Обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Такое требование не установлено и нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что торговая организация или индивидуальный предприниматель могут осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю и, следовательно, применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы и при этом не являться плательщиками НДС.

В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные условия применения налоговых вычетов по НДС, при соблюдении которых налогоплательщик при исчислении НДС принимает к вычету налог, предъявленный ему продавцами товаров (работ, услуг). Выделение в кассовом чеке суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов.

Нормы статей 169 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.

Следовательно, налогоплательщик в отсутствие у него документов (счетов-фактур, кассовых чеков или иных документов), в которых была бы указана конкретная сумма НДС, уплаченная продавцу, не вправе расчетным путем определить ее для последующего предъявления к вычету.

Поскольку общество обязано было представить документы, подтверждающие заявленную сумму налогового вычета, но оно такими документами не располагало, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции общества по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Поскольку определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 ООО "ВЛК" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы до рассмотрения ее по существу, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2016 по делу N А62-4508/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" (215110, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина, д. 56, ОГРН 1036706004499, ИНН 6722016000) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий

В.Н. Стаханова

 

Судьи

Н.В. Еремичева
Е.В. Мордасов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А62-4508/2016


Истец: ООО "Вяземский льнокомбинат"

Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области, Межрайонная ИФНС России N2 по Смоленской области