г.Самара |
|
7 июля 2017 г. |
Дело N А55-11034/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балакиревой Е.М. и Пышкиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 5 мая 2017 года по делу N А55-11034/2017 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации городского округа Самара об установлении границ земельного участка, вынесенное судьей Селиваткиным П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевым А.Ю.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ТУ Росимущества в Самарской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского округа Самара (далее Администрация, ответчик) об установлении границ принадлежащего Российской Федерации на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул. Белорецкая 1-я, д.6, в точках каталога координат, в соответствии с межевым планом от 13.04.2016, составленным обществом с ограниченной ответственностью "СВЗК".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2017 исковое заявление возвращено на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, установленный частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец с определением не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить.
Истец считает обжалуемое определение незаконным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств дела.
При этом истец исходит из того, что по спорам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный порядок (в том числе претензионный) порядок их разрешения, на что неоднократно указывалось в судебной практике, в частности в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 19-КГ15-37 от 15.12.2015. Истец полагает, что суд не вправе вернуть или оставить без рассмотрения исковое заявление об установлении границ земельного участка со ссылкой на то, что им не соблюден установленный федеральным законом досудебный порядок урегулирования спора. Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент составления межевого плана от 13.04.2016, представленного в обоснование заявленных требований, досудебный порядок урегулирования споров не предусматривался.
Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу истца не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Истец обратился в суд с иском об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул. Белорецкая 1-я, д.6, в точках каталога координат, в соответствии с межевым планом от 13.04.2016, составленным обществом с ограниченной ответственностью "СВЗК".
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей на дату обращения истца в суд и дату вынесения обжалуемого определения, спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.
Истец доказательства принятия мер по досудебному урегулированию спора с ответчиками суду не представил.
Довод истца о том, что по спорам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный порядок (в том числе претензионный) порядок их разрешения, со ссылкой на Определение Верховного Суда Российской Федерации N 19-КГ15-37 от 15.12.2015, является необоснованным, поскольку правило о досудебном порядке урегулирования по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами, за исключением дел, указанных в части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, введено в действие с 01.07.2016 Федеральным законом N 47-ФЗ от 02.03.2016.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Белорецкая 1-я, д.6, имеет статус ранее учтенного и является смежным с землями в границах муниципального образования "Городской округ Самара", государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 части 3 указанной статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Следовательно, орган местного самоуправления городского округа при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет полномочия собственника.
Поэтому, поскольку земельный участок, с требованием об установлении границ которого истец обратился к Администрации, граничит с землями, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления, Администрация является лицом, с которым должны согласовываться границы земельного участка.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Как следует из представленного истцом акта согласования местоположения границ земельного участка 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Белорецкая 1-я, д.6, границы земельного участка с Администрацией не согласованы. Письменные возражения Администрации относительно согласования границ земельного участка к акту не приложены.
Согласно части 5 статьи 40 указанного Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом, установленный Федеральным законом "О кадастровой деятельности" (до 01.01.2017 Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), досудебный порядок урегулирования спора по определению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Белорецкая 1-я, д.6, не соблюден.
В соответствии с пунктом 5 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.
Принимая во внимание, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора по определению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109004:541 площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Белорецкая 1-я, д.6, установленный Федеральным законом "О кадастровой деятельности" (до 01.01.2017 Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), а также требования части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату обращения в суд и вынесения судом обжалуемого определения, по принятию мер по досудебному урегулированию спора с ответчикам, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно и в соответствии с нормами материального и процессуального права вынес определение о возвращении искового заявления и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 5 мая 2017 года по делу N А55-11034/2017 о возвращении искового заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
Е.М.Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11034/2017
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Ответчик: Администрация г.о.Самара