Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел II "Стационары" (утв. Гипронииздравом 19 декабря 1989 г.) (отменено)

Пособие по проектированию учреждений здравоохранения
СНиП 2.08.02-89)
Раздел II "Стационары"
(утв. Гипронииздравом 19 декабря 1989 г.)

ГАРАНТ:

С введением в действие СНиП 31-06-2009 настоящее справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 отменено. Его использование допустимо в пределах действующей нормативной документации

Приказом Минрегиона России от 1 сентября 2009 г. N 390 СНиП 2.08.02-89, к которому утверждено настоящее пособие, изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г., с изменением номера на СНиП 31-06-2009

Раздел I - Общие положения. Инженерное оборудование.

Раздел II - Стационары.

Раздел III - Специализированные, вспомогательные подразделения и служебно-бытовые помещения.

Раздел IV - Амбулаторно-поликлинические учреждения.

Раздел V - Станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови с виварием, молочные кухни и раздаточные пункты, аптеки, контрольно-аналитические лаборатории.

 

Стационарные учреждения - общие положения
(многопрофильные и специализированные больницы, стационары диспансеров, родильные дома)

 

1. Больницы являются лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для оказания населению стационарной помощи. Больницы могут проектироваться в комплексе с поликлиникой или станцией скорой и неотложной медицинской помощи, роддомом, перинатальным центром.

2. Мощность и структура больницы определяются потребностью населения обслуживаемой зоны в основных видах стационарной помощи. В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяются на:

- участковые больницы;

- районные больницы;

- центральные районные больницы;

- городские больницы;

- областные (краевые) больницы;

- республиканские больницы;

- ведомственные больницы.

Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские.

3. Специализированные больницы (инфекционная, туберкулезная, психиатрическая и т.п.) предназначены для оказания стационарной помощи определенного профиля.

4. Родильные дома - специализированные стационарные учреждения, оказывающие медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, гинекологическим больным (при наличии гинекологического отделения).

5. В составе стационарных учреждений могут быть следующие структурные подразделения:

- приемные отделения и помещения выписки, специализированные боксы;

- палатные отделения;

- палатные отделения акушерских стационаров, родовые отделения;

- операционные блоки;

- отделения гемодиализа;

- отделения гипербарической оксигенации;

- отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии;

- отделения гравитационной хирургии крови;

- отделения (кабинеты) функциональной диагностики;

- отделения (кабинеты) эндоскопические;

- специализированные лечебные помещения;

- отделения (кабинеты) физиотерапии, отделения (кабинеты) лечебной физкультуры;

- отделения трудотерапии;

- радиологические отделения (отделения лучевой терапии);

- лаборатории радиоизотопной (радионуклидной) диагностики;

- рентгеновские отделения;

- клинико-диагностические лаборатории;

- патологоанатомические отделения;

- отделения переливания крови;

- центральные стерилизационные отделения;

- аптеки;

- службы приготовления пищи;

- прачечные;

- дезинфекционные отделения;

- служебные и бытовые помещения;

- складские помещения;

- отделения скорой медицинской помощи;

- помещения клинических кафедр.

Приемные отделения, помещения выписки, специализированные боксы, травмапункты

 

1. Основными функциональными задачами отделений приема и выписки больных являются:

- прием, регистрация и распределение больных, поступающих в больницу;

- установление предварительного медицинского диагноза;

- решение вопроса о необходимости стационарного или амбулаторного лечения;

- оказание необходимой медицинской помощи;

- проведение санитарной обработки больных, госпитализируемых в неинфекционные отделения;

- обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний;

- организация эвакуации больных, нуждающихся в лечении в других лечебных учреждениях;

- выписывание больных и выдача справок.

2. Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице или соответствующем отделении: 2% - в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения; 15% - в больницах скорой медицинской помощи, родильных домах, 10% - в остальных больницах.

3. Приемные отделения и помещения выписки больных должны быть отдельными для: детского, акушерского, гинекологического (в акушерском корпусе, роддоме), инфекционного, кожно-венерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений.

Приемные помещения прочих отделений следует проектировать общими и размещать в главном корпусе больницы или в корпусе с наибольшим количеством коек.

Количество потоков больных следует принимать:

1 поток на 800 коек - в больницах туберкулезных и восстановительного лечения;

1 поток на 150 коек - в больницах скорой медицинской помощи;

1 поток на 250 коек - в остальных больницах;

1 поток на 600 коек - в психиатрических больницах.

При этом на каждый поток в больницах (кроме инфекционных, детских и акушерских) следует предусматривать одну смотровую и один санитарный пропускник. Санитарный пропускник для больных при отсутствии отапливаемых переходов должен проектироваться в каждом палатном корпусе. Помещения выписки больных следует предусматривать в каждом отдельном палатном корпусе.

4. В инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделениях:

до 60 коек - 2 бокса;

от 60 до 100 коек - 3 бокса;

от 100 коек - количество боксов должно быть равно 3 + 1 дополнительный бокс на каждые 50 коек в отделениях.

В инфекционных больницах входы, лестничные клетки и лифты должны быть раздельными для приема и выписки больных.

5*. Для приема больных детей в стационар следует организовывать (как и в инфекционных больницах) приемно-смотровые боксы. Число приемно-смотровых боксов следует определять в соответствии с числом коек терапевтического и хирургического профилей:

- терапия - 2%,

- хирургия - 4%.

6. В акушерских стационарах группы приемных помещений (смотровые и помещения санитарной обработки родильниц и беременных) следует предусматривать общие для физиологического отделения и отделения патологии беременности и отдельно для обсервационного, гинекологического отделения. Пути движения больных этих отделений, включая лестничные клетки и лифты, должны быть строго изолированы друг от друга.

7. При приемных отделениях больниц, родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений допускается организация специализированных боксов (рентгеновский, операционный, реанимационный, родовой).

Для оказания экстренной круглосуточной травматологической помощи в больницах, имеющих в своем составе ортопедо-травматологические отделения, организуются травмапункты.

Травмапункты следует размещать на первых этажах зданий. При вестибюлях травмапунктов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

8. Площадь помещений приемных отделений, специализированных боксов и травмапунктов рекомендуется принимать по табл. 1, 2, 3.

 

Таблица 1

 

Рекомендуемая (минимальная) площадь помещений приема

 

N п/п

Наименование помещений

Площадь, м2

Вместимость стационара (койки)

до 100

от 101 до 200

от 201 до 300

от 301 до 400

от 401 до 500

от 501 до 600

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Вестибюль-ожидальная

 

 

 

 

 

 

 

а) детских и акушерских больниц и отделений

12

18

30

42

53

65

 

б) прочих отделений

12

14

24

34

43

54

 

в) уборная при вестибюле

3

3

3x2

6

3x2

6

3x2

6

3x2

6

 

г) справочная

6

6

6

6

6

6

2.

Регистратура

-

-

8

8

8

8

3.

Кладовая для временного хранения вещей больных

-

4

8

10

12

14

4.

Бокс на 1 койку (изоляционно-диагностический)

 

 

 

 

 

 

 

а) в детских больницах с совместным круглосуточным пребыванием матери и ребенка

 

 

27*

 

 

 

 

б) в прочих больницах

 

 

22*

 

 

 

5.

Смотровая

 

 

 

 

 

 

 

а) без гинекологического кресла

 

 

12*

 

 

 

 

б) с гинекологическим креслом

 

 

18*

 

 

 

6.

Санитарный пропускник

 

 

 

 

 

 

 

а) раздевальная

 

 

6*

 

 

 

 

б) ванная с душем

 

 

12*

 

 

 

 

в) одевальная

 

 

6*

 

 

 

 

г) ванная с раздевальной (допускается предусматривать в больницах на 200 и менее коек)

 

 

12*

 

 

 

7.

Помещение для санитарной обработки рожениц и беременных (в родильных домах и акушерских отделениях)

16

16

16

16

16

16

8.

Процедурная

 

 

12*

 

 

 

9.

Перевязочная

-

-

-

22

22

22

10.

Процедурная-перевязочная

-

22

22

-

-

-

11.

Рентгенодиагностический кабинет

по соответствующему разделу

12.

Комната для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатория

10 + 8

10 + 8

10 + 8

10 + 8

-

-

13.

Операционная для срочных операций

 

 

 

 

 

 

 

а) операционная

-

-

-

36

36

36

 

б) предоперационная

-

-

-

10

10

10

 

в) стерилизационная

-

-

-

10

10

10

 

г) помещение для хранения гипса и гипсовых бинтов

-

-

-

-

-

6

14.

Лаборатория для срочных анализов

-

-

-

12

12

12

15.

Эндоскопический кабинет

по соответствующему разделу

16.

Помещения для:

 

 

 

 

 

 

 

а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок

-

-

-

8

8

8

 

б) хранения предметов уборки**

-

-

4

4

4

4

17.

Кабинет заведующего отделением

-

-

10

10

10

10

18.

Комната дежурного врача

-

-

-

-

-

10

19.

Комната старшей медицинской сестры

-

-

-

-

10

10

20.

Уборная для персонала

-

3

3

3

3

3

21.

Комната персонала

-

8

8

8

8

8

22.

Приемно-смотровой бокс:

 

 

 

 

 

 

 

а) в инфекционных больницах

 

 

16*

 

 

 

 

б) в детских неинфекционных больницах и отделениях

 

 

22*

 

 

 

 

в) в детских неинфекционных больницах и отделениях с санобработкой

 

 

27*

 

 

 

23.

Помещения хранения чистого белья (в приемном отделении детских неинфекционных, инфекционных больниц, родильных домов и акушерских отделений)

4

4

4

4

4

4

24.

Санитарный пропускник для персонала (в приемных отделениях инфекционных и детских неинфекционных больниц)

 

 

 

 

 

 

 

а) гардеробная домашней и рабочей одежды

4

4

4

4

6

6

 

б) душевая с раздевальной

3

3

3

3

3

3

25.

Диспетчерская (с отдельным наружным входом в инфекционных больницах и отделениях, в детских неинфекционных больницах на 200 и более коек)

-

-

10

10

10

10

26.

Помещение для временного хранения инфицированного белья и пастельных принадлежностей (с отдельным наружным входом в приемные отделения инфекционных больниц и отделений)

4

4

6

6

6

6

27.

Фильтр для приема рожениц и беременных (в приемных отделениях родильных домов и акушерских отделений больниц)

14

14

14

14

14

14

28.

Место для хранения каталок

4

4

4

4

6

6

______________________________

* Предусматривать независимо от мощности.

** Здесь и далее с трапом, поливочным краном и сушкой.

 

Таблица 2

 

Рекомендуемая (минимальная) площадь специализированных боксов при приемном отделении, помещений травматологических пунктов

 

N п/п

Наименование помещения

Площадь, м2

1

2

3

Рентгеновский бокс

 

1.

Наружный тамбур при входе в бокс

2

2.

Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения

2

3.

Ожидальная (с наружным входом)

10

4.

Уборная при ожидальной

3

5.

Процедурная

48

6.

Комната управления

10

7.

Фотолаборатория

10

8.

Комната врача

10

9.

Кабина для приготовления бария

4

 

Операционный бокс

 

10.

Наружный тамбур при входе в бокс

2

11.

Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения

2

12.

Ожидальная (с наружным входом)

10

13.

Уборная при ожидальной

3

14.

Предоперационная

15

15.

Стерилизационная

6

16.

Операционная

36

17.

Перевязочная

22

18.

Санитарный пропускник для персонала

5

 

Реанимационный бокс

 

19.

Наружный тамбур при входе в бокс

2

20.

Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения

2

21.

Предреанимационная

18

22.

Реанимационный зал

36

23.

Палата интенсивной терапии

13

 

Родовой бокс

 

24.

Тамбур при входе в бокс

2

25.

Помещение санитарной обработки рожениц

12

26.

Родовая на 1 кровать с туалетом для новорожденного

30

27.

Подготовительная персонала с душем

4

 

Травматологический пункт

 

28.

Вестибюль-гардеробная

по 1,2 на каждого из посетителей, находящихся одновременно в травматологич. пункте, но не менее 18

29.

Смотровая врача-травматолога

18

30.

Гипсовая

22

31.

Перевязочная асептическая

22

32.

Перевязочная септическая

22

33.

Комната для хранения и приготовления гипса

10

34.

Предоперационная

12

35.

Малая операционная

22

36.

Стерилизационная

10

37.

Комната временного пребывании больных (на 2 кушетки)

12

38.

Уборная на 1 унитаз с умывальником для больных

3

39.

Кабинет заведующего травмапунктом

12

40.

Комната для переодевания больных

8

41.

Комната для хранения анестезиологической аппаратуры

12

42.

Комната персонала

10

43.

Уборная для персонала на 1 унитаз с умывальником

3

44.

Рентгенокабинет

по соответствующему разделу

 

Таблица 3

 

Рекомендуемая (минимальная) площадь помещений выписки

 

N п/п

Наименование помещений

Площадь, м2

Вместимость стационара (койки)

до 100

от 101

до 200

от 201 до 300

от 301 до 400

от 401 до 500

от 501 до 600

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Комната медицинской сестры

8

8

8

8

8

8

2.

Кабина для переодевания

3x2

6

3x2

6

3x3

9

3x4

12

3x5

15

3x6

18

3.

Помещение ожидания выписывающихся больных

12

12

12

12

12

12

4.

Помещение выписки родильниц с новорожденными из родильных домов и акушерских отделений:

 

 

 

 

 

 

 

а) физиологическое отделение и отделение патологии беременности

12

12

12

12

12

12

 

б) обсервационное отделение

12

12

12

12

12

12

 

в) гинекологическое отделение

12

12

12

12

12

12

5.

Помещение выписки:

 

 

 

 

 

 

 

а) больных инфекционных отделений (с душевой кабиной в каждом помещении)

а. полубоксированных

б. палатных

 

8

8

8

8

8

8

 

8

8

8

8

8

8

 

б) больных инфекционных отделений (без душевой кабины)

а. боксированных

8

8

8

8

8

8

9. Больные поступают в отделение приема и выписки следующими путями:

- в плановом порядке - когда больные прибывают в больницу по направлению лечебно-профилактических учреждений в определенное время. Поступление этих больных связано с наличием свободных мест в палатных отделениях больницы;

- по скорой медицинской помощи - когда больные поставляются в отделение бригадами скорой помощи. Поступление этих больных вызвано внезапно возникшими заболеваниями или несчастными случаями и часто связано с симптомами, угрожающими жизни;

- самостоятельно, "самотеком" - когда больные прибывают в отделение без направления лечебных учреждений по собственной инициативе. Среди данного контингента больных подавляющее большинство нуждается в амбулаторной помощи или медицинской консультации.

Количество больных, поступающих перечисленными путями, колеблется в значительных пределах и зависит от сезона и месяца года, времени суток, назначения больницы, коечной мощности и структуры стационара, а также градостроительной ситуации - обеспеченности населения медицинскими учреждениями, наличия удобных транспортных связей и др.

10. В объемно-пространственной структуре здания больницы отделение приема и выписки следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания, и по возможности вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Для подъезда санитарных машин к отделению следует предусматривать пандус с навесом для стоянки 1-2-х машин, а при проектировании больниц в районах с продолжительными зимами - отапливаемый тамбур.

11. Работа приемных отделений связана с подъездом санитарных машин, поэтому не допускается его размещение под окнами палатных отделений.

12. При проектировании отделений приема и выписки в инфекционных больницах следует учитывать, что санитарная обработка и выписывание больных, в отличии от многопрофильных больниц, происходит не в приемных отделениях, а в боксированных или полубоксированных секциях. Кроме этого для приема инфекционных больных необходимо предусматривать:

- изоляцию приемного отделения от всех других отделений стационара (путем организации санитарных пропускников для персонала и для больных);

- организацию приема больных через диспетчерскую в приемно-смотровые боксы.

13. При проектировании приемных отделений родильных домов или акушерских отделений в многопрофильных больницах в состав помещений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в обсервационное отделение и отдельно в акушерское физиологическое отделение с отделением патологии беременности. При этом на каждый поток предусматривается смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.

14. Отделения приема и выписки больных следует проектировать из следующих функциональных групп помещений (табл. N 1):

- вестибюльная группа помещений;

- помещения для осмотра, сортировки и оказания медицинской помощи;

- группа диагностических помещений;

- служебно-бытовые помещения;

- помещения для временной изоляции и наблюдения за больными;

- группа помещений для выписки (смежно с вестибюлем для посетителей).

Кроме перечисленных групп в приемных отделениях инфекционных больниц следует выделять помещения для санитарной обработки транспортных средств, на которых доставлен больной, подозреваемый на наличие инфекционного заболевания. В эту группу входят:

- помещения для хранения дезинфекционных средств;

- бокс для обработки транспорта;

- комната дежурных дезинфекторов.

Количество и набор данных групп помещений следует определить в каждом конкретном случае в зависимости от типа и мощности проектируемой больницы, структуры ее коечного фонда, вместимости палатных отделений, их профиля, а также от наличия травмапункта или стационара.

15. Смотровой кабинет (с гинекологическим креслом или без него) - предназначается для осмотра, обследования и установления предварительного диагноза всем поступающим больным, а также при необходимости - для оказания медицинской помощи.

Смотровой кабинет возможно размещать смежно с санитарным пропускником, вблизи вестибюля-ожидальной приемного отделения, а его размеры должны обеспечивать свободный ввоз каталки.

16. Приемно-смотровой бокс - является основным помещением приемных отделений детских и инфекционных больниц, предназначается для индивидуального приема больных и выполняет аналогичные функции смотровых кабинетов многопрофильных больниц. В состав помещений приемно-смотрового бокса должны входить: входной (наружный) тамбур, смотровое помещение, уборная и предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.

Общая площадь приемно-смотрового бокса определяется в 16 для инфекционных больниц и 22  или 27  (с учетом проведения в нем санитарной обработки) для детских больниц.

Приемно-смотровой бокс детских больниц в отличие от инфекционных должен иметь увеличенный набор оборудования для приема больных детей разного возраста (от 0 до 14 лет) с заболеваниями любого медицинского профиля.

17. Санитарный пропускник предназначается для гигиенической обработки госпитализируемых больных, сдачи личных вещей и выдачи больничной одежды. Количество санитарных пропускников рассчитывается в соответствии с потоками поступающих больных.

Размеры комнаты, где установлена ванна, должны позволять беспрепятственно ввозить каталку, удобно приблизить ее к ванне, свободно двигаться персоналу вокруг ванны.

Размещать санитарные пропускники следует раздельно или смежно со смотровыми кабинетами на пути основных потоков движения больных в палатное отделение.

 

______________________________

* В составе приемного отделения для детей следует также организовать изоляционно-диагностические (осадочные) боксы в количестве 5% от числа детских коек (кроваток) для поступающих из приемного отделения (данные койки не входят в коечный фонд больницы), а также изоляционно-диагностические боксы в количестве до 3% (по заданию на проектирование) от числа детских коек (кроваток), для детей, переводимых из палатных отделений (данные койки должны входить в коечный фонд б-цы)

 

Палатные отделения

 

1. Палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационарных лечебных учреждений. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными.

2. Основными типами палатных отделений являются:

- неинфекционные отделения (для взрослых и детские);

- инфекционные отделения;

- акушерские отделения.

3. В многопрофильных больницах детские отделения мощностью 60 и более коек и акушерские отделения рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях. Инфекционные и туберкулезные отделения размещаются только в отдельных зданиях.

4. Палатные отделения, как правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.

5. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Количество коек с палатной секции должно быть, как правило, не менее 20 и не более 30 (кроме психиатрических) и определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.

При входе в специализированную палатную секцию, в палатную секцию в акушерских стационарах, отделениях новорожденных в детских больницах и инфекционных отделениях следует предусматривать шлюз.

6. Количество палат на 1 койку рекомендуется принимать в обсервационном акушерском отделении, отделении патологии беременности, а также в гематологическом, ожоговом, нейрохирургическом и урологическом отделениях для взрослых и детей не менее 15%, в прочих отделениях - 7% количества коек в отделении. Количество палат на 2 койки в указанных отделениях должно составлять не менее 15%. В остальных отделениях следует проектировать не менее двух палат на 2 койки в каждой секции. Соотношение палат различной коечности может быть изменено по заданию на проектирование, при соответствующем обосновании. Палаты для взрослых следует проектировать со шлюзом и санузлом (уборная, умывальник, душ).

7. В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата.

При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на 1-2 койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного "условно чистого" коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью и пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью.

Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на 1 и 2 койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.

8. В боксированных отделениях 25% коек рекомендуется располагать в боксах на 1 койку, остальные - в боксах на 2 койки.

В палатном инфекционном отделении основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на 1-2 койки со шлюзом и санузлом. В каждой палатной секции следует предусматривать два полубокса на 1-2 койки.

9. В неинфекционных отделениях для детей старше 1 года и взрослых вместимость палат принимается не более 4 коек. Вместимость палат для детей до 1 года, а также для новорожденных в обсервационном акушерском отделении рекомендуется не более, чем на 2 койки.

10. Процент боксирования в секциях для детей от 0 до 3 лет принимается 100%. Боксирование осуществляется путем шлюзования отсеков* и организацией полубоксов (боксированных палат) для совместного круглосуточного пребывания матерей с детьми.

Для детей старше трех лет предусматривается 50% коек для круглосуточного совместного пребывания матерей с детьми или дневного совместного пребывания матерей с детьми.

11. В стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет, а также в стенах и перегородках, отделяющих палаты от коридоров, следует предусматривать остекленные проемы.

В боксах инфекционных отделений следует предусматривать остекленные проемы из шлюзов в палаты, а также передаточные шкафы для доставки из шлюза в палату пищи, лекарственных средств и белья. В боксированных палатах эти шкафы организуются из коридора в палату.

12. Палатные отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специальные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дермато-венерологические и др.

13. Доставка белья, медикаментов и пр. в палатные отделения предусматриваются по "чистому" графику; эти материалы доставляются специальными лифтами. Для удаления отходов и использованных материалов предусматриваются самостоятельные "грязные" лифты.

Пища доставляется в буфетную специальным лифтом, в сопровождении персонала, а пищевые отходы удаляются другим, "грязным" лифтом, без сопровождения.

14. Количество коек на неотапливаемых верандах следует принимать равным 75% количества коек в отделения туберкулезных и восстановительного лечения, 100% - в отделениях костного туберкулеза, в прочих отделениях - 70% количества коек отделения.

Количество коек на отапливаемых верандах следует принимать равным 50% количества коек в отделении, в детских отделениях восстановительного лечения - 75%.

15. Количество посадочных мест в столовых следует принимать в больницах (отделениях) туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения кожно-венерологических, а также отделениях послеродовых физиологических и патологии беременности, равным 80%, в остальных больницах (отделениях) - 60% количества коек в секции.

В детских отделениях столовую следует предусматривать только для детей старше трех лет.

16. Палатное отделение может быть линейным с одним или двумя коридорами, или центричным с расположением палат по периметру здания, при этом коридоры должны иметь торцовое освещение.

17. К планировке специализированных отделений в виду особенности лечения, диагностики и обслуживания больных предъявляются следующие особые требования.

В отделении офтальмологии необходимо предусматривать: наличие непрерывного поручня по пути следования пациентов; компактность размещения мебели и бытового оборудования, предназначенного для больных.

В отделении выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социо-культурной деятельности, увеличение графиков движения пациентов.

В ряде отделений, где большинство пациентов имеет дефекты внешности (дерматология, челюстно-лицевая хирургия и др.), должна предусматриваться иллюзия замкнутости, изоляции от постороннего наблюдения.

В ортопедо-травматологических отделениях и отделении восстановительного лечения ортопедического и неврологического профиля следует предусматривать устройство поручней в палатах и коридорах, лечебных кабинетах, расстанавливать оборудование с учетом возможности проезда на креслах-колясках, проектировать санитарные узлы (не менее 1 на 15 коек) с возможностью использования больными, перемещающимися на креслах-колясках. В помещениях, где находятся больные психиатрических отделений, окна должны быть застеклены сталинитом, в палатах не устанавливаются умывальники, а предусматриваются умывальные комнаты. Двери помещений оборудуются специальными запорами. Санитарно-техническое оборудование не должно иметь выступающих частей, а санитарно-техническая арматура должна быть недоступна для больных. В качестве нагревательных приборов предусматриваются панели. Светильники устанавливаются только потолочные, закрытые.

18. Минимальная площадь на 1 койку в палатах от 2-х коек и более приведена в табл. 4. Площадь помещений палатных секций и отделений приведена в табл. 5.

 

Таблица 4

 

Минимальная площадь на 1 койку в палатах от 2 коек и более

 

Отделения

Площадь на 1 койку, м2 (не менее)

Инфекционные и туберкулезные для взрослых

8

Инфекционные и туберкулезные для детей

7

Ожоговые, восстановительного лечения для взрослых

10

Интенсивной терапии

13

Неинфекционные для взрослых

7

Детские неинфекционные

6

Психоневрологические для взрослых и детей, наркологические:

 

- в палатах общего типа

6*)

- в надзорных и инсулиновых палатах

7

Для новорожденных, недоношенных и детей до 1 года

3*)

В палатах дневных стационаров:

 

- для детей

4,5

- для взрослых

6,0

 

Примечание: При совместном круглосуточном пребывании матери с ребенком (кроме акушерских стационаров) на мать добавляется площадь 6 м2, при совместном дневном пребывании - 1,5 + 2 м2.

 

Таблица 5

 

Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений

 

Наименование помещения

Площадь м2

Отделения

неинфекционные

инфекционные

для взрослых

для детей

палатные

бокс и полубокс

 

1

2

3

4

5

 

Палатная секция

 

 

 

 

1.

Палата на 1 койку:

без шлюза

9

9

-

-

со шлюзом

12

12

12

-

со шлюзом и уборной

14

14

14

-

со шлюзом, уборной и душевой

16

16

16

-

2.

Палата на 2 койки и более

Принимать по таб. 4

площадь шлюза с уборной на 1 или 2 палаты 3 + 2

5

5

5

-

площадь шлюза с уборной и душевой на 1 или 2 палаты 3 + 2 + 2

7

7

7

-

3.

Палата совместного круглосуточного пребывания детей с матерями на 1 койку и 1 кроватку со шлюзом, душем и уборной

 

 

 

 

 

- до 1 года (9 + 3 + 3 + 2 + 2)

-

19

19

-

 

- свыше 1 года (9 + 6 + 3 + 2 + 2)

-

22

22

-

4.

Полубокс или бокс на 1 койку*(5)

22

22

22

22

5.

Бокс на 2 койки*(5)

27

27

-

27

6.

Полубокс совместного круглосуточного пребывания детей с матерями на 1 койку и 1 кроватку

 

 

 

 

 

- до 1 года

-

24

-

24

 

- свыше 1 года

-

27

-

27

7

Кабинет врача

10

10

10

10

8

Помещение (пост) дежурной медицинской сестры

6

6

6

6

9.

Процедурные:

 

 

 

 

а) с гинекологическим креслом (со сливом) и шлюзом

22

22

22

22*(4)

б) без гинекологического кресла (одна на отделение)

12

12

12

12

10.

Санитарный пропусник для больных:

 

 

 

 

а) раздевальная

-

-

6

6*(4)

б) ванная с душем

-

-

10

10*(4)

в) уборная

-

-

3

3*(4)

г) одевальная

-

-

6

6*(4)

д) помещение для временного хранения вещей

-

-

3

3*(4)

11.

Клизменная (со шлюзом)

10

10

10

-

12.

Уборная для больных (со шлюзом и умывальником)

3 на 1 унитаз

6 + 6

3

-

13.

Санузел для инвалидов на креслах-колясках (уборная, душевая)

6

6

-

-

14.

Комната личной гигиены

5

5

5

-

15.

Умывальник с мойками для ног (1 умывальник на 6 коек в секции)

-

4 + 4

-

-

16.

Ванная с душем

 

 

 

 

а) без подъемника

10

10

10

-

б) с подъемником

12

12

12

-

 

в) без подъемника с душем

12

12

12

-

 

г) с подъемником и душем

14

14

14

-

17.

Горшечная

-

8

-

-

18.

Помещения (следует отделять друг от друга перегородками высотой 1,6 м; в инфекционных отделениях - на высоту помещения) для:

 

 

 

 

а) мытья и стерилизации суден, горшков, мытья и сушки клеенок

8

8

8

8

б) сортировки и временного хранения грязного белья

4

4

4

4

в) хранения предметов уборки с трапом, краном и сушкой; хранения дезсредств

4

4

4

4

19.

Помещение временного хранения инфицированного белья и постельных принадлежностей (с наружным выходом)

-

-

6

6

20.

Помещение дневного пребывания больных (на одну койку отделения):

 

 

 

 

в отделениях больниц восстановительного лечения, туберкулезных, психиатрических

1

1

-

-

в отделениях прочих больниц

0,8

0,8

0,8

-

21.

Комната для игр детей в возрасте от 1 года до 7 лет (на одну койку отделения)

-

0,8

0,8

-

22.

Веранда неотапливаемая в больницах туберкулезных, восстановительного лечения (по заданию на проектирование)

3,5 на 1 койку на веранде

 

 

 

23.

Веранда отапливаемая (по заданию на проектирование)

-

2,5 на 1 веранде

2,5 на 1 веранде (в секциях для детей)

-

24.

Кладовая теплых вещей при веранде

0,3 на 1 койку на веранде, но не менее 6

8

8

(в секциях для детей)

-

25.

Кладовая для сбора и хранения материала для анализов (с вентиляцией)

3

3

3

3

 

Помещения, общие на отделения

 

 

 

 

26.

Кабинет заведующего

12

12

12

12

27.

Перевязочная (для отделений хирургического профиля)

22

22

-

-

28.

Комната старшей медицинской сестры с местом для хранения медикаментов

12

12

12

12

29.

Комната сестры-хозяйки

10

10

10

10

30.

Помещения для матерей:

 

 

 

 

а) спальная

-

4,5 на 1 место

-

-

б) комната отдыха - столовая

-

1,2 на 1 место

-

-

в) уборная

-

3 на 1 унитаз

-

-

г) душевая

-

3

-

-

31.

Помещения для сбора и обработки грудного молока

-

10 + 10*(1)

-

-

32.

Помещение кварцевого облучения детей

-

15

-

-

33.

Помещение хранения переносной физиотерапевтической и рентгеновской аппаратуры (в отделениях, состоящих из боксов, помещение должно иметь выход наружу)

12

12

12

12

34.

То же, в кардиологических отделениях с палатами интенсивной терапии

20

20

-

-

35.

Классное помещение в детских: ревматологических, ортопедических, психиатрических, психоневрологических отделениях и больницах, отделениях восстановительного лечения

-

В соответствии с главой СНиП по проектированию общеобразов. школ

-

-

36.

Санитарный пропускник персонала инфекционных, обсервационных, ожоговых и гематологических отделений

1 м2 на человека, но не менее 6 м2

 

 

37.

Буфетная:*(2)

 

 

 

 

а) для одной секции

18

18

25*(6)

18

б) тоже, для 2 секций

22

22

25*(6)

22

38.

Помещение для мытья и стерилизации столовой посуды (в отделениях, состоящих из боксов, помещение должно иметь выход наружу)

-

-

-

10

39.

Помещение для мытья кухонной посуды*(3)

-

-

6

6

40.

Столовая*(2)

 

 

 

 

 

а) в больницах восстановительного лечения, ортопедического и неврологического профиля

2,5 на 1 посадочное место

 

 

 

б) в остальных больницах

1,2

1,2

1,2

-

(на одно посадочное место)

 

41.

Помещение сортировки и временного хранения грязного белья

6

6

-

-

42.

Кладовые:

 

 

 

 

а) чистого белья

4

4

-

-

б) хранения мягкого инвентаря

10

10

-

-

в) временного хранения списанного инвентаря

4

4

4

4

43.

Помещение для хранения каталок (допускается за счет местного расширения коридора)

6

6

-

-

44.

Комната для сушки верхней одежды и обуви больных

15

15

-

-

45.

Комната персонала

10

10

10

10

46.

Кабина личной гигиены персонала

3

3

3

3

47.

Уборная для персонала (со шлюзом и умывальником)

3

3

3

3

 

______________________________

*(1) Состоит из 3-х отсеков.

*(2) Данное помещение может размещаться непосредственно в секции только при обосновании.

*(3) В буфетных предусматривается изолированный отсек для мытья посуды с установкой пятигнездной ванны.

*(4) Кроме боксированных отделений.

*(5) Используется также для совместного дневного пребывания детей с матерями.

*(6) С установкой оборудования для мытья и стерилизации столовой посуды. Площадь других буфетных по поз. 37, равная 18 или 22 , при размещении оборудования для стерилизации посуды должна быть также увеличена до 25  .

 

______________________________

* Перед отсеками с полубоксами (боксированными палатами) для детей до 3-х лет, а также с палатами для новорожденных, необходимо предусматривать помещение с минимальной шириной 2 м. Если пост сестры размещается в этом же помещении, а не в одном ряду с палатами (боксированными палатами), то в месте его размещения должно быть предусмотрено расширение минимум до 2,5 м

 

поз. 30 (а, в, г) организуются только при совместном дневном пребывании матерей с детьми поз. 30 (б) организуется как при совместном дневном, так и совместном круглосуточном пребывании матерей с детьми

 

Акушерские стационары

 

1. Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей по территориальному принципу.

2. В родильный дом (отделение) подлежат госпитализации беременные, роженицы и родильницы (в случае родов вне лечебно-профилактического учреждения).

3. Госпитализация беременных женщин, страдающих экстрагенитальными заболеваниями осуществляется в специализированных корпусах или в отделениях больниц по профилю патологии.

4. В состав самостоятельного родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения.

5. В случае, когда акушерско-гинекологические отделения входят в состав больницы, они обслуживаются соответственно больничными службами: клинико-диагностической лабораторией, рентгеновским отделением, отделением функциональной диагностики, центральным стерилизационным отделением и вспомогательными службами.

6. Гинекологическое отделение включается или не включается в структуру родильного дома в зависимости от задания на проектирование. При наличии в составе учреждения родовспоможения гинекологического отделения, оно должно размещаться изолированно в отдельном блоке или отсеке здания.

7. Расчетное количество коек в акушерских отделениях равно сумме коек отделения патологии беременности, послеродового физиологического и обсервационного, составляющих 100% коек без учета коек новорожденных.

8. Архитектурно-планировочные особенности проектирования акушерских отделений и роддомов состоят в четком разделении помещений на группы:

- помещений приема;

- родового физиологического отделения;

- послеродового физиологического отделения;

- обсервационного отделения;

- отделения патологий беременности;

- помещений выписки.

9. Роженицы и беременные, поступающие в акушерское отделение, делятся в фильтре на 2 потока. Один поток составляют роженицы и беременные, направляющиеся в отделение патологии беременности и родовое физиологическое отделение, другой - в обсервационное отделение. При наличии гинекологического отделения для него предусматривается отдельный прием.

10. Родильницы с новорожденными из послеродового физиологического отделения и беременные из отделения патологии беременности составляют один поток выписывающихся, другой поток - составляют родильницы с новорожденными, выписывающиеся из обсервационного отделения.

11. Пути движения беременных, рожениц и родильниц отделений физиологического и патологии беременности должны быть строго изолированы от путей движения рожениц и родильниц обсервационного отделения.

12. Наличие в проекте индивидуальных родовых в родовом физиологическом отделении определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.

13. Для цикличности работы родового отделения помещения родового блока (предродовые, родовые, подготовительные персонала и малые операционные) должны быть разделены на 2 секции.

14. Для соблюдения цикличности при заполнении палат послеродового физиологического, обсервационного отделений и отделения новорожденных предусматриваются дополнительные "разгрузочные" или "резервные" палаты, составляющие 10% коечного фонда каждого отделения, в которые переводят матерей и новорожденных, задержанных в стационаре свыше 5-6 дней.

15. Послеродовое физиологическое отделение состоит из палат раздельного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки и палат совместного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки (в зависимости от задания на проектирование).

Совместное пребывание родильниц и новорожденных может предусматриваться только в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родильного дома (отделения).

16. Допускается размещать палаты новорожденных между палатами родильниц - так называемое приближенное расположение палат родильниц и новорожденных.

17. Выбор процентного количества послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных в послеродовом физиологическом отделении зависит от местных условий: для районов IV климатической зоны предлагается брать 40% палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных, для II - III климатических зон - 60%.

18. Перед входом в палатную секцию предусматривается шлюз с организованным самостоятельным воздушным режимом. Все палаты для женщин предусматриваются со шлюзом, уборной и душем (с гибким шлангом). На входе из секции в отсек палат новорожденных предусматривают шлюзы.

19. В акушерском отделении количество палат и коек послеродовых отделений ориентировочно должно соответствовать количеству палат и коек отделений новорожденных (если мать лежит в 1-коечной палате, то новорожденный ребенок лежит также в 1-коечной палате и т. д.).

20. Количество коек для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой, должно равняться 15% от количества коек послеродового отделения. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами.

21. В послеродовом отделении наряду с постами дежурных медицинских сестер для здоровых новорожденных выделяется пост для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой.

22. Обсервационные отделения следует размещать или в отдельном отсеке здания, изолированно, т. к. над ними не должны располагаться физиологические отделения и отделения патологии беременности или над всеми отделениями.

23. Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое отделение или обсервационное, через их приемные отделения, а также выход для беременных этого отделения на прогулки в изолированный двор акушерского отделения (стационара).

24. В акушерском стационаре в отделении патологии беременности необходимо предусматривать кабинет пренатальной диагностики.

При родовых отделениях следует предусматривать помещения гипербарической оксигенации для родильниц и новорожденных.

25. Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе: самостоятельное приемное отделение и выписку, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационную палату, кабинеты электросветолечения, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т.д.

Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от акушерских отделений.

26. Для акушерского отделения больниц рекомендуется следующий набор и площадь помещений (таблицы 6, 7, 8).

 

Таблица 6

 

Набор помещений акушерских отделений больниц

 

Наименование отделения, палаты

Количество коек

1. Отделение патологии беременности

30% расчетного количества коек акушерских отделений больниц (родильных домов)*

2. Родовое физиологическое отделение:

 

а) индивидуальные родовые палаты с туалетом для новорожденного

20% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее 2 палат*

или

б) родовые палаты (залы) на 1 и 2 койки

8% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее 2 коек

в этом случае также предусматривать

 

- предродовые палаты

12% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее 2 коек

в) палаты интенсивной терапии

4% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения и отделения патологии беременности

г) послеоперационные палаты

1 койка в акушерских отделениях больниц (родильных домов) расчетной вместимостью до 100 коек включительно, 2 койки при расчетной вместимости более 100 коек

3. Послеродовое физиологическое отделение для родильниц и новорожденных:

50% расчетного количества коек акушерских отделений больниц (родильных домов)*

а) послеродовые палаты с совместным пребыванием родильниц и новорожденных

40 - 60% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

б) послеродовые палаты с раздельным содержанием родильниц и новорожденных

40 - 60% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

в) послеродовые палаты (резервные)

10% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

г) палаты новорожденных

40 - 60% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

д) палаты новорожденных (резервные)

11% расчетного количества коек отделения (секции) новорожденных

4. Обсервационное отделение:

20% расчетного количества коек акушерских отделений больниц (родильных домов)*

а) индивидуальная родовая палата с туалетом новорожденного

не менее 10 - 15% расчетного количества послеродовых коек обсервационного отделения (включая родовый бокс)

б) родовый бокс

на 1 кровать и 1 кроватку (при приемном отделении)

в) послеродовые палаты

20% расчетного количества коек акушерских отделений больниц (родильных домов)

г) послеродовые палаты (резервные)

10% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

д) палаты для новорожденных

100% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

е) палаты для новорожденных (резервные)

11% расчетного количества коек отделения (секции) новорожденных

 

______________________________

Примечания:

1. * - % может быть изменен в соответствии с заданием на проектирование исходя из местных особенностей.

2. Расчетное количество коек в акушерских отделениях равно сумме коек, указанных в поз. 1, 3, 4 "в".

3. Наличие в проекте индивидуальных родовых в родовом физиологическом отделении и послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.

4. Количество коек для недоношенных детей с родовой травмой должно равняться 10 - 15% от количества коек послеродового отделения.

5. При количестве коек для новорожденных 60 и более в акушерских, физиологических отделениях больниц (родильных домов) следует предусмотреть отделение новорожденных.

 

Таблица 7

 

Рекомендуемая минимальная площадь помещений родовых отделений

 

NN п/п

Наименование помещения

Площадь, м2

1.

Индивидуальная родовая палата с туалетом новорожденного

30

2.

Предродовая палата на 1 койку

9

3.

Тоже, на 2 койки

14

4.

Подготовительная персонала

12

5.

Родовая палата на 1 кровать с туалетом для новорожденного

24

6.

Родовая палата на 2 кровати с туалетом для новорожденного

36

7.

Реанимационная для новорожденных

16

8.

Палата интенсивной терапии

13 м2 на койку

9.

Помещение хранения крови и кровозаменителей и подготовки их к переливанию

8

10.

Помещение (пост) акушерки

6

11.

Стерилизационная (при отсутствии центрального стерилизационного отделения)

10

12.

Малая операционная со шлюзом

18 + 6

13.

Кладовая переносной аппаратуры

10

14.

Кабинет заведующего отделением

12

15.

Кабинет дежурного врача

10

16.

Комната старшей акушерки

10

17.

Комната сестры-хозяйки

10

18.

Буфетная с оборудованием для мытья и стерилизации посуды

25

19.

Помещения (следует отделить друг от друга перегородками на высоту помещения):

 

слив

2

мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок

4

временного хранения грязного белья

4

кладовая предметов уборки помещений с трапом, краном и сушкой

4

временного хранения последов

4

приготовления и хранения дезсредств

2

20.

Кладовая чистого белья

4

21.

Помещение для разборки и мытья инструментов

4 на каждую родовую, но не менее 10

22.

Материальная

10

23.

Санитарный пропускник персонала следует размещать перед входом в отделение

1 м2 на человека, но не менее 6 м2

24.

Кабина личной гигиены персонала

3

25.

Комната персонала

10

26.

Уборная персонала

3

27.

Шлюз при входе в отделение

12

 

______________________________

Примечание.

1. Центральную стерилизационную суден площадью 18 следует предусмотреть одну для всех палатных и родовых акушерских отделений в общей зоне.

 

Таблица 8

 

Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений акушерских стационаров

 

NN п/п

Наименование помещения

Площадь, м2

1

2

3

 

Палатная секция

 

1.

Палата на 1 койку

9

2.

Палата на 1 койку со шлюзом и уборной (9 + 3 + 2)

14

3.

Палата на 1 койку и 1 кроватку со шлюзом и санитарным узлом (9 + 3 + 3 + 3)

18

4.

Шлюз с приближенным санитарным узлом и душевой на две палаты (3 + 3 + 2)

8

5.

Палата на 2 койки со шлюзом и уборной (14 + 3 + 2)

19

6.

Палата на 2 койки для отделения патологии беременности со шлюзом и санитарным узлом (14 + 3 + 3)

20

7.

Палата на 2 койки и 2 кроватки со шлюзом и санитарным узлом (14 + 6 + 3 + 3)

26

8.

Палата для новорожденных на 1 кроватку

6

9.

Палата для новорожденных на 2 кроватки (6 + 3)

9

10.

Палата для новорожденных на 2 кювеза

12

11.

Изолятор на 1 кроватку со шлюзом

9

12.

Реанимационная для новорожденных

16

13.

Помещение для фототерапии новорожденных

15

14.

Помещение (пост) дежурной медицинской сестры

6

15.

Помещение (пост) дежурной медицинской сестры для новорожденных

10

16.

Кабинет врача

10

17.

Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным:

 

малая операционная

18

предоперационная

8

18.

Процедурная:

 

с гинекологическим креслом

18

без гинекологического кресла

12

19.

Комната для хранения медикаментов и инструментария для процедур новорожденных

8

20.

Комната для хранения и разведения вакцин БЦЖ

8

21.

Буфетная с оборудованием для мытья и стерилизации посуды

25

22

Столовая (на 1 посадочное место)

1,2

23.

Помещение для дезинфекции кювезов

 

отсек для дезинфекции кювезов

6

отсек для хранения чистых кювезов

8

24.

Клизменная

8

25.

Уборная для женщин

3

26.

Комната личной гигиены

5

27.

Душевая

3

28.

Помещение (следует отделить перегородками на высоту помещения):

 

- мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок

4

хранения предметов уборки с трапом, краном и сушкой

4

- временного хранения грязного белья

4

- хранения инвентаря

2

- приготовления и хранения дезрастворов

2

29.

Кладовая чистого белья

4

30.

Помещение дневного пребывания больных для отделения патологии беременности и посредового физиологического отделения

0,8 на одну койку

31.

Место для каталок

4

 

Помещения, общие на отделение:

 

32.

Кабинет заведующего

12

33.

Комната старшей медсестры с местом для хранения медикаментов

12

34.

Комната сестры-хозяйки

10

35.

Помещения для (располагаются смежно):

 

- сбора нестерильной посуды и мойки ее

9

- стерилизация посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения

15

- хранения и выдачи молока

9

36.

Помещение для сцеживания грудного молока для послеродового физиологического отделения

10

37.

Помещение хранения переносной физиотерапевтической аппаратуры

12

38.

Комната персонала

10

39.

Уборная персонала

3

40.

Кабина личной гигиены персонала

3

41.

Санитарный пропускник для персонала обсервационного отделения

1 м2 на человека, но не менее 6 м2

42.

Кладовая для хранения мягкого инвентаря

4

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

32. В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения кабины уборной, душевой и слива следует предусматривать без дверей.

33. Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой, но не в составе его.

34. Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.

35. Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении, для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окнах. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родовом отделении.

Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.

36. Помещение для фототерапии новорожденных располагается в отделении новорожденных и предназначено для проведения лечения новорожденных, больных желтухой.

Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцины БЦЖ.

37. Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает хорошую изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными.

38. В отделении (секции) недоношенных и травмированных новорожденных предусматривается отсек на 8 кроваток (соответственно посту медицинской сестры). В отсеке перед входом в палаты предусматривается помещение шириной не менее 2 м, а также пост дежурной медицинской сестры, площадью 10 .

39. Сестринские посты отделений новорожденных крупных акушерских стационаров должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.

40. При приближенном расположении палат родильниц и новорожденных между двумя материнскими палатами на 1 койку размещается палата новорожденных на 2 койки. Палаты совместного пребывания родильниц и новорожденных предусматриваются в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родовспомогательного учреждения.

41. В послеродовом физиологическом отделении помещения по заготовке молока располагаются смежно, и состоят из помещений:

- сбора нестерильной посуды и мойки ее;

- стерилизации посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения;

- хранения и выдачи молока.

В обсервационном отделении эти помещения представляются в следующем составе:

- сбора нестерильной посуды и мойки ее;

- хранения и выдачи молока.

Помещение для сцеживания грудного молока предусматривается только для послеродового физиологического отделения.

42. Родовой бокс обсервационного отделения, предусматриваемый для женщин с такими например заболеваниями как сифилис, туберкулез и т. д., должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения из коридора через шлюз (с умывальником в шлюзе).

43. В отделении патологии беременности допускается приближенное расположение санитарных узлов (на 2 палаты 1 санитарный узел со шлюзом, душ предусматривается с гибким шлангом).

44. Столовая и помещение дневного пребывания предусматриваются в отделении патологии беременности и послеродовом физиологическом отделении. В отделении патологии беременности для организации прогулок предусматривается вестибюль с гардеробной, имеющий самостоятельный выход. Для отделения патологии беременности необходимо иметь помещения электро-светолечения.

45. Интерьер помещения ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен отразить торжественность момента встречи. Помещения выписки и ожидания должны располагаться смежно с вестибюлем для посетителей.

46. Бактерицидными облучателями оборудуются приемно-смотровые помещения предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при входе в отделения.

47. Помещение для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья предусматривается одно на акушерский стационар (без обсервационного отделения), другое - на обсервационное отделение. Это помещение должно быть облицовано кафелем.

Операционный блок

 

1. Операционный блок - структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.

2. Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).

3. В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных оперблоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для септической операционной.

4. При создании специализированных оперблоков могут быть случаи, когда в оперблоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).

По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) оперблоки делятся на асептические и комбинированные.

5. Количество операционных в оперблоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количество операционных дней и др.

Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и городских районных больницах следует принимать 1 операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете числа операционные необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.

7. Количество операционных столов и типы операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных учреждений и определяются заданием на проектирование.

8. Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (числа коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на оперблок.

9. При количестве операционных свыше 6 рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.

10. В основу архитектурно-планировочного решения операционного блока положено деление на непроходные асептическое и септическое отделения, рациональное зонирование внутренних помещений и пространства в соответствии с функциональным разделением его помещений на следующие зоны:

стерильная зона, включающая помещение операционных.

Зона строгого режима:

- группа помещений подготовки персонала к операции, состоящая из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;

- группа помещений подготовки больного к операции, состоящая из помещений подготовки больного к операции или наркозной;

- группа помещений для размещения аппаратуры и оборудования предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных и состоящая из помещений аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;

- группа помещений послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (пост) дежурной медицинской сестры;

- группа вспомогательных помещений, включающая шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).

Зона ограниченного режима:

- группа помещений для диагностических исследований;

- группа помещений для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную оперблока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;

- группа помещений персонала, включая кабинет хирургов, протокольную, кабинет врача-анестезиолога, комнату медицинских сестер-анестезистов и комнату младшего персонала;

- группа вспомогательных помещений, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.).

- группа складских помещений, включающая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.

Зона общебольничного режима:

- группа помещений персонала, включающая кабинет заведующего отделением, комнату старшей медицинской сестры, комнату личной гигиены персонала с душем;

- группа складских помещений, включающая кладовую предметов уборки, кладовую для хранения гипса.

11. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в коечности отделения анестезиологии и реанимации.

12. При отсутствии централизованного кондиционирования следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.

13. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.

Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать в крупных больницах и больницах скорой медицинской помощи.

Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.

14. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.

15. Состав помещений операционных блоков, их мощность зависят от типа и коечности больничного учреждения, мощности и структуры его подразделений.

Площадь помещений операционного блока рекомендуется принимать по табл. 9.

 

Таблица 9

 

Рекомендуемые минимальные площади помещений опер. блока

 

Помещения

Площадь м2

Примечание

1

2

3

А. Стерильная зона

 

 

Операционные

1. Общехирургического профиля

36

 

2. Для проведения ортопедотравматологических, нейрохирургических операций и операций с использованием лазерной аппаратуры

42

 

3. Для проведения операций на сердце и сосудах

48

 

Б. Зона строгого режима

 

 

Помещения подготовки персонала к операции

 

 

4. Предоперационные

 

Непосредственно сблокированы с операционной

а) для одной общепрофильной операционной

15

 

б) для двух общепрофильных операционных

24

 

в) для одной специализированной операционной

24

Операции на сердце и сосудах, нейрохирургические, ск. пом. и ожоговые

5. Санитарный пропускник персонала с отсеком для специальной (стерильной) и рабочей общебольничной одежды и душевым отсеком

По расстановке оборудования, не менее 9 + 9 (для мужчин и женщин, из 2-х отсеков каждый.)

Предусматривается на проходе из общих помещений отделения в лечебную зону. Оборудуется двойными шкафчиками.

6. Уборная для персонала

3

Располагается до санитарного пропускника

7. Кабина личной гигиены персонала

3

Располагается до санитарного пропускника или в санитарном пропускнике

Помещения подготовки больного к операции

 

 

8. Помещение подготовки больного к операции (наркозная)*

18

Непосредственно сблокировано с операционной

Помещения для размещения аппаратуры и оборудования по обеспечению жизнедеятельности больного

 

 

9. Помещение аппарата искусственного кровообращения:

 

 

а) моечная

18

 

б) монтажная

18

 

в) хранение стерильных аппаратов

18

 

10. Помещение гипотермии

15

 

В. Зона ограниченного режима

 

 

Помещение для диагностических исследований

 

 

11. Лаборатория срочных анализов (для септического и асептического отделений)

18

Только в больницах скорой помощи.

Помещение для подготовки к операции инструментов и оборудования

 

 

12. Стерилизационная для экстренной стерилизации:

 

 

а) для одной операционной

10

 

б) для двух и более операционных

15

 

13. Инструментально-материальная

4 на каждую операционную, но не менее 10

 

14. Помещение разборки и мытья инструментов

 

 

- до четырех операционных

10

 

- свыше четырех операционных

10 + 10

 

15. Моечная наркозно-дыхательной аппаратуры

10

 

16. Дезинфекционная наркозно-дыхательной аппаратуры

18

 

Помещения персонала

 

 

17. Кабинет хирургов

12

При количестве врачей 5 и более площадь следует увеличивать на 4 м2 на каждого врача сверх четырех.

18. Протокольная

15

При наличии более 4-х операционных.

19. Кабинет врача анестезиолога

12

В стационарах без отделения анестезиологии и реанимации.

20. Комната медицинских сестер

10

При количестве медицинских сестер 4 или более площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м2 сверх трех.

21. Комната медицинских сестер-анестезисток

10

Тоже

22. Комната младшего персонала

8

 

Вспомогательные помещения

 

 

23. Шлюз при входе:

 

 

а) в септическое отделение

12

 

б) в асептическое

12

 

24. Комната центрального пульта мониторной системы слежения за состоянием больного (аппаратная)**

12

Допускается изменение площади в зависимости от габаритов применяемого оборудования.

25. Гипсовая (располагается в непосредственной близости от операционного блока)

22

Организуется при проведении травматологических и ортопедических мероприятий

Складские помещения

 

 

26. Помещение для хранения и подготовки крови к переливанию

10

 

27. Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатории (10 + 8)

18

 

28. Кладовая переносной аппаратуры

12

 

29. Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры

10

 

30. Помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств

4

Принимается при наличии 4 и более операционных.

31. Помещение временного хранения каталок

2 на одну операционную

Допускается размещать в коридоре (в расширенной его части).

Г. Зона общебольничного режима

 

 

Помещение персонала

 

 

32. Кабинет заведующего отделением

12

Для септического и асептического отделений.

33. Комната старшей медицинской сестры

10

Для септического и асептического отделений.

34. Комната психоэмоциальной разгрузки персонала

24

В случае расположения оперблоков в непосредственной близости от отделения реанимации предусматривается одно помещение. В этом случае площадь помещения определяется заданием на проектирование.

35. Послеоперационные палаты

13 на одну койку

Послеоперационные палаты со вспомогательными помещениями должны предусматриваться вне операционного блока. Могут размещаться в составе отделения анестезиологии и реанимации или отделения реанимации и интенсивной терапии.

36. Помещения для послеоперационных палат:

 

Следует отделять друг от друга перегородками высотой 1,6 м

а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок

8

 

б) кладовая предметов уборки помещений с сушкой, трапом и краном

4

 

в) сортировки и временного хранения грязного белья

4

 

37. Помещение (пост) дежурной медицинской сестры

6

 

38. Помещение диспетчерского поста

16

 

Складские помещения

 

 

39. Кладовая предметов уборки с сушкой, трапом и краном

4

Раздельно для септического и асептического отделений.

40. Помещение разборки и временного хранения грязного белья и отходов при операции

6

 

41. Кладовая чистого белья

6

Раздельно для септического и асептического отделений.

42. Кладовая для хранения гипса

6

Организуется при проведении травматологических и ортопедических операций, размещаются при гипсовой операционной

43. Кладовая хранения гипсовых бинтов

6

 

 

______________________________

* Допускается устройство вместо наркозной шлюза площадью 12 .

** Размещается смежно с операционной. Организуется преимущественно при операционной кардиохирургии.

Отделение анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии

 

1. Отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии являются структурными подразделениями стационара.

2. Основными задачами отделения анестезиологии - реанимации (АР) многопрофильных больниц являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению обезболивания при операциях, родах, специальных диагностических и лечебных процедурах, уход за больными в ближайшее послеоперационное время; осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии больным палатных отделений с расстройством функций жизненно важных органов до стабилизации их деятельности; повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала учреждения практическим навыкам в области реанимации.

3. Основными задачами отделения реанимации и интенсивной терапии (Р и ИТ) являются проведение как экстренных, так и длительных реанимационных мероприятий у больных с остро возникшими терминальными состояниями, вызванными разными причинами. В эти отделения поступают, минуя приемный покой, больные, доставленные машиной скорой помощи, а также переводятся тяжелобольные из других стационаров, где нерационально организовывать собственные отделения реанимации.

По характеру контингента больных, получающих помощь, отделения делятся: на отделения для оказания помощи больным, поступившим в больницы (внутрибольничные отделения); для оказания помощи пострадавшим, поступившим с улицы, для оказания помощи тяжелобольным, поступившим из больницы и с улицы (смешанное отделение).

4. Отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии организуются в составе многопрофильных больниц на 500 коек и более при наличии не менее 70 - 100 коек хирургического профиля, а в детских больницах при наличии 300 коек и не менее 50 коек хирургического профиля. Количество коек в отделении не превышает 25.

5. Отделение реанимации и интенсивной терапии можно организовать в городах с населением 500 тыс. человек и больше в составе крупных многопрофильных больниц (при наличии 800 коек и более во взрослых и 400 коек и более в детских больницах).

6. При наличии в лечебном учреждении отделения гнойной хирургии, в составе крупных отделений анестезиологии и реанимации следует выделять отдельным непроходной палатный блок, а в составе малых отделений - палаты со шлюзом для больных с гнойной инфекцией.

7. Лестницы, лифты и подъемники, выходящие в отделение, следует оборудовать шлюзом с самостоятельной вытяжкой.

8. Местонахождение отделения в больнице зависит от категории больницы и профиля заболевания больных, которым будет оказываться медицинская помощь. Внутрибольничные отделения располагаются ближе к основному потоку больных, поступающих из отделений стационара. Отделения, предназначенные для оказания помощи пострадавшим с улицы, располагаются при приемных отделениях больницы или максимально приближены к ним.

В случае преобладания внутрибольничных потоков тяжелобольных возможно его расположение ближе к операционному блоку при условии удобной транспортировки больных с улицы.

При организации комбинированного отделения одна его часть располагается при приемном отделении, а вторая - приближена к внутрибольничным потокам тяжелобольных.

9. Состав помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии зависит от типа и мощности больничного учреждения и структуры его подразделений.

Площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии рекомендуется принимать по таблице 10.

 

Таблица 10

 

Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии

 

Помещения

Площадь м2

Примечание

1

2

3

А. Лечебная зона

 

 

Лечебные помещения

 

 

1. Реанимационный зал

 

 

а) для общепрофильных больниц

36

 

б) для больниц скорой медицинской помощи и клинических

48

 

2. Предреанимационная

 

 

а) на 1 зал

18

 

б) на 2 зала

27

 

3. Палата интенсивной терапии

 

Со сливом 2 м2 и шлюзом 2 м2 для каждой палаты

а) общего назначения

13 на одну койку

 

б) для ожоговых больных

18 на одну койку

Со шлюзом 2 м2 для каждой палаты

4. Помещение (пост) дежурной медицинской сестры

6

1 на три койки интенсивной терапии

5. Изолятор

 

 

а) палата

18

При оснащении функциональной (травматологической) кроватью площадь - 18 м2

б) пост медицинской сестры

6

 

в) слив

2

 

г) шлюз

3

 

6. Помещение приготовления растворов для внутренних вливаний

12

 

7. Перевязочная с ванной и подъемником

30

Для ожоговых больных

8. Помещения гемосорбции:

 

 

а) процедурная гемосорбции

24

 

б) подготовка больного

15

 

в) кладовая аппаратуры

6

 

9. Помещение для аэротерапевтического лечения (со шлюзом)

 

Для ожоговых больных

а) процедурная на 1 койку

24

 

б) компрессорная

3

Допускается корректировка площади в зависимости от расстановки оборудования

Помещение для размещения аппаратуры и оборудования по обеспечению жизнедеятельности больных

10. Комната центрального пульта мониторной системы слежения за состоянием больных

12

Предусматривается изменение площади в зависимости от габаритов применяемого оборудования и количества обслуживаемых коек

Помещения персонала

 

 

11. Кабинет врача анестезиолога-реаниматолога

12

На каждого врача сверх 3 предусматривать дополнительно 4 м2

Складские помещения

 

 

12. Помещения хранения наркозно-дыхательной, эндоскопической и др. аппаратуры

18

 

13. Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата с (фотолабораторией)

10 + 6

 

14. Кладовая хранения запаса медикаментов

8

Предусматривать при комнате старшей медицинской сестры (с отдельным входом из комнаты сестры)

15. Кладовая предметов уборки

3

Может предусматриваться шкаф

16. Кладовая чистого белья

 

Размеры кладовой определяются расчетом

Вспомогательные помещения

 

 

17. Дезинфекционная наркозно-дыхательной аппаратуры

18

Допускается общая для оперблока и отделения анестезиологии - реанимации. Площадь может корректироваться расстановкой оборудования

18. Санитарный пропускник персонала с отсеком для специальной (стерильной) и рабочей (общебольничной) одежды и душевым отсеком

По расстановке оборудования не менее 9 + 9 (для мужчин и женщин, из 2-х отсеков каждый)

Предусматривается на входе в отделение на 100% персонала, раздельно женщин и мужчин. Оборудуется двойными шкафчиками

Б. Зона общих помещений отделения

 

 

Диагностические помещения

 

 

19. Лаборатория срочных анализов:

 

 

- лаборантская

10

 

- моечная-центрифужная

12

 

- материальная

4

 

- комната дежурного лаборанта

10

 

Помещения персонала

 

 

20. Кабинет заведующего отделением

12

 

21. Комната старшей медицинской сестры

10

 

22. Комната сестры-хозяйки

10

 

23. Комната младшего персонала

8

 

24. Комната медицинских сестер

10

При количестве медицинских сестер 4 и более площадь следует увеличивать на 3 м2 на каждую медицинскую сестру сверх трех

25. Комната инженерно-технического персонала

10

 

26. Комната психологической и психоэмоциональной разгрузки

24

В случае расположения отделения реанимации в непосредственной близости с оперблоком предусматривается одно помещение. В этом случае площадь помещения определяется заданием на проектирование

Складские помещения

 

 

27. Помещение для хранения крови (банк крови)

18

Предусматривается в больницах скорой медицинской помощи, гематологических и ожоговых центрах

28. Помещения:

 

Следует отделять друг от друга на высоту помещения

а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок

8

 

б) сортировки и временного хранения грязного белья

4

 

29. Помещение для обменного фонда каталок

2 м2 на 1 койку в отделении

Допускается размещать в расширении коридора

30. Кладовая мягкого инвентаря

9

 

31. Помещение временного хранения трупов

12

Размещать вне отделения

Вспомогательные помещения

 

 

32. Шлюз при входе в отделение

12

 

33. Стерилизационная

12

Наличие помещения уточняется заданием на проектирование

34. Буфетная

24

С оборудованием для мытья и стерилизации посуды, располагаемых между чистой и грязной зонами

35. Кабина личной гигиены женщин

3

 

36. Уборная персонала (3 + 3)

6

Допускается увеличение числа уборных по расчету

В. Помещения при приемном отделении

 

 

37. Ожидальная

10

 

38. Помещение временного хранения вещей больных

6

 

39. Предреанимационная

18

 

40. Реанимационная

36

 

41. Шлюз при входе

2

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел II "Стационары" (утв. Гипронииздравом, 19 декабря 1989 г.)


Текст документа официально опубликован не был


Рекомендовано к изданию научной секцией Научно-технического Совета "Гипронииздрава"


В пособии изложены рекомендации по проектированию приемных отделений стационаров, помещений выписки, специализированных боксов, травмапунктов, палатных отделений, акушерских стационаров, операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии


Пособие предназначено для проектировщиков


Пособие разработано в Гипронииздраве: А.И. Арбаков (руководитель группы), М.Г. Парафенюк, Э.А. Трофимова, З.А. Цихисели, Н.А. Плешанова, В.К. Гурская


Киевский филиал "Гипронииздрава": Н.В. Буденный, В.И. Духовный


Текст пособия приводится с учетом поправок, приведенных по изданию информационного центра по нормированию и стандартизации в строительстве Госстроя России (Москва, 1991 г.)


С введением в действие СНиП 31-06-2009 настоящее справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 отменено. Его использование допустимо в пределах действующей нормативной документации