г. Москва |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А40-228422/16 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.Г. Яковлевой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Авантайм"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2017 по делу N А40-228422/16, принятое судьей Лариным М.В. в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "Авантайм"
к МИФНС России N 49 по г. Москве
о признании недействительным решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авантайм" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд к Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения от 02.09.2016 N 09-08/122 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (далее - решение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен в порядке ст.262 АПК РФ, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено без вызова сторон. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 2721 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении общества, на основании решения от 30.06.2015 N 09- 08/122, вынесла в порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование о представлении документов (информации) от 23.06.2016 N 09- 05/122 (далее - требование), содержащее подробный перечень документов, которое было вручено представителю по доверенности 23.06.2016.
После истечения 10-дневного срока на представление документов налоговый орган на основании статьи 101.4 НК РФ составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях от 15.07.2016 N 09-08/122, рассмотрел возражения и материалы (протокол), вынес решение от 02.09.2016 N 09-08/122, которым привлек налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за не представление 166 документов в виде штрафа в размере 33200 р. (по 200 р. за каждый документ), с предложением уплатить данный штраф.
Решением УФНС России по г.Москве от 11.10.2016 N 21-19/116830 оспариваемое решение инспекции от 23.06.2016 N 09-05/122 оставлено без изменения, а жалоба на него без удовлетворения (заявление представлено в суд 15.11.2016).
Налогоплательщик, оспаривая решение инспекции от 23.06.2016 N 09-05/122, указывает в качестве единственного основания нарушение налоговым органом положений статьи 89 НК РФ, ссылаясь на составление справки о проведенной выездной налоговой проверке N 09-08/122 и требования N 09-08/122 в один день, а именно 23.06.2016, то есть в день окончания выездной налоговой проверки.
Общество оспорило решение инспекции в судебном порядке.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у налогоплательщика не имелось законных оснований для не исполнения полученного требования в установленные статьей 93 НК РФ сроки, ввиду следующего.
В силу пункта 1 и 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (либо в случае невозможности обеспечить помещение для проверки - проводится на территории налогового органа) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в течение не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (пункты 6 и 7), предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ).
В соответствии с пунктами 12 и 14 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверке у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке установленном статьей 93 НК РФ путем вручения налогоплательщику или направления ему по почте требования о представлении документов, которое должно быть им исполнено и документы (копии или оригиналы) должны быть предоставлены в налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты фактического получения требования.
Обязанность налогоплательщиков обеспечивать при проведении выездной проверке возможность ознакомления должных лиц налогового органа, проводящих проверку с документами налогоплательщика по хозяйственной деятельности, предусмотренная пунктом 12 статьи 89 НК РФ корреспондирует с правом налогового органа предоставленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ требовать от налогоплательщика документы "служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания (перечисления) налогов, сборов".
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (пункт 4).
Из пункта 1 статьи 126 НК РФ усматривается, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Положения пункта 1 статьи 100 НК РФ "Оформление результатов налоговой проверки" определяют, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Установленный НК РФ срок для составления акта по итогам выездной налоговой проверки свидетельствует об учете законодателем возможности истребования налоговым органом документов у налогоплательщика в последний день выездной налоговой проверки, которая предполагает предоставление разумного времени для получения налогоплательщиком требования и его исполнения, а также анализа налоговым органом представленных налогоплательщиком документов.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 НК РФ.
Исходя из анализа положении ст. 89, 100 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в порядке ст. 93 НК РФ в последний день проверки (то есть в день составления справки), а налогоплательщик обязан исполнить полученное в последний день проверки требование. Указанный вывод соответствует позиции изложенной в определении Верховного суда от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что требование от 23.06.2016 N 09-08/122 вынесено и вручено налогоплательщику в период проведения выездной налоговой проверки, в связи с чем, у общества возникла обязанность по представлению документов, которая не была им в установленный статьей 93 НК РФ десятидневный срок исполнена, что обоснованно повлекло привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Из изложенного следует, что общество в нарушении статей 89, 93 НК РФ не представило документы на полученное требование от 23.06.2016 N 09-08/122, никаких оснований для не исполнения данного требования не имелось, доводы об окончании выездной налоговой проверки в период его получения судом признаны неправомерными, в связи с чем, оспариваемое решение от 02.09.2016 N 09-08/122 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение является законным и обоснованным.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 176, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2017 по делу N А40-228422/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228422/2016
Истец: ООО "АВАНТАЙМ"
Ответчик: МИФНС России N49, МИФНС России N49 по г.Москва