г. Челябинск |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А47-9633/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2016 по делу N А47-9633/2016 (судья Третьяков Н.А.).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС РФ по Оренбургской области, заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Контур-СПБ" (далее - общество, ООО "Контур-СПБ") об аннулировании лицензии N 3-Б/02278 от 16.12.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2016 (резолютивная часть решения объявлена 08.12.2016) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что плановой проверкой установлен факт отсутствия ООО "Контур-СПБ" по фактическому адресу и адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии. Как следует из ответа Межрайонной ИФНС N 10 по Оренбургской области, адрес общество не изменило, в то же время, как следует из ответа ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги", договор аренды помещения по адресу: г.Оренбург, ул.Лесозащитная, д.8, каб.2 с ООО "Контур-СПБ" расторгнут 01.12.2014, сведения о фактическом месте нахождения общества отсутствуют. Установить фактическое место осуществления деятельности общества не представилось возможным. В этой связи, постановлением мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г.Оренбурга ООО "Контур-СПБ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ за уклонение от проведения проверки. Податель жалобы полагает, что поскольку с заявлением о переоформлении лицензии общество не обращалось, оно не имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности. Указывает на то, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии, порядок аннулирования лицензии, установленный законом, управлением соблюден.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Контур-СПБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.09.2013 за основным государственным регистрационным номером 1135658029187 и на основании лицензии от 16.12.2013 N 3-Б/022/78, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Срок действия лицензии установлен - бессрочно. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности - г. Оренбург, ул.Лесозащитная, д.8, каб.2. Этот же адрес, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.10.2016 является юридическим адресом общества.
Распоряжением управления N 47 от 20.06.2016 в отношении ООО "Контур - СПБ" назначено проведение плановой выездной проверки.
Копия распоряжения 20.06.2016 направлена в адрес ООО "Контур-СПБ" почтой, однако, почтовое отправление возвращено заявителю с отметкой, что адресат по адресу: г.Оренбург, ул. Лесозащитная, д. 8, ком. 2, "не значится" (л.д.21-23, 46-50).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г.Оренбурга от 18.08.2016 ООО "Контур-СПБ" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по
проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
В целях установления адреса общества МЧС РФ по Оренбургской области 29.06.2016 направлен запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (л.д.18).
В ответ на этот запрос налоговый орган представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, из которого следует, что адрес регистрации общества не изменен (л.д.19, 32-35).
Заявителем направлен запрос в адрес ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" (л.д.24-25).
В ответ на этот запрос ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" сообщило, что ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" является арендатором здания по адресу: г. Оренбург, ул. Лесозащитная, 8 на основании договора аренды, заключенного с собственником здания. На основании договора субаренды помещение сдавалось ООО "Контур-СПБ", но 01.12.2014 этот договор расторгнут и с декабря 2014 года ООО "Контур-СПБ" не осуществляет деятельность по этому адресу. Сведениями о фактическим месте нахождения ООО "Контур-СПБ" ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" не располагает (л.д.26).
Полагая, что общество отсутствует по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, и после изменения места нахождения своевременно не приняло меры по переоформлению лицензии (что подтверждается выпиской из реестра лицензий (л.д.28-29)), управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании этой лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных оснований для применения к обществу такой меры ответственности, как аннулирование лицензии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (пп.15 ч.1 ст.12 Закона N 99-ФЗ).
Из частей 1, 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1). До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2).
В соответствии с частями 11, 12 статьи 20 названного Закона в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (часть 11). Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии (часть 12).
Согласно ч.11 ст.19 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, а также минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего 3 года, - для индивидуального предпринимателя;
г) повышение квалификации лиц, указанных в подп. "б" и подп. "в" настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности";
е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены ч. 4 ст. 145 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных пп."а" и пп."д" п.4 указанного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать.
Управление, обращаясь в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии N 3-Б/02278 от 16.12.2013, исходило из того, что общество по адресу, указанному в лицензии, отсутствует, что, по мнению управления, свидетельствует о нарушении ответчиком лицензионных условий.
При этом, управление сослалось на ответ ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" о наличии заключенных договоров субаренды с ответчиком, из которого следует, что между ООО "Логистическая компания "Ком-Услуги" и ООО "Контур - СПБ" договор субаренды помещения N 2 по адресу: г.Оренбург, ул. Лесозащитная, д. 8, расторгнут.
Между тем, каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об изменении ООО "Контур-СПБ" адреса места нахождения и осуществления лицензионной деятельности, в материалах дела не имеется.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, факт отсутствия общества по юридическому адресу, указанному в лицензии, с достоверностью административным органом не установлен, поскольку какие-либо документы, свидетельствующие о том, что сотрудники заявителя осуществляли выход по юридическому адресу ответчика и зафиксировали это обстоятельство в установленном порядке материалы дела не содержат.
Также не представлены доказательства, свидетельствующие об осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности по иному адресу, не указанному в лицензии.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности нарушения лицензиатом положений ст.18 Закона N 99-ФЗ, устанавливающей требования к переоформлению лицензии в связи со сменой лицензиатом адреса осуществления лицензионной деятельности.
Кроме того, статьей 20 Закона N 99-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления, прекращения действия и аннулирования лицензии, среди которых, такое основание, как несвоевременное переоформление лицензии в связи со сменой адреса отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеприведенных норм изменение адреса места нахождения юридического лица, изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности являются основанием для переоформления лицензии, а не для ее аннулирования.
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства выдачи лицензирующим органом в адрес ООО "Контур-СПБ" предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, либо доказательства того, что в отношении общества принимались решения о приостановлении деятельности или действия лицензии за грубое нарушение лицензионных требований (постановлением Мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 18.08.2016 общество привлечено к ответственности не за нарушение лицензионных требований и наказание в виде приостановлении деятельности не применялось), что в силу требований части 11 статьи 20 Закона N 99-ФЗ является необходимым условием для аннулировании лицензии.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2016 по делу N А47-9633/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9633/2016
Истец: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Контур-СПБ"