Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2017 г. N Ф05-12292/17 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
24 мая 2017 г. |
Дело N А40-230150/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
помощником судьи Анищенко Е.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АГРУПП" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2017 г. по делу N А40-230150/16 принятое судьей Паршуковой О.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" к ответчику ИФНС России N 33 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Андерсон Ю.Е.(дов. от 05.10.2016), Росинский П.Б., Басаранович И.Л.(дов. от 05.10.2016) |
от заинтересованного лица: |
Утейкина А.Ю.(дов. от 10.01.2017 N 06/01); |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРУПП" (далее - ООО "АГРУПП", Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве (далее - ИФНС N 33 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС N 33 по г. Москве от 12.09.2016 г. N 21/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2017 г. заявление ООО "АГРУПП" удовлетворено частично: Решение ИФНС N 33 по г. Москве от 12.09.2016 г. N 21/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части уменьшения убытков, исчисленных по налогу на прибыль за 2012 г. в сумме 887 753 руб., за 2013 г. в сумме 9 733 712 руб., за 2014 г. в сумме 3 003 153 руб., в удовлетворении заявления ООО "АГРУПП" в остальной части отказано.
Не согласившись частично с вынесенным решением, ООО "АГРУПП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Общества отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ИФНС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Представители сторон по делу не возражали относительно проверки судом апелляционной инстанции только части судебного акта, в связи с чем, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в обжалуемой части.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС N 33 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "АГРУПП" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 гг.
По итогам проверки был составлен Акт налоговой проверки от 20.04.2016 г. N 21/7. Общество, не согласившись с выводами, изложенными в Акте проверки, представило свои возражения от 27.05.2016 г.
Решением ИФНС N 33 по г. Москве N 21/25 от 12.09.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом письма Инспекции от 24.10.2016 г. N 21-09/52150 об исправлении ошибки и письма Инспекции от 10.11.2016 г. N 21-09/57271 о направлении информации, Обществу был доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 13 003 939 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 3 619 181 руб., Общество привлечено к ответственности, на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога в сумме 2 600 788 руб., начислены пени по НДФЛ в сумме 1 814 руб., О6щество привлечено к ответственности, на основании статьи 123 НК РФ, за перечисление НДФЛ в сумме 624 488 руб., а также Обществу уменьшены убытки, исчисленные по налогу на прибыль за 2012 год в сумме 887 753 руб., за 2013 год в сумме 9 733 712 руб., за 2014 год в сумме 3 003 153 руб.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, Общество на основании статьей 137-140 НК РФ обратилось в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. Решением УФНС по г. Москве от 07.12.2016 г. N 21-19/14724@ апелляционная жалоба ООО "АГРУПП" оставлена без удовлетворения.
Признавая оспариваемое решение ИФНС N 33 по г. Москве частично законным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства.
При этом пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также ЗК РФ) любое использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац 1 и 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Общество владеет земельными участками на территории сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области.
На основании решения Совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 20.11.2013 г.N 2 "О внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Ермолинское N 7 от 26.10.2012 г."Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" с 01.01.2014 г. устанавливаются следующие налоговые ставки, в том числе в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных, и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселения и используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе: 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории огородных, дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан; 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 369 "О признании неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Неиспользование земельного участка определяется на основании таки признаках как: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0.3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон хозяйственного использования в насоленных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
ООО "АГРУПП" (Арендодатель) заключены договоры аренды земельных участков с ЛНП "Куртасово" (Арендатор) от 03.04.2009 г. б/н на земельный участок с кадастровым номером 5008040251001 площадью 228903 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "под дачное строительство"; от 03.04.2009 г. б/н на земельный участок с кадастровым номером 50080402510002 площадью 71594 кв. м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "под дачное строительство"; от 01.02.2013 г. N 46 ГА/2013 на земельный участок с кадастровым номером 50080040152133 площадью 46729 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного значения", вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства"; от 01.02.2013 г. N 55 ГА/2013 на земельный участок с кадастровым номером 50080040152132 площадью 55 637 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки предоставляются Арендатору для получения разрешительной документации, разработки градостроительной документации, согласования документации по изменению вида разрешительного использования земельного участка, получение технических условий, дачного строительства, прокладки коммуникаций, строительства объектов инфраструктуры общего пользования и жилых (дачных) домов/строений.
Вместе с тем, ООО "АГРУПП" заключены договора аренды земельных участков с ДНП "Подпорино" от 21.04.2010 г. N IV-V/OC на земельный участок с кадастровым номером 500804036087 площадью 4056 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства"; от 21.04.2010 г. N III-ВЗУ на земельный участок с кадастровым номером 500801036085 площадью 1552 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства"; от 21.04.2010 г. N II-КПП на земельный участок с кадастровым номером 500801036086 площадью 884 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства"; от 21.04.2010 г. N Дор-1 на земельный участок с кадастровым номером 500804036089 площадью 18046 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства"; от 21.04.2010 N Дор-2 на земельный участок с кадастровым номером 500804036088 площадью 4548 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства", от 28.04.2011 г. N Дор-3 на земельный участок с кадастровым номером 50080040332104 площадью 17303 кв.м., категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства.
Вышеуказанные земельные участки предоставляются Арендатору для осуществления видов работ, разработки градостроительной документации, получения технических условий, прокладки коммуникаций, строительства дороги, строительств инфраструктуры общего пользования.
Кроме того, ООО "АГРУПП" заключены договоры аренды земельных участков с ООО "Правда", а именно: от 29.04.2011 г. N 1с (с дополнительными соглашениями) на следующие земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" с кадастровыми номерами: 500804015317, 500804015316, 5008040233106, 500804011100129, 50080401340054, 50080040152133, 50080040152132, 50080040152134, 50080402550004, категория земель/разрешенное использование - земли сельхоз назначения/для сельхозпроизводства; от 29.04.2011 г. N 4д (с дополнительными соглашениями) на следующие земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровыми номерами: 50080402510001, 50080402510002, категория земель/разрешенное использование - земли сельхозназначения/под дачное строительство.
Одновременно на основании дополнительного соглашения от 27.05.2013 г. N 1 Общество передает ООО "Правда" в аренду дополнительно 29 земельных участков, категория земель/разрешенное использование - земли сельхозназначения/ под дачное строительство.
Судом первой инстанции учттено, что на основании дополнительного соглашения от 12.07.2013 г. N 2 земельный участок с кадастровым номером 50080402510001 общей площадью 228903 кв.м. делится на 114 земельных участков, в связи с чем, передаются земельные участки с кадастровыми номерами как, категория земель/разрешенное использование - земли сельхозназначения/ под дачное строительство.
Таким образом, Общество передает в аренду земельные участки в адрес ООО "Правда" с целью "исключительно для осуществления на них деятельности, предусмотренной договором, в том числе культивации, вспашки, прополки, распашки земель и т.п.". в том числе с категориями земель - "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "под дачное строительство".
Из представленной в ИФНС России по г. Истра налоговой декларации по земельному налогу за 2013 по месту нахождения земельных участков, следует, что Заявитель является собственником земельных участков.
Согласно положениям статей 391, 394, 396 НК РФ следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, а налоговая база по данному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В соответствии с Письмом Минфина России от 04.03.2008 г. N 03-05-05 -02/10, если организация имеет на праве собственности земельный участок, расположенный в составе зоны сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, то указанная организация вправе применить ставку земельного налога, установленную в отношении земельных, участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, при условии, что в правоустанавливающем документе на такой земельный участок вид разрешенного использования указывает на использование участка в целях сельскохозяйственного производства и уставная деятельность организации так же связана с сельскохозяйственным производством.
Налоговым органом в Решении сделан вывод, что применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Суд первой инстанции правильно указал, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения спорные земельные участки не использовались в проверяемый период для сельскохозяйственного производства и применение Обществом пониженной ставки земельного налога в размере 0.5 процента в отношении участков с назначением земель "для дачного строительства" является неправомерным.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Кроме того, в указанной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
На основании пункта 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства". Для применения пониженной налоговой ставки значение имеет факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, по вышеуказанному основанию, устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно, использующих земли целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ДНП "Подпорино" (ИНН 5017082794), ДНП "Куртасово" (ИНН 5017081487) учредителями организаций являются физические лица, налогоплательщик не имеет отношения к учреждению данных организаций и не может иметь с учетом положений Федерального закона N 66-ФЗ; собственником спорных земельных участков является ООО "АГРУПП".
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, совместная деятельность налогоплательщика с ДНП "Подпорино" и ДНП "Куртасово" на основании инвестиционных контрактов также не свидетельствует о возможности применения налогоплательщиком пониженной налоговой ставки. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении налогоплательщика свидетельствует о том, что основным видом предпринимательской деятельности общества заявлено строительство жилых и нежилых зданий, и как показывают материалы налоговой проверки, заявитель реализовывает установленный вид деятельности.
Положение подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ о применении пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, не распространяется на земельные участки, принадлежащие организации.
Следовательно, при принятии Решения в 2016 году Инспекцией правомерно учтена позиция, изложенная в вышеуказанных Определениях Верховного Суда Российской Федерации в отношении доначисленных сумм земельного налога Обществу за 2013 год.
Правовую позицию о невозможности использования пониженной ставки по земельному налогу коммерческой организацией, неоднократно изложенную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в своих актах, поддержал и Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2015 г. по делу N 305-КГ 14-9101.
Как полагает Заявитель, выполнение Обществом письменных разъяснений о порядке исчисления и уплаты налога, данных Администрацией сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, в любом случае освобождает налогоплательщика от начисления пени и штрафа по земельному налогу на основании со статьи 75 НК РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смысл содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа".
Кроме того, Администрация сельского поселения Ермолинское Истринского, района Московской области в соответствии с Положением об Администрации сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ермолинское, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах жителей сельского поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Московской области.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку по смыслу статей 75, 111 НК РФ условием освобождения от начисления пени и штрафа является выполнение налогоплательщиком разъяснений органа государственной власти, а администрации сельского поселения к таким органам не относится равным образом и в связи с отсутствием полномочий давать разъяснения о порядке исчисления, уплаты налогов, а также по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, то выполнение Обществом таких разъяснений относится к его собственным рискам как налогоплательщика и, следовательно, не исключает начисления пени в порядке статьи 75 НК РФ и не является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Довод Общества об отсутствии вины Общества в совершении налогового правонарушения, выразившегося в неполной уплате земельного налога за 2013 год судом первой инстанции правильно отклонен.
В силу пункта 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Материалами дела подтверждается совершение Обществом налогового правонарушения, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, поскольку Обществом допущена неуплата земельного налога в результате занижения налоговой базы по этому налогу.
Обстоятельства, исключающие вину Общества в совершении налоговых правонарушений, установленные в статье 111 НК РФ, в данном случае отсутствуют. На наличие таких обстоятельств Заявитель не ссылается.
Таким образом, является правомерным доначисление Обществу земельного налога в размере 13 003 939 рублей, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 600 788 рублей и начислению соответствующих сумм пени в размере 3 619 181 рублей.
Кроме того, согласно Решению налогового органа, за несвоевременное перечисление сумм налога на доходы физических лиц Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 511 054 руб. (г. Москва) и 122 511 руб. (г. Истра), Заявителю начислены суммы пени в размере 14 230 рублей и 403 рубля.
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
На основании пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Кроме того, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Инспекцией при проверке полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за 2012-2014 годы установлено, что по головной организации (г. Москва) сумма удержанного НДФЛ за 2012-2014 составила 5 019 185 руб., сумма перечисленного НДФЛ за 2012-2014 года составила 5 019 185 руб. По обособленному подразделению (г. Истра), сумма удержанного НДФЛ составила 1 037 250 руб., сумма перечисленного НДФЛ составила 1 037 250 руб.
Инспекцией установлено не своевременное перечисление Обществом в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за 2012-2014 годы как по головной организации (г. Москва), так и по обособленному подразделению (г. Истра), что отражено в приложении N 1 к акту выездной налоговой проверки от 20.04.2016 N 21/7.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по коду классификации дохода бюджета РФ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Кроме того, Инспекцией начислены пени в сумме 1 671 руб. по головной организации и в размере 403 руб. по обособленному подразделению.
Инспекцией по результатам рассмотрения письменных возражений Общества и представленных документов, произведен перерасчет в части расчета пени и штрафа по своевременному перечислению НДФЛ на основании представленных Обществом на сумму 3 274 руб.
Согласно Решению Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа по головной организации в размере 511 054 руб., Обществу начислены пени в размере 1 423 руб., сумма штрафных санкций по обособленному подразделению составила 122 511 руб., Обществу начислены пени в размере 403 руб.
Согласно пункту 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Инспекцией в резолютивную часть оспариваемого Решения внесены изменения.
Налоговый орган письмом от 10.11.2016 г. N 21-11/57320 в адрес Управления представлено уведомление о внесение изменений в Решение от 10.11.2016 N 21- 09/57271, согласно которому Инспекцией выявлена техническая ошибка при перерасчете НДФЛ в части обособленного подразделения г. Истра, согласие которому Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 113 434 рубля и Обществу доначислены суммы пени в размере 391 рубль.
Общество считает, что привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, в виде штрафных санкций в общей сумме 633 565 руб. является чрезмерным, на основании чего Заявитель просит применить смягчающие обстоятельства, снизив сумму штрафных санкций до 30 000 руб., указывая на несопоставимость последствий совершенного Обществом правонарушения; просрочка перечисления НДФЛ в 1-2 дня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими налоговую ответственность, признаются совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное Обществом обстоятельство (несоразмерность штрафа тяжести совершенного правонарушения) не может быть признано смягчающим ответственность обстоятельством, так как размер штрафа рассчитан Инспекцией в строгом соответствии со статьей 123 НК РФ.
Кроме того, судом установлено, что нарушения совершены неоднократно, в течение 2012-2014 годов, что в данном случае, применение к налогоплательщику, нарушающему предусмотренные НК РФ обязанности перечислению в установленный НК РФ срок сумм налога, смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 112 НК РФ, ставит Заявителя в неравное положение с налогоплательщиками, добросовестно исполняющими обязанности налогоплательщика, впервые совершившими правонарушение, предусмотренное статьей 123 НК РФ.
В отношении признания оспариваемого решения Инспекции в части неправомерного начисления пени за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ Общество доводов в заявлении не приводило; в апелляционной жалобе требования о признании решения Инспекции в этой части не содержится.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "АГРУПП" в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 13 003 939 руб., начисления пени по земельному налогу в сумме 3 619 181 руб., привлечения Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в сумме 2 600 788 руб., начисления пени по НДФЛ в сумме 1 814 руб., привлечения Общества к ответственности на основании статьи 123 НК РФ за перечисление НДФЛ в сумме 624 488 руб.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2017 по делу N А40-230150/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М.Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230150/2016
Истец: ООО "АГРУПП"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 33 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41462/18
31.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12292/17
24.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15860/17
09.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-230150/16
17.11.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-230150/16