Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2017 г. N 13АП-9288/17

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2017 г. N 13АП-9288/17

 

г. Санкт-Петербург

 

21 июня 2017 г.

Дело N А42-8769/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 года.

 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Жиляевой Е.В.

судей Кашиной Т.А., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.

при участии:

от истца: представитель Симаков М.В. (по доверенности от 22.05.2015),

от ответчика: представитель не явился, уведомлен,

от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9288/2017) ТУ ФАУГИ в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017 по делу N А42-8769/2016 (судья Кушниренко В.Н.), принятое по заявлению ООО "Причал"

заинтересованное лицо: ТУ ФАУГИ в Мурманской области 3-е лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта

о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Причал" (ОГРН 1075190014426, ИНН 5190167759) (далее - Заявитель, ООО "Причал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 03.11.2016 N 6620 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348) (далее - Ответчик, ТУ ФАУГИ) о возвращении заявления ООО "Причал" от 21.10.2016 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общество просит обязать ТУ ФАУГИ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату ООО "Причал" земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942, подготовить и направить Заявителю проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Траловая, с кадастровым номером 51:20:0001054:942, общей площадью 8 441 кв.м, по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, датой продажи не позднее 24.11.2016.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).

Решением арбитражного суда от 10.03.2017 заявление удовлетворено.

Не согласившись с названным решением, ТУ ФАУГИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что рассмотрение заявления Общества о выкупе земельного участка относится к компетенции Росморречфлота. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается, в том числе на постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388, согласно пункту 5.4(1).5 которого в компетенцию Росморречфлота входит предоставление земельных участков, на которые находятся в федеральной собственности.

О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.

ТУ ФАУГИ, а также Росморречфлот своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Заявителя, апелляционный суд установил следующее.

ООО "Причал" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50, площадью 81 110 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Мурманская область, МО г. Мурманск, ул. Траловая, на основании договора аренды от 05.06.2012 N 10965 с множественностью лиц на стороне арендатора.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:50 зарегистрировано за Российской Федерацией.

Как было установлено судом первой инстанции, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества - судоремонтные причалы N 16, N 17, находящиеся в собственности ООО "Причал".

Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:0001054:941, 51:20:0001054:942, 51:20:0001054:943, 51:20:0001054:944 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 23.08.2016).

По результатам раздела судоремонтные причалы N 16, N 17 (портовые гидротехнические сооружения), находящиеся в собственности ООО "Причал", стали располагаться на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001054:942, площадью 8 441 кв.м., по адресу: г. Мурманск, МО г.Мурманск, ул. Траловая.

ООО "Причал" обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением от 21.10.2016 о предоставлении в собственность земельного участка для использования под судоремонтные причалы N 16 и N 17.

Однако, письмом от 03.11.2016 N 6620 заявление ООО "Причал" возвращено заявителю. В обоснование принятого решения ТУ ФАУГИ указало на то, что в соответствии со сведениями ЕГРП право собственности Российской Федерации на участок не зарегистрировано. Кроме того, распоряжение испрашиваемым земельным участком в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение N 371), осуществляется Росморречфлотом.

Ссылаясь на то, что возвращение заявления о выкупе является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов установлен статьей 39.17 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 названной статьи к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса, в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27).

Согласно подпункту 7 пункта 5 той же статьи (в редакции, действующей с 01.03.2015) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Исходя из пункта 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.

По общему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 28 Закона о морских портах, земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи, согласно которой в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

Судом первой инстанции было установлено, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение его в собственность.

Не оспаривая по существу право Общества на выкуп земельного участка, ТУ ФАУГИ указало на то, что распоряжение участком относится к компетенции Росморречфлота, полномочия которого расширились в связи с внесением изменений Постановлением N 388 в Положение о Росморречфлоте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение о Росморречфлоте).

Суд первой инстанции, проанализировав Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положение о ТУ ФАУГИ, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, и Положение о Росморречфлоте с изменениями, внесенными в него Постановлением N 388, пришел к выводу о том, что правом предоставить спорные участки в собственность Общества и заключить с ним договоры купли-продажи этих участков наделено ФАУГИ в лице своего территориального управления в Мурманской области, а не Росморречфлот.

В силу пункта 1 Положения о Росморречфлоте данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функций по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, а в силу пункта 5.2 того же Положения Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным данному агентству. Пунктами 5.4 (1), 5.4 (1).1 - 5.4 (1).4 указанного Положения Росморречфлот в целях размещения объектов инфраструктуры морских и речных портов, инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации вправе принимать решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для федеральных нужд, заключать договоры о выкупе таких участков. Полномочиями по отчуждению, приватизации федерального имущества, в том числе земельных участков, юридическим и физическим лицам, Росморречфлот не наделен.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице своего территориального управления, напротив, в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Положения о ТУ ФАУГИ, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, является органом, уполномоченным предоставить спорный участок в собственность Общества и заключить с ним договор купли-продажи этого участка.

Вопреки доводам жалобы в силу положений статьи 30 Закона о морских портах Росморречфлоту предоставлены лишь полномочия по управлению земельными участками, но не по распоряжению ими.

То обстоятельство, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942, образованного из земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50, общей площадью 81 110 кв.м. находившегося в федеральной собственности, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о праве собственности Российской Федерации, не препятствует реализации Обществом права на выкуп участка, поскольку его отнесения к федеральной собственности никем не оспаривается и следует из положений действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Заявитель как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в ТУ ФАУГИ все необходимые документы, а уполномоченный орган не принял в установленный срок решения о предоставлении ему в собственность земельного участка в отсутствие к тому законных оснований, является обоснованным.

Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

Е.В. Жиляева

 

Судьи

Т.А. Кашина
И.А. Тимухина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А42-8769/2016


Истец: ООО "Причал"

Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта