г. Саратов |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А06-754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 17.07.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.07.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 апреля 2017 года по делу N А06-754/2017 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Каспийский Овощной Двор" (ОГРН 1163025051232, ИНН 3025026983, г. Астрахань)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (ОГРН 1113017002020, ИНН 3025000015, г. Астрахань)
о признании недействительным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каспийский Овощной Двор" (далее - заявитель, Общество, ООО "Каспийский Овощной Двор") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - МИФНС N 6 по Астраханской области, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 24.11.2016 N 7712А и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 апреля 2017 года признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области от 24.11.2016 N 7712А.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал МИФНС N 6 по Астраханской области устранить допущенные нарушения.
Также суд взыскал с Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в пользу ООО "Каспийский Овощной Двор" расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.
Регистрирующий орган не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "Каспийский Овощной Двор" отказать.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания, в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.06.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 17.11.2016 в регистрирующий орган лично Стратилатовым Иваном Анатольевичем учредителем и генеральным директором Общества поданы документы о государственной регистрации изменений в учредительные документы по форме N Р13001 в части юридического адреса ООО "Каспийский Овощной Двор".
В данной форме заявления Р13001 заявитель указал, что адресом постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, является: 414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, дом 54, корп. 1.
17.11.2016 полагая, что в заявлении для отражения в ЕГРЮЛ неполно указан адрес юридического лица, так как не содержатся сведения о помещении, в котором будет располагаться ООО "Каспийский Овощной Двор", Инспекция приняла решения об отказе в государственной регистрации.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обжаловало его в порядке апелляционного производства, в Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области.
12.01.2017 Управлением Федеральной налоговой службы России по Астраханской области принято решение N 2-Г, которым, заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области от 24.11.2016 N 7712А, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Заявленные требования обоснованы тем, что помещение, предоставленное в аренду Обществу находится в жилом доме, на входе имеется табличка с наименованием организации и подтверждающая расположение данной организации, что позволяет установить связь с заявителем по данному адресу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что документы о внесении изменений в учредительные документы по форме N Р13001 в части юридического адреса Общества поданы заявителем в надлежащий налоговый орган, и к заявлению приложен полный пакет необходимых документов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.
Ответственность за достоверность сведений согласно, статье 25 Закона N 129-ФЗ, несет заявитель, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ (пункт 4 статьи 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 129-ФЗ для предоставления государственной услуги по внесению изменений в учредительные документы в уведомительном порядке в инспекцию по месту нахождения юридического лица представляются:
подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме, утвержденной в соответствии с Законом N 129-ФЗ;
решение о внесении изменений в учредительные документы;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со статьями 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно указываться место его нахождения. Таким образом, при заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган принял решение от 17.11.2016 об отказе в государственной регистрации, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку заявитель в представленном в регистрирующий орган заявлении указал неполный адрес местонахождения ООО "Каспийский Овощной Двор".
Так, из представленного в регистрирующий орган Договора субаренды N 1/2016 от 11.11.2016 года следует, что помимо вышеуказанных адресных данных, местонахождение ООО "Каспийский Овощной Двор" имеет также указание на Литер А, помещение N 53.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 61) со ссылкой на подпункт "р" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отметил, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как указано в пункте 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001) установлены Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ).
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены согласно приложению N 20 к настоящему приказу.
Согласно п. 5.6 Требований, раздел 5 "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 настоящих Требований.
В соответствии с п. 2.3 Требований, в Заявлении тип адресного объекта указывается полностью.
Следовательно, положения указанного приказа обязывают заявителя заполнять все те показатели, которые имеются в наличии.
Согласно п. 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Как следует из материалов дела, в представленном в регистрирующий орган Обществом заявлении в отношении ООО "Каспийский Овощной Двор" на странице 002 не заполнен пункт 9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.) (т. 1 л.д. 101).
Из представленных заявителем на регистрацию документов на нежилое помещение, в котором будет располагаться Общество, усматривается адрес: 414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, дом 54, корп. 1, помещение N 53.
Так пункт 1.1 договора субаренды от 11.11.2016 N 1/2016 устанавливает, что Арендатор (ООО "Центр обслуживания бизнеса "Эксперт") с согласия Арендодателя предоставляет Субарендатору (ООО "Каспийский Овощной Двор") во временное пользование за плату нежилое помещение, состоящее из 5 кв.м., находящееся в нежилом помещении N 53 в здании по адресу: 414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, дом 54, корп. 1, кадастровый номер: 30-30-01/109/2007-703 для использования под офис, место нахождения Субарендатора (т. 1 л.д. 23-26).
Пункт 1.1. договора аренды нежилого помещения N АР 5-12/2015, заключенного между Курносовой Е.Л., Кошман И.Г., Соколовым С.В. (Арендодатели) и ООО "Центр обслуживания бизнеса "Эксперт" (Арендатор), предусматривает, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает часть кабинета N 2, площадью 5 кв.м., находящегося в нежилом помещении N 53 общей площадью 117 кв.м., расположенном по адресу: 414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, дом 54, корп. 1, именуемое в дальнейшем "помещение", для использования под офис, в состоянии, пригодном для использования его по назначению (т. 1 л.д. 80-82).
Кроме того, согласно свидетельств о государственной регистрации прав от 24.10.2007, 28.09.2007, 28.09.2007, Курносова Е.Л., Кошман И.Г., Соколов С.В., являются собственниками следующего объекта права: помещение, назначение: нежилое, общей площадью 116,7 кв.м. расположено на 1 этаже, адрес: Российская Федерация, Астраханская обл., г. Астрахань, Советский район, ул. Дубровинского, дом N 54, корпус N 1, литер А, помещение 53 (т. 1 л.д.72-73).
Однако, новый адрес, указанный заявителем для государственной регистрации указан неполно, поскольку не указан номер помещения, в котором будет располагаться ООО "Каспийский Овощной Двор".
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор субаренды от 11.11.2016 N 1/2016, договор аренды нежилого помещения N АР 5-12/2015, свидетельства о государственной регистрации прав от 24.10.2007, 28.09.2007, 28.09.2007, согласно которым ООО "Каспийский Овощной Двор" в субаренду предоставлено помещение по адресу: 414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, дом N 54, корпус N 1, помещение 53, установив, что ООО "Каспийский Овощной Двор" в заявлении по форме N Р13001 указан неполный адрес нахождения юридического лица без конкретизации соответствующего помещения многообъектного здания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подаче заявления о государственной регистрации изменений в сведения содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц относительно изменения адреса местонахождения юридического лица по форме N Р13001, заявителем указаны неполные (недостоверные) сведения о его адресе ввиду отсутствия конкретизации соответствующего помещения многообъектного здания, позволяющей надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица для связи с ним, в связи с чем, считает рассматриваемое заявление как оформленное с нарушением требований, Федерального закона N 129-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что данное обстоятельство в отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается Общество (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
У заявителя имелась реальная возможность для надлежащего заполнения заявления о государственной регистрации изменений, но данная обязанность исполнена не была, в связи с чем, заявление не может считаться оформленным надлежащим образом, поскольку содержит неполную информацию, в связи с чем, считается не представленным.
Заполнение всех данных по установленной форме является обязанностью заявителя, а не налоговых органов.
Полномочия на устранение по собственной инициативе выявленных в заявлении недостатков у регистрирующего органа отсутствуют.
Вместе с тем, заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных нарушений в оформлении заявления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае регистрирующий орган вынес законное и обоснованное решение об отказе в регистрации изменений в сведения о юридическом лице на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, то есть в связи с непредставлением документов, содержащих необходимые сведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Следовательно, решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 апреля 2017 года по делу N А06-754/2017 о признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области N 7712А от 24.11.2016 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем, следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Каспийский Овощной Двор".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 апреля 2017 года по делу N А06-754/2017 отменить.
Принять по делу N А06-754/2017 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Каспийский Овощной Двор" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-754/2017
Истец: ООО "Каспийский Овощной Двор", Представитель по доверенности:Курносова Елена Леонидовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области, Межрайонная ИФНС России N6 по Астраханской области