Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2017 г. N Ф05-19673/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А41-15858/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Гараевой Н.Я., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовой К.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ХАРОН": представитель не явился, извещен,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электростали Московской области: Карпова О.А., по доверенности от 25.08.17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ХАРОН" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2017 года по делу N А41-15858/17, принятое судьей Машиным П.И.,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ХАРОН" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электростали Московской области об отмене решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица N 3100112А от 27 января 2017 года и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электростали Московской области осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "ХАРОН",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ХАРОН" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) России по г. Электростали Московской области, в котором просило:
- отменить решение ИФНС России по г. Электростали Московской области об отказе в государственной регистрации юридического лица N 3100112А от 27 января 2017 года;
- обязать ИФНС России по г. Электростали Московской области осуществить государственную регистрацию ООО "ХАРОН", расположенного по адресу: 142412, Московская область, г. Ногинск, ул. Комсомольская, д.24А, при его создании (л.д. 9-10).
Иск заявлен в соответствии со статьями 125, 126, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2017 года по делу N А41-15858/17 в удовлетворении заявленных ООО "ХАРОН" требований было отказано (л.д. 80-83).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ХАРОН" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить (л.д. 85-91).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "ХАРОН", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по г. Электростали Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителя уполномоченного органа, участвующего в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая отказ в регистрации юридического лица незаконным и необоснованным, в обоснование чего представлены все необходимые для регистрации юридического лица документы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения ИФНС России по г. Электростали Московской области об отказе в государственной регистрации юридического лица от 27 января 2017 года N 3100112А незаконным, возложении на налоговый орган обязанности зарегистрировать организацию на основании представленных 24 января 2017 года документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действия ИФНС России по г. Электростали Московской области в рассматриваемом случае соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушат прав и законных интересов заявителя.
Повторно исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что определение арбитражного суда первой инстанции не подлежит изменению или отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Пунктами 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7- 6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма Р11001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Требования).
В соответствии с пунктом 3.3 Требований раздел 2 "Адрес (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 Требований.
В соответствии с пунктом 2.3 Требований в заявлении тип адресного объекта указывается полностью.
Согласно пункту 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (Постановление N 61) при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании п. 1 ст. 23 Закона N129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. При этом перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недостоверности адреса юридического лица, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в заявлении ООО "ХАРОН" о создании юридического лица был указан следующий адрес: 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Комсомольская, д. 24А.
Вместе с тем, указанный адрес был заявлен без указания номера помещения (офиса), в котором должен располагаться постоянно действующий исполнительный орган создаваемого юридического лица.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права, входящей в комплект документов, за арендодателем зарегистрировано право собственности на нежилое здание, общей площадью 387,2 кв.м., состоящее из двух этажей и антресоли, расположенное по адресу: 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Комсомольская, д. 24А.
Кроме того, как указано налоговым органом в отзыве на заявление, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15 марта 2017 года по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Комсомольская, д. 24А, зарегистрировано два юридических лица: ООО "СТИЛЕТ" (ИНН 5031107539) и ООО "Производственная компания Промсет" (ИНН 5031122696).
Таим образом, неполный адрес вновь создаваемого ООО "ХАРОН" не позволит его будущим контрагентам, государственным органам и прочим участникам хозяйственного оборота идентифицировать место нахождения его единоличного исполнительного органа, что приведет к негативным правовым последствиям для добросовестных участников гражданских правоотношений.
Поскольку представляемые для государственной регистрации документы без указания на конкретные ориентиры адреса не должны вводить в заблуждение, как регистрирующий орган, так и третьих лиц, добросовестно полагающихся на данные государственного реестра, заявление, не содержащее детальные элементы адреса, правомерно было не принято налоговым органом как документ необходимый для государственной регистрации.
Так, в отсутствие в заявлении конкретных сведений о номере помещения (офиса), в котором должен располагаться исполнительный орган создаваемого юридического лица, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц, риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ИФНС России по г. Электростали Московской области от 27 января 2017 года N 3100112А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N129-ФЗ является законным и обоснованным, в связи с чем, отказал ООО "ХАРОН" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции по настоящему делу.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а потому оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2017 года по делу N А41-15858/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15858/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2017 г. N Ф05-19673/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Кузьмин Алексей Евгеньевич, ООО "Харон"
Ответчик: ИФНС России по г. Электросталь Московской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Электросталь Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ