Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф08-55/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2017 г. |
дело N А32-32276/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Санаторий "Глобус": Илькив А.И., паспорт, по доверенности от 16.10.2017, Белокопытова А.В., паспорт, по доверенности от 16.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Глобус"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу N А32-32276/2017,
принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Глобус"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - Терорган Росздравнадзора) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Глобус" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 20.10.2017 суд привлек ООО "Санаторий "Глобус" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Санаторий "Глобус" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что правонарушение подлежало квалификации по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Общество также считает возможным применение административного наказания в виде предупреждения.
В судебное заседание не явились представители Тероргана Росздравнадзора по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Тероргана Росздравнадзора по Краснодарскому краю в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Тероргана Росздравнадзора по Краснодарскому краю.
Представитель ООО "Санаторий "Глобус" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 20.06.2017 N П-183\01\1-01\17 "О проведении плановой выездной проверки", в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю на 2017 год, размещённого на официальном сайте (http://23.reg.roszdravnadzor.ru), специалистами Территориального органа Росздравнадзора в период с 28.06.2017 по 21.07.2017 проведены мероприятия по контролю в сфере охраны здоровья в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности обществом с ограниченной ответственностью Санаторий "Глобус".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пп. "б" п.4 Постановления N 291, в Санатории отсутствует 14 из 79 наименований медицинских изделий, утвержденных приказом Минздрава России от 05.05.2016 N279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения", то есть Санаторий оснащен оборудованием по заявленным видам работ (услуг) на 82%. Согласно оборотно-сальдовой ведомости за 1 квартал 2017 года, а также выполненному осмотру помещений для оказания медицинской помощи установлено, что в Санатории отсутствует необходимые для выполнения работ (услуг) медицинские изделия, которые должны быть в наличии в Санатории для исполнения Порядка организации санаторно-курортного лечения и утверждены в приложении N3 к приказу Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения";
- в нарушение пп. "в" п.4 Постановления N 291, у руководителя структурного подразделения Санатория, ответственного за осуществление медицинской деятельности, при наличии высшего медицинского образования, отсутствует послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Представлен приказ ООО Санаторий "Глобус" от 09.01.2017 б/н "О назначении ответственного за медицинскую часть". Согласно указанному приказу, ответственным за медицинскую часть назначена врач-педиатр Москвина Т.В.
Согласно Трудовому договору б/н от 01.06.2017, Москвина Татьяна Владимировна принята на работу в отдел медицинского обслуживания врачом-педиатром с 01.06.2017. Документов, подтверждающих осуществление врачом-педиатром Москвиной Т.В. трудовых функций ответственного за медицинскую деятельность в ООО Санаторий "Глобус" не представлено.
Документов, подтверждающих наличие у врача-педиатра Москвиной Татьяны Владимировны дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", не представлено.
Штатным расписанием Санатория должность лица, ответственного за осуществление медицинской деятельности, не предусмотрена.
Также в ходе проверки выявлено, что в нарушение пп. "г" п.4 Постановления у руководителя структурного подразделения ответственного за осуществление медицинской деятельности, отсутствуют документы, подтверждающие наличие стажа работы по специальности (педиатрия) не менее 5 лет.
В нарушение пп. "д" п.4 Постановления в Санатории согласно трудовому договору выполняют медицинскую деятельность работники, имеющие высшее медицинское образование, но не имеющие послевузовского и (или) дополнительного медицинского образования для выполнения заявленных работ (услуг) и сертификата специалиста.
В Санатории на основании трудового договора от 01.06.2017 осуществляет трудовые функции в должности "врача-педиатра" Плющ Юрий Александрович. Плющ Ю.А., не имеет соответствующего профессионального образования по специальности "педиатрия", установленного приказами Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" и Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". Отсутствует повышение квалификации и сертификат специалиста по специальности "Педиатрия". Плющ Ю.А. имеет подготовку по специальности "скорая медицинская помощь" и сертификат специалиста по указанной специальности.
В Санатории на основании трудового договора от 01.06.2017 б/н выполняет трудовые функции в должности "старшая медицинская сестра" Гостева Ирина Анатольевна. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлено, что для занятия должности старшей медицинской сестры необходимо иметь среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы. Гостева И.А., работая в должности "старшая медицинская сестра", имеет диплом по специальности "сестринское дело", квалификация "фельдшер", удостоверение о повышении квалификации по программе "Управление и экономика в здравоохранении", сертификат по специальности "организация сестринского дела", то есть профессиональная подготовка Гостевой И.А. не соответствует занимаемой ею должности.
Часть сотрудников, осуществляющих медицинскую деятельность, не состоят в трудовых отношениях с Санаторием, а выполняют услуги на основании договоров возмездного оказания услуг (гражданско-правовые отношения): Куликова Т.Н. (врач-педиатр), Гридина Е.В. (медицинская сестра), Апполонина М.Н. (массажист), Селезнева М.Ю. (медицинская сестра), Мальцева В.А. (медсестра).
При этом, профессиональная подготовка вышеуказанных специалистов не соответствует установленным требованиям: ни один из специалистов- средних медицинских работников не имеет подготовки по сестринскому делу в педиатрии и сертификата специалиста по указанной специальности: Апполонина М.Н.; Гридина Е.В.; Селезнев М.Ю., Паршин Р.П.
Лихалетов Дмитрий Викторович, работающий в Санатории массажистом по договору оказания услуг, получивший образование в Луганском медицинском образовательном учреждении (Украина), допуска к осуществлению медицинской деятельности в Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства от 07.02.1995 N 119, не имеет.
Нарушен пп. "е" п.4 Постановления, при наличии договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий, установлена недостоверность сведений между представленным Актом обследования медицинской техники от 16.11.2017 с приложением и оборотно-сальдовой ведомости Санатория.
Представлен Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники и оборудования от 16.11.2016 N 400 с ООО "Медтехника-Сервис" (г. Краснодар) с приложением; Акт обследования медицинской техники от 16.11.2017 с приложением.
В приложении к Договору перечислены медицинские изделия, которые отсутствуют в оборотно-сальдовой ведомости Санатория за 1 квартал 2017 года. При осмотре помещений для осуществления медицинской деятельности в процессе проверки данные медицинские изделия отсутствовали (комплект массажный складной МК-4С, Подвес реабилитационный для вертикализации пациента "Орторент" Модель "Орторент С+стационарный с беговой дорожкой", Эргометр для аэробного тестирования в комплектации. Модель 828Е, и др.).
Кроме того, в ходе осмотра помещений установлено наличие 3 ванн: гидромассажная ванна "BellRado" - 2 шт. и ванны немедицинского назначения - 1 шт. При этом, представленная оборотно-сальдовая ведомость содержит информацию о наличии оборудования водолечебного (ванн): Ванна Лагуна 06, Ванна полимерная для лечебного подводного душа-массажа ВПДМ-"ЛечМР" и др. Указанное оборудование перечислено в Договоре N 400, а также в приложении к Акту обследования от 16.11.2016.
В нарушение пп. "и" п.4 Постановления в Санатории отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности; в нарушение приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", не принято положение о врачебной комиссии, регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии; не определен порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности; состав врачебной комиссии.
В нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 323-ФЗ), пп. "а" п. 5 Постановления, в Санатории не соблюдается порядок оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Минздрава России от 05.05.2016 N279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения", а именно:
- при поступлении на санаторно-курортное лечение врачом Санатория в течение 1 дня с даты прибытия: не проводится оценка функциональных резервов организма и выявление наличие (отсутствие) факторов риска и ограничений для выполнения отдельных медицинских вмешательств при санаторно-курортном лечении; не составляется индивидуальная программа санаторно-курортного лечения.
В Санатории при оказании медицинской помощи (санаторно-курортной) в соответствии с лицензией оформляется и ведется медицинская документация неутвержденного образца ("Амбулаторная карта"). Записи лечащих врачей Санатория в представленных медицинских картах формальные, небрежные и малоинформативные. В дневниковых записях, на титульных листах отсутствуют диагнозы, подписи лечащего врача. Стандарты санаторно-курортной помощи не выполняются: сведения о полученном лечении и обследовании (в т.ч. физиотерапевтических процедурах и т.п.) в медицинской документации отсутствуют.
В ходе анализа штатного расписания Санатория на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 выявлено, что по состоянию на 28.06.2017 в Санатории предусмотрено 8 ставок медицинского персонала, из них врачей: врач-педиатр - 3 штатные единицы; среднего медицинского персонала: старшая медицинская сестра -1 штатная единица, медицинская сестра медицинского поста - 4 штатные единицы.
Штатным расписанием Санатория на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 по состоянию на 28.06.2017 не предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала, в представленных документах Санатория отсутствуют сведения о медицинских работниках -физических лицах, которые в соответствии с действующей лицензией N ЛО-23-01-010914 от 25.01.2017 должны оказывать работы (услуги) при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении: по диетологии; организации здравоохранения и общественному здоровью; оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации); профпатологии; психотерапии; пульмонологии; рефлексотерапии; астроэнтерологии; кардиологии; терапии; травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; урологии; физиотерапии; функциональной диагностике; эндокринологии; дерматовенерологии; детской кардиологии; лечебной физкультуре; лечебной физкультуре и спортивной медицине; мануальной терапии; медицинской реабилитации; медицинскому массажу; неврологии; нефрологии.
При осмотре помещений, изучении документов установлено, что в Санатории отсутствует оснащение (медицинские изделия, указанные в оборотно-сальдовой ведомости).
В нарушение пп. "б" п.5 Постановления в Санатории не соблюдается установленный приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: отсутствуют сведения о заседаниях врачебной комиссии не реже одного раза в неделю; отсутствуют: планы-графики, утвержденные руководителем медицинской организации; решения врачебной комиссии; протоколы; журналы регистрации решений врачебной комиссии, отметки в медицинской документации пациентов о решениях врачебной комиссии; письменные отчеты.
Результаты проверки зафиксированы в Акте от 21.07.2017 N 163/17.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Тероргана Росздравнадзора по Краснодарскому краю в отношении ООО "Санаторий "Глобус" составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2017 N 221/17 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием представителя общества, указавшего в объяснениях, что организация обязуется устранить допущенные нарушения и по состоянию на дату составления протокола частично устранение нарушение применительно к комплектности оборудования.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены Терорганом Росздравнадзора в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" установлены обязательные требования, которые лицензиат должен соблюдать при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 4 Постановления N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Пунктом 5 Постановления N 291 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила N 1006).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" утвержден Порядок организации санаторно-курортного лечения (далее - Порядок).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пункту 8 Порядка санаторно-курортное лечение осуществляется при взаимодействии:
а) врачей - специалистов, врача-диетолога, врача-физиотерапевта, врача по лечебной физкультуре и иных врачей;
б) среднего медицинского персонала;
в) специалистов с высшим и средним немедицинским образованием (инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, иных специалистов).
В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении на санаторно-курортное лечение врач медицинской организации в течение 1 дня с даты прибытия:
а) проводит осмотр пациента;
б) по результатам проведенного осмотра, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, и на основании сведений, указанных в пунктах 15 - 17 санаторно-курортной карты или пунктах 20 - 22 санаторно-курортной карты для детей, проводит оценку функциональных резервов организма и выявляет наличие (отсутствие) факторов риска и ограничений для выполнения отдельных медицинских вмешательств при санаторно-курортном лечении;
в) составляет индивидуальную программу санаторно-курортного лечения;
г) оформляет медицинскую карту пациента.
Организация лечебного питания входит в число основных лечебных мероприятий <1> при осуществлении санаторно-курортного лечения в санаториях, санаториях для детей, в том числе для детей с родителями, санаториях-профилакториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия. Лечебное питание осуществляется с соблюдением установленных норм (п. 18 Порядка).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение обществом "Санаторий "Глобус" грубого нарушения приведенных лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Санаторий "Глобус", будучи лицом, осуществляющим с грубыми нарушениями лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обществом выявленные в ходе проверки нарушения по существу не оспорены.
Доводы общества о необходимости квалификации правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции.
С учетом важности охраняемых правоотношений и характера выявленных нарушений (отсутствие необходимого оборудования, необходимой квалификации у медицинского персонала и лица, ответственного за осуществление медицинской деятельности) допущенное обществом правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе детей, что влечет квалификацию правонарушения в качестве грубого нарушения лицензионных требований применительно к требованиям п. 6 Постановления N 291, ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о повышенной опасности допущенного правонарушения, также исключают возможность замены административного наказания на предупреждение.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, общество ссылается на устранение выявленных нарушений.
Вместе с тем, устранение нарушений, как и статус общества в качестве субъекта малого предпринимательства, не влияет на общественную опасность правонарушения, которая исключает применение в данном случае положений ст.ст. 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение суда вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием общества, дело рассмотрено судом также с участием представителей организации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления Тероргана Росздравнадзора и привлечении ООО "Санаторий "Глобус" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда от 20.10.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению от 24.10.2017 N 773 государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату ООО "Санаторий "Глобус" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, ст. 208 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года по делу А32-32276/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Глобус" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32276/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф08-55/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "Санаторий "Глобус"