г. Владивосток |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А51-4441/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Подоксика Антона Владимировича,
апелляционное производство N 05АП-3701/2018
на решение от 11.04.2018
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-4441/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Подоксик Антона Владимировича
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
о признании незаконным решения
при участии: от Подоксик Антона Владимировича - Долинная В.А., - представитель по доверенности от 27.12.2017 сроком на 2 года, паспорт; от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока - Добрынина О.П. - представитель по доверенности от 28.04.2018 сроком на 1 год, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Подоксик Антон Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Профильная Система торгов" от 12.12.2017 N 23742А, об обязании осуществить государственную регистрацию ООО "Профильная Система торгов" по представленным 07.12.2017 документам.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Подоксик А.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку доводам об отсутствии номеров в офисе в спорном помещении. Отмечает, что отсутствие нумерации офисов в нежилых помещениях цокольного этажа подтверждается протоколом обследования на предмет правомерности использования помещения от 11.12.2017. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам о наличии двухсторонней связи с юридическим лицом по адресу спорного помещения.
Инспекция поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указала, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер помещения (офиса, квартиры). Отмечает, что сведения об адресе, указанном в заявлении не соответствуют требования приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Указывает, что адрес обладает признаками массовой регистрации.
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган 07.12.2017 (N 23742А) поступило заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "Профильная Система торгов", вместе с которым представлены: гарантийное письмо от 06.12.2017, свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.98 Фоменко Виталия Сергеевича на нежилые помещения (по плану БТИ N 1-7) общей площадью 56,6 кв.м. в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание, по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская д.40; решение об учреждении юридического лица N1 от 06.12.2017, устав, документ об оплате государственной пошлины (согласно расписке вх. N23742А).
Согласно представленному заявлению по форме N Р11001, создаваемое юридическое лицо ООО "Профильная Система торгов" регистрируется по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская дом 40, этаж цокольный.
По результатам проведенных инспекцией проверочных мероприятий, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что в заявлении по форме N Р11001, представленной заявителем, на странице 002 в пункте 2.9 не указан детальный элемент, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица.
Поскольку для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения), решением от 12.12.2017 N 23742А заявителю было отказано в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Профильная Система торгов".
Считая, что решение налогового органа не соответствует требованиям закона, нарушают права и законные интересы, Подоксик А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в области государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Статья 12 Закона о государственной регистрации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица. К таким документам, в числе прочего, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В данном заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Поскольку место нахождения юридического лица является обязательным для отражения в учредительных документах и обязательным для внесения в заявление о государственной регистрации, достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном порядке, указание недостоверного адреса юридического лица (либо недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записи в государственный реестр.
Из подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае, в том числе, непредставления заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
При этом, представление в регистрирующий орган заявления, содержащего недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения; данное действие является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица применительно к подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
По правилам пункта 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Пунктом 2.9 формы N Р11001 (лист 002) предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения.
В пункте 2.3 Требований разъяснено, что в пункте 2.9 формы N Р11001 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Согласно пункту 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Пунктом 9 формы N Р11001 (лист "Б") Требований предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения в соответствии с пунктом 2.3 Требований.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа государственной регистрации ООО "Профильная Система торгов" явилось то обстоятельства, что в пункте 2.9 заявления по форме N Р11001 не указан детальный элемент адреса, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица.
В заявлении о государственной регистрации Подоксик А.В. в качестве места нахождения юридического лица указан адрес: 690106, г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж.
Кроме того, Подоксиком А.В. к заявлению в регистрирующий орган были представлены, в том числе гарантийное письмо Фоменко B.C. о том, что последний гарантирует предоставление в аренду части нежилого помещения по указанному адресу ООО "Профильная Система торгов"; свидетельство о государственной регистрации от 19.11.98, подтверждающее, что Фоменко B.C. принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 56,6 кв. м, в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание, по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40.
При проведении контрольных мероприятий по проверке данного адреса на предмет правомерности его использования инспекцией установлено, что по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, находится 5-ти этажный жилой дом с цокольным этажом, в котором находятся административные помещения. При этом, установлены иные собственники указанных помещений, присутствовавшие при осмотре. Помещение, принадлежащее Фоменко B.C. не имеет нумерации, не разделено перегородками на отдельные офисы или комнаты, которые были бы пронумерованы и их можно было идентифицировать как отдельный объект.
Между тем, при осмотре налоговый орган не смог самостоятельно определить какая именно часть помещения площадью 56,6 кв. м. будет сдаваться в аренду, при условии, что по указанному адресу зарегистрировано 112 юридических лиц и сдаваемое помещение никак не разделено, несмотря на указанную в свидетельстве о государственной регистрации права нумерацию по плану БТИ N 1-7.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, с учетом конкретизации помещения. В данном случае, исходя из представленного свидетельства о государственной регистрации от 19.11.98, подтверждающего, что Фоменко B.C. принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 56,6 кв. м, в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание, по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, в заявлении должен был быть указан номер офиса, так как помимо Фоменко B.C. собственниками помещения по указанному адресу являются несколько лиц.
Кроме того, неполный адрес вновь создаваемого ООО "Профильная Система торгов" не позволит его будущим контрагентам, государственным органам и прочим участникам хозяйственного оборота идентифицировать место нахождения его единоличного исполнительного органа, что приведет к негативным правовым последствиям для добросовестных участников гражданских правоотношений.
Поскольку представляемые для государственной регистрации документы без указания на конкретные ориентиры адреса не должны вводить в заблуждение, как регистрирующий орган, так и третьих лиц, добросовестно полагающихся на данные государственного реестра, заявление, не содержащее детальные элементы адреса, правомерно было не принято налоговым органом как документ необходимый для государственной регистрации.
В отсутствие в заявлении конкретных сведений о номере помещения (офиса), в котором должен располагаться исполнительный орган создаваемого юридического лица, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц, риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо.
Аналогичный правовой подход поддержан в определениях Верховного суда Российской Федерации от 10.04.2017 N 304-КГ17-2478, от 11.07.2017 N304-КГ17-7965, от 30.03.2018 N 303-КГ18-1615.
Кроме того, о том, что адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом свидетельствует также то, что по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 40 зарегистрировано много юридических лиц, то есть указанный адрес обладает признаками адреса массовой регистрации.
С учетом того, что Подоксиком А.В. заявлены недостоверные сведения об адресе юридического лица, инспекция приняла правомерное решение об отказе в государственной регистрации ООО "Профильная Система торгов" по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В данном случае отсутствует совокупность двух условий, при наличии которых решение от 12.12.2017 N 23742А подлежит признанию судом недействительным.
С учетом изложенного, отказав в признании незаконным решения, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с части 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2018 по делу N А51-4441/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.