город Омск |
|
19 октября 2018 г. |
Дело N А46-5420/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Грязниковой А.С., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9900/2018) Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.2018 по делу N А46-5420/2018 (судья Яркова С.В.), принятое
по заявлению Администрации (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, регистрирующий орган),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кочемайкиной Ларисы Адамовны,
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации - Гальцов В.В. по доверенности от 22.12.2017 сроком действия по 31.12.2018 (удостоверение);
от Управления Росреестра по Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Кочемайкиной Ларисы Адамовны - лично Кочемайкина Л.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации), Фадин С.В. по доверенности N 55АА1968077 от 13.07.2018 сроком действия 1 год (удостоверение адвоката),
установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об отказе в осуществлении государственной регистрации, оформленных уведомлениями от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205.
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.05.2018 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кочемайкина Лариса Адамовна (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, и на то, что договоры аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 заключены на новых, отличных в части срока действия условиях по сравнению с условиями ранее заключённых договоров аренды от 26.02.2009 N АЗ-20-083/2009, N АЗ-20-082/2009, поэтому указанное в договорах от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 в качестве основания их заключения правило не распространяется на вновь возникшие между Администрацией и Кочемайкиной Л.А. арендные правоотношения.
По мнению суда первой инстанции, договоры аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 подлежат заключению путём проведения торгов (аукциона), поэтому оспариваемые отказы Управления по мотиву отсутствия оснований для применения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации и несоблюдения заявителем установленного порядка заключения договоров аренды являются законными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы её податель указывает на то, что договоры N АЗ-20-083/2009, N АЗ-20-082/2009 считаются заключенными, поскольку между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора аренды, на то, что сторонами договоров согласовано, в том числе, и условие о сроке аренды, продолжительностью три года, на то, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению норма пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, и на то, что названной нормой допускается установление иных условий аренды при заключении нового договора аренды в отношении вновь образованного земельного участка.
Управление Росреестра по Омской области в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, открытом 25.09.2018, Кочемайкина Лариса Адамовна, её представитель, а также представитель Администрации в устных выступлениях поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, и настаивали на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Омской области в устном выступлении в судебном заседании поддержал доводы, сформулированные в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 03.10.2018, на 16 час. 45 мин., о чём вынесено соответствующее протокольное определение. Информация об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании, открытом 03.10.2018, представителем Кочемайкиной Ларисы Адамовны заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: технического плана здания от 19.09.2018, разрешения на строительство от 29.12.2014, постановления Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.05.2016 N 84, соглашений по договору аренды земельного участка от 23.06.2016, от 22.08.2014, градостроительного плана земельного участка от 29.12.2014, писем Администрации Омского муниципального района Омской области от 13.07.2018, от 18.07.2018, от 01.08.2018, ответа Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.07.2018.
В целях полного и всестороннего установления и оценки обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, и с учетом позиции представителя Управления Росреестра по Омской области, присутствовавшего в судебном заседании и не возражавшего против приобщения дополнительных документов к материалам дела, суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное выше ходатайство представителя Кочемайкиной Л.А. и приобщил представленные им дополнительные доказательства.
В связи с необходимостью изучения представленных третьим лицом и приобщенных к делу дополнительных доказательств судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 12.10.2018, на 12 час. 30 мин. Информация об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании, открытом 12.10.2018, представители Администрации и Кочемайкиной Л.А. поддержали ранее сформулированную позицию по существу рассматриваемого спора, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление Росреестра по Омской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного разбирательства по делу не заявило.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.02.2009 между Администрацией (арендодатель) и Вдовченко Мариной Александровной (арендатор) заключен договор N АЗ-20-082/2009 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:20:110101:3111 (зарегистрирован 24.03.2009 за номером 55-55-24/014/2009-491).
Также 26.02.2009 между Администрацией (арендодатель) и Вальковым Александром Анатольевичем (арендатор) заключен договор N АЗ-20-083/2009 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:20:110101:3110 (зарегистрирован в установленном порядке 25.03.2009 за номером 55-55-24/014/2009-495).
Объектами аренды в соответствии с названными выше договорами являются земельные участки площадью по 1000 кв.м каждый, отнесенные к категории земель населённых пунктов и расположенные по адресу: Омская область, Омский район, п. Магистральный, ул. Яблоневая, стр. поз. N 14-в и 14-а соответственно, предоставлены для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Указанные договоры заключены сроком на 3 года, до 25.03.2012 и до 24.03.2012 соответственно (л.д.24-27, 33-36).
В соответствии с соглашением от 22.08.2014 к договору аренды N АЗ-20-082/2009 все права и обязанности арендатора по такому договору переданы Кочемайкиной Л.А. (л.д.32).
29.12.2014 Кочемайкиной Ларисе Адамовне выдано разрешение N RU55520311-713 на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером 55:20:110101:3111. Срок действия разрешения установлен до 29.12.2024.
Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 55:20:110101:3111 выполнено Кочемайкиной Л.А. в соответствии с утвержденным Администрацией Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области градостроительным планом земельного участка на строительство индивидуального жилого дома от 29.12.2014.
При подготовке технического плана здания индивидуального жилого дома, построенного на основании указанного выше разрешения на строительство, по результатам проведенных кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что часть здания жилого дома расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:20:110101:3110 (находящемся во временном пользовании Валькова А.А.).
23.06.2016 между Вальковым Александром Анатольевичем и Кочемайкиной Ларисой Адамовной заключено соглашение к договору аренды N АЗ-20-083/2009, в соответствии с которым все права и обязанности арендатора по такому договору переданы Кочемайкиной Л.А. (л.д.40).
В результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:3111, 55:20:110101:3110 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701, расположенные по адресу: Омская область, Омский район, п. Магистральный, ул. Яблоневая, стр. поз. N 14-в и 14-а соответственно (л.д.49-54, 65-70).
05.12.2017 между Администрацией и Кочемайкиной Л.А. заключены договоры N АЗ-810, N АЗ-811 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701, цель предоставления участков: размещение индивидуального жилого дома; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (л.д.77-80, 84-90).
17.01.2018 Администрация обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением N 55/333/001/2018-87 о государственной регистрации договора аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым номером 55:20:11 01 01:4700.
22.01.2018 Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением N 55/333/001/2018-205 о государственной регистрации договора аренды от 05.12.2017 N АЗ-811, предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым номером 55:20:11 01 01:4701.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Омской области от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, направленным в адрес Администрации, действия по регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:11 01 01:4700 приостановлены, начиная с 30.01.2018 (л.д.81).
Регистрирующим органом указано, что по истечении сроков действия договоров аренды N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009 Кочемайкина Л.А. продолжала использовать земельные участки на прежних условиях в отсутствии возражений арендодателя, следовательно, действие договоров продлено на неопределённый срок; что срок аренды земельного участка по договору от 05.12.2017 составляет 3 года, в связи с чем, договор аренды N АЗ-810 земельного участка от 05.12.2017 заключён на новых, отличных в части срока действия условиях по сравнению с условиями ранее заключённых договоров аренды N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009; и что по смыслу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном случае заключение договора аренды возможно только на торгах.
Уведомлениями от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, N 55/333/001/2018-205 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 в связи с неустранением причин, повлекших принятие решения о приостановлении государственной регистрации (л.д.94-96, 97-98).
Полагая, что приостановление государственной регистрации и отказы в государственной регистрации договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701, изложенные в сообщениях Управления Росреестра по Омской области от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205, не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Администрации, а также Кочемайкиной Ларисы Адамовны, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
24.07.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией заявлено требование о признании незаконными решений регистрирующего органа о приостановлении и об отказе в государственной регистрации договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700, 55:20:110101:4701, изложенных в уведомлениях от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205.
Соответствующие решения Управления Росреестра по Омской области, изложенные в уведомлениях от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205 и признанные судом первой инстанции законными, мотивированы тем, что действие договоров N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009 продлено на неопределённый срок, в то время как сроки аренды земельных участков по договорам от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 составляют 3 года, что свидетельствует о заключении договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 на новых, отличных в части срока действия условиях по сравнению с условиями ранее заключённых договоров аренды от 26.02.2009 N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009, и тем, что по смыслу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном случае заключение договора аренды возможно только на торгах.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в сообщениях о приостановлении и об отказе в государственной регистрации договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811, заключенных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701, доводы Администрации по существу заявленного требования о признании соответствующих решений незаконными, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи друг с другом и с положениями действующего законодательства, приходит к выводу о том, что приведенные Управлением Росреестра по Омской области в уведомлениях от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205 обстоятельства не являются законными и достаточными основаниями для отказа в государственной регистрации договоров аренды по заявлениям Администрации, ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также в связи с ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в силу с 01.01.2017.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 той же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ссылка на который содержится в оспариваемом решении, оформленном уведомлением от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.
Как уже указывалось выше, в рассматриваемом случае регистрирующим органом по результатам проведенной правовой экспертизы документов, представленных Администрацией для осуществления государственной регистрации договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701 (образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:3111, 55:20:110101:3110), выявлено несоответствие содержания названных договоров требованиям пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в части включения в такие договоры условий о сроках аренды земельных участков (3 года), отличных от аналогичных условий ранее заключённых договоров аренды от 26.02.2009 N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009 земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:3111, 55:20:110101:3110 (которые считаются заключенными на неопределенный срок), повлекшее необходимость заключения соответствующих договоров (от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701) путем проведения торгов (аукционов).
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Между тем, регистрирующим органом и воспринявшим его позицию судом первой инстанции необоснованно не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного Кодекса.
Так, в соответствии с условиями договоров от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701 предоставлены в аренду физическому лицу Кочемайкиной Ларисе Адамовне с целью размещения индивидуального жилого дома, выращивания плодовых, ягодных, овощных и сельскохозяйственных культур, размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (л.д.77, 84).
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2017, от 04.11.2017 о земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701 подтверждается, что указанные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования участков - индивидуальное жилищное строительство (л.д.50, 66).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:4700 и 55:20:110101:4701 в аренду Кочемайкиной Ларисе Адамовне в силу прямого указания нормы Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется без проведения торгов.
При этом то обстоятельство, что указанные земельные участки образованы в результате изменения (перераспределения) земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110101:3111, 55:20:110101:3110, ранее арендованных третьим лицом в соответствии с условиями договоров от 26.02.2009 N АЗ-20-082/2009, N АЗ-20-083/2009, по мнению суда апелляционной инстанции, не отменяет и не изменяет сформулированный выше вывод, поскольку положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в любом случае должны применяться с учетом общих положений о форме и способах заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определенных статьями 39.6, 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иными словами, несоблюдение требований пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в части согласованных условий договоров аренды, заключенных в отношении вновь образованных земельных участков, предоставление которых в силу прямого указания нормы статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется без проведения торгов, не может являться основанием для возложения обязанности заключения таких договоров на торгах.
С учетом указанных выше обстоятельств, установленных на основании имеющихся в деле документов, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае не подлежит применению позиция, сформулированная Верховным Судом Российской Федерации в определении от 08.11.2017 N 302-КГ17-16570 и ошибочно воспринятая судом первой инстанции при принятии решения о законности спариваемых решений регистрирующего органа, поскольку соответствующие выводы о ничтожности договора аренды имущества, заключенного на новый срок без проведения торгов вопреки требованию пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, заключены высшим судебным органом с учетом того, что спорный земельный участок используется индивидуальным предпринимателем в коммерческих целях.
В то же время в рассматриваемом случае земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:110101:4701 переданы в аренду гражданину (физическому лицу, не обладающему статусом индивидуального предпринимателя) для единственной цели - осуществления индивидуального жилищного строительства - и с учетом того, что в границах обозначенных земельных участков Кочемайкиной Л.А. (на основании выданного в установленном порядке разрешения на строительство) уже возведен индивидуальный жилой дом, являющийся обременением, исключающим, в силу положений статьи 1, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность использования спорных участков иными лицами, кроме самой Кочемайкиной Л.А.
Иными словами, в рассматриваемом случае передача спорных земельных участков в аренду третьему лицу в силу фактически сложившегося характера землепользования таких участков и в силу норм действующего законодательства, по мнению суда апелляционной инстанции, не нарушает публичные интересы или интересы иных лиц (ввиду непроведения торгов), поскольку правом на получение таких участков в пользование обладает только Кочемайкина Лариса Адамовна.
По аналогичным основаниям рассматриваемый спор не может быть разрешен исходя из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", поскольку соответствующие разъяснения сформулированы исключительно для случаев, когда договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества заключается по результатам проведения торгов в целях обеспечения гарантий защиты конкуренции (на что прямо указано в тексте названного пункта постановления).
Таким образом, заключение договоров аренды от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701 без проведения торгов согласуется и прямо обусловлено положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, постольку доводы регистрирующего органа о несоответствии формы представленных на регистрацию указанных выше договоров требованиям пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны законными и обоснованными.
При этом, поскольку иные обстоятельства, являющиеся в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления (и последующего отказа) государственной регистрации прав, в уведомлениях от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205 Управлением Росреестра по Омской области не указаны, постольку суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих удовлетворению заявлений Администрации о совершении соответствующих регистрационных действий в отношении договоров от 05.12.2017 N АЗ-810, N АЗ-811 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701.
Как следствие, оспариваемые решения Управления Росреестра по Омской области, изложенные в уведомлениях от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205, признаются судом апелляционной инстанции незаконными, а заявленные требования Администрации - подлежащими удовлетворению.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции считает возможным в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Администрации возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии решения не полностью установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражным судом Омской области не принято во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:11 01 01:4700 и 55:20:11 01 01:4701 переданы в аренду гражданину (Кочемайкиной Л.А.) для целей индивидуального жилищного строительства, что к настоящему моменту на соответствующих участках возведен индивидуальный жилой дом, и что указанные обстоятельства являются достаточным основанием для заключения договоров аренды соответствующих участков без проведения торгов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.2018 по делу N А46-5420/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования Администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворить полностью.
Признать незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 30.01.2018 N 55/333/01/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-87, от 03.05.2018 N 55/333/001/2018-205, как не соответствующие Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Омского муниципального района Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.