г. Москва |
|
22 октября 2018 г. |
Дело N А40-45858/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Стешана Б.В., Яниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым У.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Промсвязьбанк" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г. по делу N А40-45858/2018, принятое судьёй Ю.Б. Моисеевой по иску ООО "Облпродснаб" (ОГРН 1113926000561, ИНН 3906227278) к ПАО "Промсвязьбанк" (ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912) о взыскании денежных средств.
при участии в судебном заседании:
от истца - Жуйков В.А по доверенности от 3 февраля 2018 ;
от ответчика - Комаров Ю.А по доверенности от 6 сентября 2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Облпродснаб" обратилось в суд с иском к ПАО "Промсвязьбанк" Операционный офис "Калининградский" Санкт-Петербургского филиала о взыскании неправомерно списанных со счета денежных средств в размере 715 860 руб. 37 коп., 100 000 руб. судебных расходов по оплате юридических услуг с учетом принятого судом определением от 23.05.2018 г. в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на ненадлежащее извещение ответчика судом первой инстанции. Также полагает, что выводы суда о неправомерном списании денежных средств со счета истца противоречат материалам дела, поскольку комиссия за перевод денежных средств при закрытии счета согласована сторонами.
Представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2018 года на основании следующего.
19 декабря 2017 г. истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Калининградской области.
Представитель ответчика Горова А.В., действовавшая по доверенности от ПАО "Промсвязьбанк", участвовала в судебных заседаниях в Арбитражном суде Калининградской области.
В судебном заседании 05 февраля 2018 г. в Арбитражном суде Калининградской области, представителем ответчика было заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы. Ходатайство удовлетворено судом.
Несмотря на то, что копия определения о принятии к производству переданного по подсудности дела из Арбитражного суда Калининградской области была направлена только по адресу филиала ответчика, апелляционная коллегия полагает, что ответчик, действуя разумно и добросовестно, проявив должную степень осмотрительности, имел реальную возможность отследить поступление настоящего дела в Арбитражный суд города Москвы и его дальнейшее движение.
В связи с тем, что доводы ответчика о его ненадлежащем извещении отклонены, апелляционная коллегия протокольным определением возвратила ответчику дополнительные доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции.
Из представленных суду документов следует, в соответствии с договором банковского счета ДБС/06/014003 от 26.07.2017 года ПАО "Промсвязьбанк" открывает ООО "ОБЛПРОДСНАБ" расчётный счёт N 40702810206000026700 и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание Клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, Тарифами Банка, а также условиями договора.
13.10.2017 года генеральным директором ООО "ОБЛПРОДСНАБ" был получен запрос от сотрудника Банка исх. N 1040 от 06.10.2017 года на предоставление в течение 5 рабочих дней сведений и копий документов, поясняющих хозяйственную деятельность организации и экономический смысл проводимых операций по Счету.
Запрашиваемые документы и сведения по запросу, за исключением справки из ФНС об открытых и закрытых счетах, были представлены ООО "ОБЛПРОДСНАБ" в установленный Банком срок - 20.10.2017 г. Вх. N 2397.
В установленный Банком срок для предоставления документов по Запросу Общество не могло предоставить справку из ФНС об открытых и закрытых счетах по независящим от ответчика причинам, поскольку согласно пункту 10 статьи 69 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" налоговые органы представляют запрашиваемые сведения в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса.
Уведомление о том, что ООО "ОБЛПРОДСНАБ" не полностью предоставлены в Банк документы по Запросу в адрес ООО "ОБЛПРОДСНАБ" не поступало.
Таким образом, ООО "ОБЛПРОДСНАБ" добросовестно исполнило свои обязательства в рамках Договора, все запрашиваемые и необходимые сведения и документы, подтверждающие правомерность осуществления Клиентом операций по Счету были представлены в полном объеме и в установленные сроки.
Из представленных в Банк документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности ООО "ОБЛПРОДСНАБ" усматривается, что Клиент осуществляет операции по Счету в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России и Договором, при выборе контрагентов проявляет должную осмотрительность, все обязательства принятые на себя сторонами в рамках заключенных договоров исполняются надлежавшим образом, претензий со стороны контрагентов и/или контролирующих органов в адрес ООО "ОБЛПРОДСНАБ" не поступало.
Несмотря на то, что запрашиваемые документы были предоставлены в Банк в установленный срок и в полном объёме Банк в одностороннем порядке удержал дополнительную комиссию в размере 715 860,20 рублей при закрытии Счета на основании поданного 01.11.2017 г. заявления Клиента о закрытии Счета.
При этом сотрудник Банка при получении Заявления о закрытии счета не уведомил руководителя ООО "ОБЛПРОДСНАБ" о том, что будет удержана дополнительная комиссия при переводе остатка денежных средств в сторонний банк.
За разъяснением причин удержания 09.11.2017 года Банком 715 860,20 рублей ООО "ОБЛПРОДСНАБ" обратилось в Банк 13.11.2017 года (Вх. N 2561).
В ответе Банка от 14.11.2017 года Исх. N 1219 сообщается, что комиссия в размере 715 860,20 рублей удержана Банком правомерно, в соответствии с действующими Тарифами, по причине непредставления Обществом документов по Запросу в необходимом объеме. В ответе Банка не сообщалось какие конкретно документы не были представлены Клиентом.
15.11.2017 года ООО "ОБЛПРОДСНАБ" направило письмо в Банк с просьбой указать, какие документы не были представлены Клиентом по Запросу Банка.
Из ответа Банка от 16.11.2017 года Исх. N 1228 следует, что при анализе предоставленных ООО "ОБЛПРОДСНАБ" по Запросу документов Банк делает вывод о предоставлении Клиентом ненадлежащих документов, кроме того часть документов не была представлена или представлена в ненадлежащем виде, а именно: отсутствие справки из ФНС об открытых и закрытых счетах; отсутствует подтверждение оплаты налогов; выписка со счета, открытого в другой кредитной организации, представлена не за требуемый период.
ООО "ОБЛПРОДСНАБ" находится на общей системе налогообложения, финансово-хозяйственная деятельность ООО "ОБЛПРОДСНАБ" началась в августе 2017 года. По результатам хозяйственной деятельности ООО "ОБЛПРОДСНАБ" за 3 квартал 2017 года в налоговый орган была представлена бухгалтерская и налоговая отчетность. Налоги за 3 квартал 2017 года были уплачены Обществом 31.10.2017 года с расчетного счета, открытого в ФАКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ.
На дату предоставления ответа на Запрос Банка ООО "ОБЛПРОДСНАБ" имело один расчетный счет, открытый в другой кредитной организации, а именно расчетный счет был открыт 11.10.2017 года в ФАКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ. Выписка с расчетного счета, открытого в ФАКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ, с даты открытия счета по дату ответа на Запрос, была предоставлена Клиентом в Банк 19.10.2017 года.
ООО "ОБЛПРОДСНАБ" добросовестно исполнило свои обязательства, все запрашиваемые и необходимые сведения и документы, подтверждающие правомерность осуществления Клиентом операций по Счету были представлены в полном объеме и в установленные сроки, в связи с чем, банк 09.11.2017 года незаконно удержал с расчетного счета ООО "ОБЛПРОДСНАБ" комиссию в размере 715 860,20 рублей при закрытии Счета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять различные банковские операции, к каковым относится, в частности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц также является банковской операцией. Процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1 статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В силу пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с пунктом 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Исходя из смысла статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Плата за услуги банка, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета.
В силу статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Банк, посчитав, что документы представлены клиентом не в полном объеме, а в ряде документов выявлены несоответствия и недочеты, принял устное решение (без какого-либо уведомления об этом Клиента) о недоказанности осуществления компанией реальной хозяйственной деятельности, надлежащего исполнения договорных обязательств и законного характера предполагавшихся расчетов с физическими лицами, в связи с чем предложил руководству компании в устной форме расторгнуть договор банковского счета. Вследствие указанных выводов Банка, при получении от клиента заявления о расторжении договора и закрытии расчетного счета, ответчиком в отношении клиента применена комиссия, установленная пунктом 15 Тарифов Банка, составившая 715860 рублей 20 копеек.
Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N115-ФЗ).
Закон N 115-ФЗ оставляет открытым перечень мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отсылая к иным мерам, принимаемым в соответствии с федеральными законами (статья 4).
Толкование во взаимосвязи положений Закона N 115-ФЗ, относящихся к определению необычности сделки, говорит о том, что необычными в рамках указанного Закона могут быть только такие сделки, в отношении которых имеются основания для документального фиксирования информации о них. Такими основаниями в совокупности, либо в какой-либо отдельной части являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.
В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьи 6 указанного Закона (пункт 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ); приостановить такие операции, представить информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона 7 N 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности; при неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок осуществить операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление. На основании Федерального закона N 115-ФЗ Банком России установлены и закреплены в Положении требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ), а также определены признаки, указывающие на необычный характер сделки (утв. Банком России от 02.03.2012 N 375-П). В соответствии с пунктом 5.2 данного Положения перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.
При этом Закон N 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в повышенном размере. Кроме того, взыскание комиссии за совершение операций с денежными средствами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, формой контроля не является. Следовательно, установление спорной комиссии не является формой контроля по смыслу Закон N 115-ФЗ.
Комиссия, взимаемая банком за непредставление документов по запросу, непредставление или представление документов не в полном объёме, представляет собой меру ответственности, так как никаких при этом услуг, порождающих самостоятельное благо для клиента, Банком при начислении комиссии не оказывается. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Ввиду изложенного введение в одностороннем порядке с 05.10.2017 года в тарифы Ответчика не предусмотренного законом условия о возможности установления специального тарифа, фактически устанавливающего в одностороннем порядке возможность применения к Истцу штрафных санкций, является ничтожным.
При этом, как сомнительность операций, так и сама плата в виде установленного тарифа, определяется самим банком, в связи с чем, взыскание комиссии Банком за совершение сомнительных операций в какой-то мере является легализацией таких операций с непосредственным участием банка, в связи с чем действия Банка направлены не на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и не на оплату услуг Банка, а на неосновательное обогащение ответчика.
Исходя из изложенного апелляционная коллегия считает верным вывод суда об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы по госпошлине и на представителя обоснованно возложены на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения первой инстанции.
Апелляционная коллегия считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г. по делу N А40-45858/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.