г. Москва |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А40-150040/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "УК Приоритет"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2018 года по делу N А40-150040/17,
принятое судьей Поздняковым В.Д. (шифр судьи 93-1385)
по иску Акционерного общества "Мосводоканал" (ОГРН 1127747298250)
к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Приоритет"
(ОГРН 1127747174070)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Каменская Е.Ю. по доверенности от 31.12.2018;
от ответчика: Новикова И.И. по доверенности от 01.01.2019.
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосводоканал", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ООО "УК Приоритет" задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод N 408085 от 01.02.2013 года в сумме 2 588 482 руб.99 коп..
Решением суда от 22.12.2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 года, требования АО "Мосводоканал" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2018 года вышеназванные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При новом рассмотрении решением суда от 30.10.2018 года требования АО "Мосводоканал" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ООО "УК Приоритет" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 591 033 руб.40 коп., указав на неправильное применение судом норм материального права.
АО "Мосводоканал" представило письменные объяснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения с учетом постановления кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, 01.02.2013 года между АО "Мосводоканал" (Мосводоканал) и ООО "УК Приоритет" заключен договор N 408085 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию, предметом которого являются отпуск питьевой воды из системы Московского городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию (приложение N 1), права и обязанности сторон, порядок учета и расчетов, ответственность сторон и другие положения.
АО "Мосводоканал" является правопреемником МГУП "Мосводоканал" согласно выписки из ЕГРЮЛ.
Количество отпущенной истцом воды и принятых от ответчика сточных вод определяется в соответствии с пунктом 3.1, 3.2 договора по показаниям приборов учета, установленных на водопроводных вводах, указанных в приложении N 1 к договору.
Согласно пункта 4.1 договора, расчеты за поставленные услуги производятся по тарифам, утвержденным в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на отпуск ответчику питьевой воды и оказание услуг по приему сточных вод в период с 01.01.2017 года по 31.03.2017 года, неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной питьевой воды, а также оказанных услуг, и наличие задолженности в сумме 2 588 482 руб.99 коп..
Направлена истцом претензия от 24.05.2017 N (51) 01.09и-3760/17, оставлена ответчиком без удовлетворения.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по коммунальному ресурсу "водоотведение". Разница с начислениями истца, а, соответственно, и сумма разногласий, составляет 591 033 руб.40 коп..
Удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности, суд первой инстанции руководствовался положениями части 11 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также пунктом 21 Правил обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124.
Федеральный закон от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Между тем, пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, приведенной нормой предусмотрена оплата стоимости услуг по факту их оказания.
Поскольку услуги по водоотведению в данном случае оказывались потребителям в многоквартирном доме, к спорным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, а порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг - Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306.
В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 года N 344 из подпункта "в" пункта 4 Правил N 354 было исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Указанные изменения вступили в силу с 01.06.2013 года.
Таким образом, с 01.06.2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменен.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение, рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного прибора (общедомового) прибора учета или истечения его эксплуатации, определяется по формуле предусмотренной настоящим пунктом, и включает в себя объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в МКД, определенного исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю
Нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве не утверждены.
Следовательно, порядок расчета платы за водоотведение, предусмотренный договорами между АО "Мосводоканал" и ООО "УК Приоритет" не соответствует указанным требованиям, а значит неправомерен.
К отношениям сторон в части определения объема поставленного коммунального ресурса (услуг по водоотведению), подлежат применению положения Правил N 354 независимо от того, каким образом сформулированы в договорах условия о порядке учета.
Кроме того, ООО "УК Приоритет" не должно оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг.
Таким образом, АО "Мосводоканал" необоснованно производит начисление денежных средств за услугу "водоотведение" без учета норм жилищного законодательства, исходя из показаний обще домовых приборов учета холодной и горячей воды.
Поскольку в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, суд апелляционной инстанции считает правомерной позицию ответчика о необходимости расчета платы за водоотведение (сточные воды), по спорным многоквартирным жилым домам за период с января по март 2017 года, в соответствии с Правилами N 354 и Правилами N 124, исходя из объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в помещениях МКД, в связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 1 997 449 руб.59 коп..
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2018 г. по делу N А40-150040/17 изменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "УК Приоритет" (ОГРН 1127747174070) в пользу Акционерного общества "Мосводоканал" (ОГРН 1127747298250) задолженность по договору N 408085 от 01.02.2013 года в сумме 1 997 449 (один миллион девятьсот девяносто семь тысяч четыреста сорок девять) руб.59 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 27 735 (двадцать семь тысяч семьсот тридцать пять) руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить АО "Мосводоканал" (ОГРН 1127747298250) из дохода федерального бюджета излишне перечисленную по платежному поручению N 7485 от 21.03.2016 года государственную пошлину по иску в сумме 18 123 руб..
Взыскать с Акционерного общества "Мосводоканал" (ОГРН 1127747298250) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УК Приоритет" (ОГРН 1127747174070) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150040/2017
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "УК ПРИОРИТЕТ"
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11057/18
11.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68326/18
30.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-150040/17
25.07.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11057/18
10.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7224/18
04.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-150040/17