Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12АП-6765/19

 

г. Саратов

 

04 июля 2019 г.

Дело N А06-1439/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2019 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Камериловой В.А.,

судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,

лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Приволжский район",

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 апреля 2019 года по делу N А06-1439/2019 (судья Т.В. Козина),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (ОГРН 1103444003002 ИНН 3444177534)

к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (ОГРН 1033000813020 ИНН 3009005827)

о взыскании неосновательного обогащения в размере 93113 руб.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - ответчик) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 93113 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 апреля 2019 года с муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в лице Администрации муниципального образования "Приволжский район" за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" взыскано неосновательное обогащение в сумме 93113 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3725 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования "Приволжский район" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное в части взыскания неустойки, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: ответственным органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" в соответствии с заключенным с Министерством ЖКХ Астраханской области соглашением от 07.02.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории города Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области".

Региональным оператором 20.11.2017 выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: Астраханская область, с. Началово ул. Кооперативная 11 (11а) у дороги, о чем составлен акт обследования земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 20.11.2017. В акте указана площадь, на которой размещены отходы, на момент обследования 120 кв.м., объем отходов 70 куб.м.

Истец 21.11.2017 направил в адрес ответчика письмо с предложением Администрации МО "Приволжский район Астраханской области" самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

При повторном обследовании земельного участка было установлено, что по указанному выше адресу на земельном участке находятся твердые коммунальных отходы предположительно объемом 100 куб. м. на площади 150 кв.м, о чем составлен акт от 12.02.2018.

Впоследствии, истец ликвидировал собственными силами по указанному выше адресу несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), о чем сообщил письмом 30.03.2018. Главе Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области, руководителю Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Истец 03.05.2018 направил в адрес Администрации МО "Приволжский район Астраханской области" претензию о возмещении своих расходов по ликвидации несанкционированной свалки в сумме 93113 руб.

Поскольку Администрация МО "Приволжский район" Астраханской области в добровольном порядке не компенсировала истцу расходы по ликвидации несанкционированной свалки, истец обратился в суд с настоящим иском.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Согласно доводам искового заявления, у ответчика сложилась задолженность перед истцом в сумме расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки).

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности,

П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Согласно ст. 42 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 указанного закона).

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее-СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.

Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению.

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.

Материалами дела подтверждается, что 20.11.2017 региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: Астраханская область, с.Началово ул. Кооперативная 11 (11а).

Согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Истец, в соответствии с требованиями указанного постановления 21.11.2017 направил уведомление в адрес Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области.

В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области работы по ликвидации свалки не проведены, региональный оператор, согласно п. 17 Постановления N 1156, 12.02.2018 произвел выезд по адресу: Астраханская область, с.Началово ул. Кооперативная 11 (11а) у дороги и установил наличие неликвидированной свалки по указанному адресу (акт повторного обследование земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 12.02.2018).

Материалами дела подтверждается, что истцом 03.03.2018 проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Астраханская область, с.Началово ул. Кооперативная 11 (11а) у дороги, что подтверждается актом выполненных работ от 05.03.2018, путевыми и маршрутными листами от 03.03.2018 г. транспортных средств В 384 СС 134 (Ломовоз), В 332 ХС 134 (Ломовоз), 6467 ВН 34 ( погрузчик) с указанием объема ликвидированного несанкционированного размещения ТКО, времени работы техники, затраченного на ликвидацию.

Объем ликвидированного несанкционированного размещения ТКО составляет 112 куб. м.

Доказательства меньшего объема твердых коммунальных отходов ответчиками не представлены.

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством Российской Федерации не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.

В соответствии с утвержденной ООО "ЭкоЦентр" методикой расчета затрат (составление калькуляции) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (приказ от 03.07.2017 N 37), ООО "ЭкоЦентр" рассчитаны понесенные затраты на ликвидацию несанкционированное размещение ТКО по адресу: Астраханская область, с.Началово ул. Кооперативная 11 (11а) у дороги, включающие в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и отражающие фактическую себестоимость выполненных работ.

Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 93113 руб.

Судебная коллегия, проверив расчет, считает его верным. Ответчиком контррасчет суду не представлен.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее -Правила), собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости государственная собственность на земельный участок по адресному ориентиру: Астраханская область, с.Началово ул. Кооперативная 11 (11а) у дороги не разграничена.

Учитывая, вышеизложенное и в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится Администрация МО "Приволжский район" Астраханской области, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

Поскольку свалка расположена на земельных участках Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.

Доводы апеллянта об ответственности не только органа местного самоуправления, но и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в рассматриваемой ситуации, были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области законом не установлена.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда РФ от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П, полномочие по организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должно, по общему правилу, закрепляться за муниципальными образованиями, по крайней мере, за муниципальными районами и городскими округами. А задача органов государственной власти, помимо нормативного, технического регулирования, методического обеспечения, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий, должна сводиться в основном к помощи муниципальным образованиям, в том числе, в вопросе совершенствования системы работы с твердыми коммунальными отходами.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Астраханской области от 31.10.2016 N 381-П "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области".

Полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на территории Астраханской области Министерство не наделено.

Учитывая вышеизложенное, на стороне ответчика муниципального образования "Приволжский район" возникло неосновательное обогащение вследствие неоплаты истцу работ по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, в связи с чем, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.

Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 апреля 2019 года по делу N А06-1439/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий

В.А. Камерилова

 

Судьи

Н.А. Клочкова
Т.Н. Телегина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А06-1439/2019


Истец: ООО "ЭкоЦентр"

Ответчик: Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области

Третье лицо: Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области