город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2019 г. |
дело N А53-20776/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Рубин",
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.09.2019 по делу N А53-20776/2019
по иску Товарищества собственников жилья "Рубин"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Рубин" обратилось в суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с требованием о взыскании 188 523,17 руб. задолженности за жилищно-коммунальные услуги по помещению N 11 в МКД по адресу: г. Анапа, ул. Астраханская, д. 77 за период с июля 2015 г. по декабрь 2018 г.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 04.09.2019 (резолютивная часть) в иске отказано.
Мотивированный текст судебного акта по заявлению стороны составлен 18.09.2019.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец утверждает, что им не пропущен срок исковой давности, т.к. о надлежащем ответчике он узнал только в 2016 году. Также указывает, что ответчик является надлежащим, поскольку является правопреемником ГУ 1221 Отделение морской инженерной службы.
Апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, помещение N 11 в многоквартирном доме по адресу: г. Анапа, ул. Астраханская, д. 77, общей площадью 127,9 кв.м. передано ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ на праве оперативного управления. Право оперативного управления зарегистрировано за ответчиком 26.06.2019 г.,что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик не выполняет обязательства по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Так, за период с июля 2015 года по декабрь 2018 года (включительно) задолженность по жилищным и коммунальным платежам за помещение N 11 составляет 188 523,17 рублей, о взыскании которой заявляет истец.
17 июня 2011 года собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Астраханская, д. 77 в соответствии с нормами действующего законодательства проведено общее собрание, на котором решено избрать способ управления - товарищество собственников жилья "Рубин".
Протоколом общего собрания собственников помещений установлен размер за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,02 рублей с 1 кв.м.
Решение собрания является обязательным для всех собственников помещений.
Истец заявляет о взыскании задолженности в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса РФ с учетом действующих тарифов, установленных приказом РЭК-ДЦиТ КК 75/2016-т от 15.12.2016, постановлением администрации МО г.-к. Анапа N 5235 от 20.12.2016 г., приказом РЭК-ДЦиТ КК 51/2016-э от 19.12.2016.
Суд первой инстанции, отказывая в части исковых требований, указал, что обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, право оперативного управления ФКУ "СК ТУИО" не было зарегистрировано, в связи с чем ФГКУ не является лицом, обязанным вносить соответствующие платежи.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно принадлежащих ему помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания пропорционально доле каждого собственника.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Поскольку в федеральном законе, в частности статьях 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
На основании изложенного, учреждение, как лицо, за которым закреплено спорное помещение на праве оперативного управления, обязано участвовать в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.
Согласно выписке из ЕГРП (общедоступные сведения) с 27.06.2001 спорное помещение было зарегистрировано на праве оперативного управления за государственным учреждением "1221 Отделение морской инженерной службы".
03.09.2012 государственное учреждение "1221 Отделение морской инженерной службы" (ИНН 2301033437) прекратило деятельность при присоединении к ФГУ "Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент реорганизации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу выраженной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 ГК РФ). В соответствии с указанной правовой позицией, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на подлежащем государственной регистрации вещном праве, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Из смысла пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от их указания в передаточном акте, так как разделительный баланс в данном случае не составляется.
На основании изложенного, с момента реорганизации ГУ "1221 Отделение морской инженерной службы" право оперативного управления перешло учреждению в порядке универсального правопреемства, истец правомерно требует с ответчика взыскания задолженности, начиная с мая 2016 года.
В связи с чем, исковые требования за период май 2016 -декабрь 2018 года в размере 137 163 руб. 58 коп. подлежат удовлетворению.
ФГКУ СКТУИО предоставило в суде первой инстанции отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в отношении части требований за период с июля 2015 г. по 19.06.2016 пропущен срок исковой давности.
Указанный довод получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В рассматриваемом случае предметом исковых требований является взыскание задолженности по периодическим ежемесячным платежам.
Пунктом 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Таким образом, с учетом даты подачи искового заявления - 07.06.2019 (дата отправления на почтовом конверте) требования за период с июля 2015 г. по апрель 2016 г. предъявлены за пределами срока исковой давности, что является отдельным и самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 по делу N А53-20776/2019 отменить.
Взыскать с ФГКУ "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Рубин" основную задолженность в сумме 137 163 руб. 58 коп., 7029 руб. 47 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20776/2019
Истец: ТСЖ " РУБИН "
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ