город Москва |
|
19 декабря 2019 г. |
дело N А40-169842/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Суминой О.С., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Пахомовым М.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Варламова И.А.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2019
по делу N А40-169842/19, принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по заявлению Варламова И.А.
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
о признании недействительными решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Михайлова Н.С. по доверенности от 15.08.2016;
от заинтересованного лица - Сиразутдинова А.Ф. по доверенности от 16.09.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2019 в удовлетворении заявленных Варламовым Ильей Александровичем требований о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы от 21.05.2019 по делу N 3-21-15/00-08-19, отказано.
Варламов И.А. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Варламова И.А. и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по заявлению гражданина антимонопольным органом установлено, что на канале Варламова И.А. на сайте youtube.com в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" сообщена информация о виски торговой марки Dewar's, отвечающая всем признакам рекламы и являющаяся рекламой виски торговой марки Dewar's. На основании размещенной по адресу http://voutube.com/user/ilvavarlamov7about ссылки, ведущей с канала, где размещался видеоролик на принадлежащий заявителю сайт varlamov.ru антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заявитель является распространителем рекламы виски торговой марки Dewar's.
Оспариваемым решением признана ненадлежащей, нарушающей п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама виски торговой марки Dewar's., распространявшуюся на канале Варламова И.А. в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи"; принято решение выдать заявителю предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе"; передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Варламову И.А. выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе по делу N 3-21-15/00-08-19.
Заявитель полагает, что информация о виски торговой марки Dewar's, распространявшаяся в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" на сайте youtube.com, не является рекламой, а также указывает на то, что он не является рекламораспространителем рекламы виски торговой марки Dewar's.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара. Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как рекламы. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе).
Согласно ст. 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров могут устанавливаться специальные требования и ограничения.
Главой 3 Закона о рекламе определены особенности рекламы отдельных видов товаров и, в том числе, специальные требования и ограничения для рекламы алкогольной продукции (ст. 21 Законом N 38-ФЗ).
Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Антимонопольным органом установлено и подтверждено материалами дела, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте youtube.com в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" сообщена информация о виски торговой марки Dewar's.
Содержание, стиль оформления и подачи данной информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - посетителей Интернет-сайта к представляемой алкогольной продукции, а также на ее выделение среди иной продукции.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом данный запрет установлен в отношении любой алкогольной продукции.
Антимонопольным органом установлено, что рекламораспространителем является Варламов И.А., который обладает правом администрирования, наполнения и изменения сайта.
Учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве виртуальной территории Российской Федерации, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что данный ролик относится к рекламе виски торговой марки Dewar's., размещенной на Интернет-сайте, зарегистрированного в доменных зонах, данная информация предназначена для потребителей, в том числе России.
Разрешая спор, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2019 по делу N А40-169842/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169842/2019
Истец: Варламов Илья Александрович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА