город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2020 г. |
дело N А53-20083/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Надхиной Н.В. по доверенности от 20.08.2019,
от ответчика: представителя Саркисовой С.Л. по доверенности от 18.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16 августа 2019 года по делу N А53-20083/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер"
к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании решения незаконным, об обязании выдать разрешение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения департамента об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенному по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, от границ земельного участка гипермаркета "Магнит" по ул. Жданова, 18, ул. Доватора до точки подключения, об обязании департамента выдать разрешение.
Заявление мотивировано тем, что департамент отказал АО "Тандер" в выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения линейного сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения в отсутствие правовых оснований для отказа.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что отказ департамента в выдаче разрешения на использование земельного участка является законным и не нарушает права АО "Тандер", ввиду того, что размещение линейного сооружения канализации возможно без предоставления земельного участка и установления сервитута, разрешение на использование земель выдается в отношении тех объектов, которые планируются к размещению. В данном случае заявителем канализационная сеть уже проложена на земельном участке в период с 2014 по 2015 год и размещается более 4 лет.
АО "Тандер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судебным актом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Тандер" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Непосредственно в судебном заседании представитель АО "Тандер" заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств по делу.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необходимости его отклонения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
По смыслу указанных разъяснений следует, что суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, новые документы представитель АО "Тандер" представила суду апелляционной инстанции непосредственно в судебном заседании, при том, что своим определением от 23.10.2019 суд обязал представить сторон документально обоснованные пояснения в срок не позднее 13.11.2019.
Основным принципом арбитражного процесса является принцип состязательности сторон, который реализуется посредством представления доказательств арбитражному суду и другой стороне по делу, заявления ходатайств, направленных на исследование представляемых участниками судебного процесса доказательств.
Реализация выше указанных правомочий является на только правом, но в большей степени обязанностью лиц, участвующих в деле, т.к. в силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу положений части 2 статьи 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Одновременно с этим, в силу положений части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации N 1-ФКЗ от 31.12.1996 "О судебной системе Российской Федерации", законные распоряжения судов, излагаемые в его судебных актах являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебным процессом руководит суд, при этом процессуальные действия совершаются в сроки, установленные Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом. Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Действующая судебная практика исходит из того, что безосновательное игнорирование требований суда, излагаемых в его определениях об отложении рассмотрения судебного спора, в том числе по не предоставлению суду дополнительных доказательств по делу, является формой злоупотребления стороной спора своими процессуальными правами, подлежащее квалификации как проявление неуважения к суду, влекущее ответственность в виде наложения на соответствующую сторону судебного штрафа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2018 N 310-ЭС18-1498, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2018 N Ф09-380/16, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2018 по делу N А21-5739/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2018 по делу N А32-15361/2016).
АО "Тандер" в установленный арбитражным судом срок не пожелало реализовать свои процессуальные полномочия по дополнению доказательственной базы по делу, при этом не представило доказательства действия объективных причин, воспрепятствовавших своевременному исполнению определения суда. Такое процессуальное поведение стороны относится судом на её процессуальный риск.
С учётом данных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает необходимым при вынесении настоящего постановления руководствоваться теми доказательствами по делу, которые были представлены сторонами спора в материалы дела в установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и судом сроки.
С учетом изложенного, дополнительные доказательства, представленные истцом, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, апелляционным судом не принимаются, при разрешении спора не учитываются.
Представитель ДИЗО с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ПО Водоканал" (исполнитель) и АО "Тандер" (заказчик) 21.05.2014 был заключён договор N 384-К/РУУ/418/14 о подключении (технологическом присоединении) к центральной сети водоснабжения, по условиям которого ОАО "ПО Водоканал" обязалось выполнить действия по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению объекта капитального строительства заказчика и в соответствии с ТУ на подключение подключить объект к сетям ЦСВ, а заказчик обязался внести плату за подключение и выполнить ТУ.
Объектом подключения выступил гипермаркет "Магнит", расположенный на земельном участке площадью 16 944 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0000000:154114, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Жданова, 18.
В качестве приложения N 1 к данному договору стороны согласовали ТУ на подключение (техническое присоединение) объекта к сетям водоотведения, согласно которым заказчику до начала производства работ по строительству сетей предписывалось предоставить исполнителю проектную документацию.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АО "Тандер" данную проектную документацию в материалы настоящего дела не предоставило.
Из содержания письма МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений N 610 от 11.07.2014 АО "Тандер" предписывалось произвести врезку в существующую ливневую канализацию мкр. "Левенцовский" создаваемой ливневой канализации диаметром 600 мм, материал трубопоровода - полиэтилен, точка врезки - смотровой колодец на газоне по нечётной стороне ул. Жданова / пр. Маршала Жукова. Систему поверхностного водоотвода разработать и запроектировать согласно требованиям СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"; предусмотреть смотровые и дождеприёмные колодцы; предусмотреть очистные сооружения ливневых стоков (аккумулирующую ёмкость, колодцы для отбора проб сточных вод, пескоуловитель, нефтеуловитель). ПСД согласовать с предприятием.
Проектная документация на обустройство системы ливневой канализации АО "Тандер" в материалы настоящего дела также не представлена, как и рабочая документация, касающаяся фактической прокладки данной канализации.
Согласно справке МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений N 128 от 10.02.2015 ливневая канализация гипермаркета "Магнит" в части подходящих сетей соответствует своему назначению и выполнена в соответствии с ТУ N 610 от 11.07.2014.
Из материалов дела следует, что посредством сервиса МКУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг г. Ростова-на-Дону" АО "Тандер" 20.03.2019 обратилось к ДИЗО с заявлением о выдачи разрешения на использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей размещения линейного сооружения - канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство. Из содержания заявления АО "Тандер" следует, что такое разрешение испрашивалось в отношении 2-х земельных участков с кадастровыми номерами: 61:44:0073001 и 61:44:60073010, с адресными ориентирами: от границ земельного участка гипермаркета "Магнит", по ул. Жданова, ул. Доватора, до точки сброса; предполагаемый срок использования земель - 1 год. К заявлению АО "Тандер" приложена схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объекта земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ испрашиваемых земель.
Решением N 59-30-7138/2017 от 01.04.2019 ДИЗО отказано в выдаче испрашиваемого разрешения с указанием на отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, а также разъяснением, что заявителем канализационная сеть уже проложена по техническим условиям, срок действия которых определялся датой 31.12.2014. Разрешение на использование земельного участка не выдается при наличии уже существующих объектов или сооружений, выдается на кратковременный срок, на период размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление Правительства N 1300), и не является основанием для последующей долгосрочной эксплуатации таких объектов.
Ссылаясь на то, что решение департамента является незаконным, отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка принят в отсутствие правовых оснований, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Из процессуальной позиции заявителя следует, что нарушение своих субъективных прав он усматривает, прежде всего в том, что не предоставление разрешения на использование земель является препятствием для осуществления государственной регистрации в ЕГРН права собственности АО "Тандер" на ливневую канализацию.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункт 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
В силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии постановлением Правительства N 1300 линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области (далее - Порядок N 440).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 440 размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства N 1300, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, или органом местного самоуправления городских округов, поселений, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, органов местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, при размещении на землях или земельных участках, находящихся в собственности муниципального района.
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка N 440 заявитель подает заявление о выдаче разрешения, в заявлении указывается:
- наименование планируемого к размещению объекта, вид которого определен постановлением Правительства N 1300;
- адресные ориентиры земель или земельного участка;
- предполагаемый срок использования земель или земельного участка;
- информация о технических условиях и договоре о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям) (при ее наличии).
Пунктом 7 Порядка N 440 определен перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости) - в случае отсутствия сведений о данном участке в государственном кадастре недвижимости;
- документы, обосновывающие необходимость размещения объектов для использования земель или земельного участка (проектный план трассы и (или) схема планировочной организации земельного участка с обозначением вспомогательных сооружений, оборудования, выполненные на топографической карте с учетом информации о существующих подземных коммуникациях, сооружениях и о возможности проведения работ в технических и охранных зонах), - в случае, если планируется размещение объектов, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7, 11, 12 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства N 1300.
В силу пункта 12 Порядка N 440 уполномоченный орган по распоряжению земельными участками в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет в соответствующий уполномоченный орган в сфере градостроительной деятельности обращение о подготовке заключения о возможности размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов с приложением заявления и указанных в пунктах 6, 7 настоящего Порядка документов, представленных заявителем.
Уполномоченный орган в сфере градостроительной деятельности в течение 2 рабочих дней готовит заключение о возможности размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов по форме согласно приложению к настоящему Порядку и направляет его в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками.
Уполномоченный орган по распоряжению земельными участками в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 440 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 6 настоящего Порядка и (или) не предоставлены документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка;
- в заявлении указаны наименования объектов, виды которых не определены постановлением Правительства N 1300;
- земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
- размещение такого объекта препятствует дальнейшему использованию земель или земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования таких земель или земельного участка;
- размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке и межеванию территории, землеустроительной документации.
В решении об отказе в выдаче разрешения указываются основания отказа (пункт 14 Порядка).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что АО "Тандер" изначально в своём заявлении о выдаче разрешения на использование земель не указывало на то, что данное обращение было направлено на получение права на размещение объекта недвижимого имущества на землях муниципалитета, каковым общество полагает созданную им ливневую канализацию. Напротив, АО "Тандер" указало на то, что срок предполагаемого использования земель составит только 1 год, что в обычной правоприменительной практике, с учётом заявленного срока, характерно для целей строительства временных или вспомогательных сооружений.
При таких обстоятельствах, ДИЗО, ссылаясь на сведения, полученные от ДАиГС, правомерно указал, что заявителем канализационная сеть уже проложена, в связи с чем выдача разрешение на использование земель в порядке статей 39.33, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации выдано быть не может.
Из содержания пункта 3 Перечня, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации N 1300, следует, что законодатель в данной части оперирует понятием "линейное сооружение канализации и водоотведения", в смысле придаваемом ему нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что АО "Тандер" неправильно квалифицирует спорную ливневую канализацию в качестве "линейного объекта" как объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Кодекса линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Трубопроводы и другие линейные объекты, являющиеся вспомогательными по отношению к основному объекту, не являются самостоятельными объектами недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/2010 и 24.09.2013 N 1160/2013).
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также ГОСТу 25150-82 "Канализация. Термины и определения", канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Канализация прокладывается по определенным правилам в соответствии со СНиПами и ГОСТами. Канализационные сети располагаются над или под другим линейным объектом, над или под землей и проходят вдоль дорог, имеют выход к месту сброса в строго определенном месте.
В силу части 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Из выше приведённых положений норм действующего законодательства, сформировавшейся судебной практики следует, что канализационные сети (в том числе ливневая канализация) могут быть квалифицированы в качестве линейного объекта, обладающего признаками объекта недвижимого имущества, только в случае, когда такие сети представляют собой технически сложный объект, используемый для водоотведения в отношении ряда объектов недвижимого имущества на определённой территории населённого пункта.
АО "Тандер" не представило доказательства того, что спорная ливневая канализация обладает выше приведёнными признаками, в связи с чем она может быть квалифицирована в качестве самостоятельного линейного объекта (сооружения). Напротив, из материалов дела следует, что данная канализация предназначена для обслуживания одного объекта недвижимого имущества - гипермаркета "Магнит", а, следовательно, она не является самостоятельным объектом недвижимости - сооружением, а представляет собой инженерную сеть (коммуникацию) торгового центра, для размещения которых разрешение на использование публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов выдаче не подлежит.
С учетом изложенного оснований полагать, что решением органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на использование публичных земель нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не имеется, в удовлетворении заявления суд первой инстанции отказал правомерно.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации АО "Тандер" при обращении с апелляционной жалобой было обязано уплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Однако доказательства исполнения данной обязанности АО "Тандер" в материалы дела при обращении с апелляционной жалобой не представило, в связи с чем с него в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 августа 2019 года по делу N А53-20083/2019 оставить без изменения.
Взыскать с акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20083/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ