город Омск |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А75-15083/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-18009/201908АП-18009/2019) акционерного общества "Северречфлот" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2019 по делу N А75-15083/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Северречфлот" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным решения от 11.03.2019 N 1413А об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Козадаева Е.А. (по доверенности от 20.01.2020 сроком действия 1 год).
установил:
акционерное общество "Северречфлот" (далее - заявитель, АО "Северречфлот", общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, регистрирующий орган) об оспаривании решения от 11.03.2019 N 1413А об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2019 по делу N А75-15083/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку приведенное налоговый органом фактическое основание для отказа в государственной регистрации не предусмотрено абзацем 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
По мнению подателя жалобы, отказ во внесений сведений в Единой государственной реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении Чумарина А.Р., в условиях увольнения предыдущего генерального директора, препятствует ведению предпринимательской деятельности заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу регистрирующий орган просит оставить решение суда без изменения, мотивируя позицию отказа в государственной регистрации сведений, обстоятельствами того, что Чумарин А.Р. являлся участником (учредителем) ООО "ВОЛГА БУНКЕР" (дата внесения записи 06.02.2017), которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом и задолженность была признана безнадежной к взысканию.
Представитель акционерного общества "Северречфлот", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя административного органа, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Северречфлот" подало заявление о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в Устав общества, а именно, о государственной регистрации сведений о вновь назначенном руководителе общества Чумарине А.Р.
Решением от 11.03.2019 N 1413А Инспекция отказала в регистрации данных изменений.
Основанием отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что указанный в качестве руководителя общества Чумарин А.Р. являлся участником с долей 50 процентов в ООО "ВОЛГА БУНКЕР", которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ и задолженность была признана безнадежной к взысканию.
Полагая, что данное решение принято незаконно, нарушает права общества, АО "Северречфлот" обжаловало решение Инспекции в Управление федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением Управления федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24.04.2019 N 07-15/06331 в удовлетворении жалобы отказано (л. д. 20).
Не согласившись с решениями налоговых органов, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ.
На основании статьи 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Статья 4 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
По правилам статей 17, 23 указанного Закона основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа регистрирующим органом в осуществлении государственной регистрации.
В силу абзаца 1 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц.
Данное правило действует при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, в целях регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ нотариусом Дериш О.Н. в Инспекцию 11.03.2019 представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N Р14001 в отношении АО "Северречфлот", с приложением сопроводительного письма нотариуса от 07.03.2019 N 272/02-33 и протокола заседания наблюдательного совета от 04.03.2019 N 18.
На основании данного заявления предлагалось внести сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, в качестве такого лица указан Чумарин Айрат Раисович.
Оспариваемым решением Инспекция отказала во внесении изменений в ЕГРЮЛ со ссылкой на абзац 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку согласно решению по состоянию на дату принятия решения у регистрирующего органа имеются сведения о том, что Чумарин А.Р. являлся участником (учредителем) ООО "ВОЛГА БУНКЕР" (ОГРН 1071673000167, дата внесения записи 06.02.2017), которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетами бюджетной системы и эта задолженность признана безнадежной к взысканию (л. д. 17).
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что абзац 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ не содержит оснований для отказа в регистрации сведения по мотивам представления документов об учредителе (участнике) юридического лица, владеющем на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, неверная ссылка на указание номера абзаца подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации не свидетельствует о незаконности решения, поскольку основание отказа сформулировано в решении в соответствии с нормой закона (абзац 2 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Кроме того, как усматривается из резолютивной части решени от 11.03.2019 N 1413А в качестве основания для отказа в государственной регистрации указан абзац 2 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Обстоятельства того, что Чумарин А.Р. являлся участником (учредителем) ООО "ВОЛГА БУНКЕР" (ОГРН 1071673000167, дата внесения записи 06.02.2017), которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетами бюджетной системы и эта задолженность признана безнадежной к взысканию, подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Довод подателя жалобы о том, что отказ во внесений сведений в ЕГРЮЛ в отношении Чумарина А.Р., в условиях увольнения предыдущего генерального директора, препятствует ведению предпринимательской деятельности заявителя, признается апелляционным судом несостоятельным, исходя из следующего.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ регистрации подлежат только достоверные сведения. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.03.2018 N 582-О предусмотренная абзацем вторым подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и устанавливается на определенный срок.
Одним из механизмов обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, выступает установленный оспариваемой нормой временный запрет на создание новых юридических лиц и на участие в управлении существующими юридическими лицами для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица.
Ссылки подателя жалобы на увольнение предыдущего генерального директора не принимаются судом во внимание, так как общество вправе избрать иное лицо для выполнения функций исполнительного органа, соответствующего требованиям действующего законодательства.
По убеждению апелляционного суда, увольнение предыдущего генерального директора АО "Северречфлот" не является основанием для устранения нормы права, предусмотренной абзацем вторым подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Северречфлот" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2019 по делу N А75-15083/2019 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Северречфлот" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 03.12.2019 N 5820.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15083/2019
Истец: АО "СЕВЕРРЕЧФЛОТ", ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Ответчик: ИФНС по Сургутскому району