город Омск |
|
02 сентября 2020 г. |
Дело N А46-3968/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7236/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2020 по делу N А46-3968/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56) о признании недействительным уведомлений от 09.12.2019 N КУВД-001/2019- 14651925, от 09.12.2019 N12/22919, от 10.12.2019 N12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД- 001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747 об отказе в постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Резанов Константин Сергеевич (по доверенности N 127 от 16.03.2020 сроком действия по 31.12.2020);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Яловенко Ольга Борисовна (по доверенности N ИСХ-ДИО/7274 от 31.07.2020 сроком действия 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области, Управление) о признании недействительным уведомлений от 09.12.2019 N КУВД-001/2019-14651925, от 09.12.2019 N 12/22919, от 10.12.2019 N 12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.06.2020 по делу N А46-3968/2020 требования заявителя удовлетворены, признаны недействительными уведомления Управления Росреестра по Омской области от 09.12.2019 N КУВД-001/2019-14651925, от 09.12.2019 N12/22919, от 10.12.2019 N12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД-001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747, как несоответствующие требованиям закона.
В качестве способа восстановления права заявителя суд обязал Управление устранить допущенные нарушения, произвести постановку на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества:
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5915, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5916, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5921, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5917, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5926, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы, ссылаясь на положения пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ N 931), части 10 статьи 31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), пункт 30 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - постановление Правительства РФ N 1532), утверждает о том, что объект незавершенного строительства не поименован в качестве объектов недвижимости, которые могут быть признаны безхозяйными, в силу чего не может быть поставлен на кадастровый учет.
Управление Росреестра по Омской области отмечает, что решение Ленинского районного суда города Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019 на государственную регистрацию не предоставлялся, указанным решением вопрос о праве в отношении спорных объектов не рассматривался, решение не содержит сведений, позволяющих идентифицировать объекты недвижимости, указанные в заявлении Департамента.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из обстоятельств, установленных в рамках дела N 2-818/2019 (решение Ленинского районного суда города Омска от 16.05.2019), 25.06.2018 в дежурную часть ОП N 5 УМВД России по г. Омску поступило заявление из БУЗОО "ГДКБ N 3" о том, что 24.06.2018 за медицинской помощью обратилась несовершеннолетняя, у которой выявлены множественные ушибы и ссадины верхних и нижних конечностей.
В ходе проверки прокуратурой Ленинского АО г. Омска установлено, что указанные травмы лицом получены в результате падения со второго этажа недостроенного и неогороженного здания, расположенного в границах ул. 6-я Ленинградская/6-я Станционная, за автозаправочной станцией.
Также установлено, что земельный участок, на котором расположено вышеуказанное строение, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о правообладателе объекта, расположенного на нем в администрации Ленинского административного округа г. Омска, Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, отсутствуют.
В связи с этим прокуратурой округа главе Администрации Ленинского административного округа г. Омска 17.07.2018 вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения указанного представления администрацией округа собран пакет документов, подтверждающий бесхозяйность вышеуказанного объекта, который 21.11.2018 направлен в Департамент имущественных отношений администрации г. Омска.
Отсутствие действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по поставке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости явилось причиной обращения прокурора Ленинского административного округа г. Омска с исковым заявлением к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в интересах неопределенного круга в рамках дела N 2-818/2019 в Ленинский районный суд г. Омска.
В ходе рассмотрения дела N 2-818/2019 судом было установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, по адресу: ул. 6-я Станционная - ул. 6-я Ленинградская, не зарегистрировано, как и расположенный на нем объект незавершенного строительства. Объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная - ул. 6-я Ленинградская, имеет высоту более одного этажа, каким-либо образом не огорожен, доступ посторонних лиц на него не ограничен, контроль за состояние указанного объекта кем-либо не осуществляется.
Решением Ленинского районного суда города Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019 требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворены частично. Суд обязал Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в срок до 01.09.2019 в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества, объекта недвижимости, расположенного за автозаправочной станцией в границах ул. 6 Ленинградская и 6 Станционная на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Суд также обязал Департамент имущественных отношений администрации г. Омска в срок до 01.09.2019 выполнить мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на территорию объекта недвижимости, расположенного за автозаправочной станцией в границах ул. 6 Ленинградская и 6 Станционная на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
В рамках исполнения решения Ленинского районного суда г. Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019 Департамент обратился в Управление для постановки на учет следующих объектов недвижимости как бесхозяйных (л. д. 18-23):
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5915, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5916, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5921, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5917, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5926, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная.
Уведомлениями Управления Росреестра по Омской области от 09.12.2019 N КУВД001/2019-14651925, от 09.12.2019 N12/22919, от 10.12.2019 N12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД-001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747 в связи с тем, что объект незавершенного строительства не указан в перечне бесхозяйных объектов, подлежащих постановке на кадастровый учет (л. д. 13-17).
Полагая, что данные уведомления Росреестра являются незаконными, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением. 16.06.2020 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Росреестром в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
По смыслу пункта 2 этой же статьи и пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, вступившего в силу на момент принятия оспариваемого отказа, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Приказом N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав (пункт 8 Приказа N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (пункт 9 Приказа N 931).
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения решения Ленинского районного суда г. Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019 Департамент обратился в Управление для постановки на учет следующих объектов недвижимости как бесхозяйных:
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5915, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5916, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5921, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5917, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная;
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5926, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная.
Уведомлениями Управления Росреестра по Омской области от 09.12.2019 N КУВД001/2019-14651925, от 09.12.2019 N12/22919, от 10.12.2019 N12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД-001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747 в осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного имущества отказано в связи с тем, что данные объекты являются объектами незавершенного строительства и Приказом N 931 постановка на учет таких объектов не предусмотрена.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о неправомерности действий регистрирующего органа.
Частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, из указанной нормы следует, что в ЕГРН вносятся, в том числе, сведения об объектах незавершенного строительства.
Из пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ также усматривается, что в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости, который, в частности, может быть определен как объект незавершенного строительства.
Обстоятельства того, что Приказ N 931 не содержит прямого указания на возможность принятия на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как в силу части 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям прямо не урегулированным законодательством применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку положениями Федерального закона N 218-ФЗ допускает совершение регистрационных действий, как со зданиями, строениями, сооружениями, так и с объектами, строительство которых не завершено, то объекты незавершенного строительства подлежат постановке на государственный кадастровый учет.
Более того, согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, поскольку обязанность по поставке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости спорных объектов возложена на Департамент решением Ленинского районного суда г. Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019, а решение вступило в законную силу, то данный судебный акт также является обязательным для регистрирующего органа.
Обстоятельства того, что судебный акт не был представлен совместно с заявлением Департамента, правового значения не имеют, так как выводы Росреестра, послужившие основанием для отказа в регистрационных действиях, являются ошибочными по изложенным выше основаниям.
Доводы подателя жалобы о том, что указанным решением вопрос о праве в отношении спорных объектов не рассматривался, несостоятельны, так как судом в рамках дела N 2-818/2019 было установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, по адресу: ул. 6-я Станционная - ул. 6-я Ленинградская, не зарегистрировано, как и расположенный на нем объект незавершенного строительства.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В рамках дела N А46-24325/2012 ООО "УПТК-3" обращалось к Управлению Росреестра по Омской области с иском о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, являющееся предметом договора купли-продажи незавершенного строительства завода специального и нестандартизированного оборудования от 11.10.1999, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная, дом 151.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.09.2012 по делу N А46-24325/2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012, в удовлетворении заявленных ООО "УПТК-3" требований отказано.
Ссылки Управления на то, что решение Ленинского районного суда г. Омска от 16.05.2019 N 2-818/2019 не содержит сведений, позволяющих идентифицировать объекты недвижимости, признаются судом необоснованными, поскольку объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5946 был поставлен на учет в качестве бесхозяйственного имущества во исполнения указанного судебного акта.
Решение суда первой инстанции отражает все необходимые сведения для постановки объектов незавершенного строительства на государственный кадастровый учет.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого решения и не опровергнуто Управлением, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что иных препятствий для постановки объектов на учет не имеется.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные Департаментом требования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Омской области удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявитель от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2020 по делу N А46-3968/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3968/2020
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области