г. Москва |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А40-106472/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Птанской Е.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2020 г. по делу N А40-106472/20,
по заявлению Управления социальной защиты населения центрального административного округа города Москвы
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 6
о признании недействительным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Пчелинцева М.С. по дов. от 15.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
Плясов М.Ю. по дов. от 10.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - Заявитель, УСЗН по ЦАО г. Москвы, Управление, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 6) (далее - Заинтересованное лицо, ГУ-МРО ФСС, Фонд) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.03.2020 г. N 4 н/с, о признании недействительным и отмене требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.03.2020 г. N 2 н/с.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2020 г. заявление УСЗН по ЦАО г. Москвы удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ-МРО ФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Фонда при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ГУ-МРО ФСС доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УСЗН по ЦАО г. Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ГУ-МРО ФСС вынесено Решение от 16.03.2020 г. N 4 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанным решением Заявитель бы привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а именно: неполная уплата страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов. Указанным решением Фонд доначислил Заявителю недоимку по страховым взносам в размере 173 547,64 руб., образовавшуюся в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г., штраф в размере 34 714,93 руб. и пени в размере 15 943,32 руб.
Оспариваемое решение вынесено на основании Акта выездной проверки от 19.02.2020 г. N 6н/с, в котором указано, что в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования РФ по обязательному социальному страхованию образовалась неполная уплата взносов в сумме 173 574,64 руб.: за 2017 год - 58 634,40 руб., за 2018 год - 57 298,54 руб., за 2019 год - 57 641,70 руб.
Фонд указал, что занижение налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование образовалось в связи с исключением из облагаемой базы суммы выплат в виде ежегодной компенсации государственным гражданским служащим города Москвы за неиспользованные санаторно-курортные путевки и в виде ежегодной компенсации за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим города Москвы.
31.03.2020 г. Филиалом N 6 ГУ-МРО ФСС выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за номером 2н/с.
Согласно указанному требованию суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователю надлежало оплатить в срок до 10.04.2020 г.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпунктам "в" и "и" пункта 2 части первой статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации компенсационных выплат, связанных: в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой средств взамен этого довольствия; и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Поскольку оба Закона не содержат определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, то этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.
Первый вид компенсационных выплат установлен статьей 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работникам в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем в силу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами.
Второй вид компенсационных выплат установлен в статье 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, выплаты за вредные условия труда, и другие). При этом, компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Согласно статье 165 ТК РФ к первому виду компенсационных выплат, помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ, относятся гарантии и компенсации, в случае исполнения государственных или общественных обязанностей, а также в других случаях предусмотренных иными федеральными законами.
Компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Выплаты за санаторно-курортное лечение являются компенсационными, поскольку направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. Компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку является выплатой денежных средств взамен предоставления (в натуре) санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим города Москвы, данная выплата связана с исполнением ими трудовых обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей) и предусмотрена законодательным актом субъекта Российской Федерации, и не подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации государственным служащим этого субъекта Российской Федерации могут предоставляться иные гарантии и компенсации, чем установленные настоящими федеральными законами. Законом города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" установлена такая дополнительная гарантия в виде обязательного представления государственному служащему города Москвы ежегодной бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплаты ему компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку установлена пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и связана с выполнением трудовых обязанностей государственными гражданскими служащими города Москвы (так как предоставляется им к ежегодному оплачиваемому отпуску), кроме того, является выплатой денежных средств взамен предоставления в натуре санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим города Москвы, данная выплата не подлежит согласно указанным положениям законодательства обложению страховыми взносами. Из приведенных положений следует, что компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку установлена законодательным актом города Москвы и является компенсацией, предусмотренной подпунктам "в" и "и" пункта 2 части первой статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, поэтому не подлежит обложению страховыми взносами.
Работники Управления являются государственными гражданскими служащими государственной гражданской службы города Москвы, и на них распространяется федеральное законодательство и законодательство города Москвы о государственной гражданской службе. Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением работниками Управления трудовых обязанностей и не подлежит обложению страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ. Право на отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы закреплено в Федеральном законе от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в Законе города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы". Заключенный контракт с гражданским служащим не прерывается на время отпуска. Время отпуска входит в период трудового стажа и страхового стажа.
Законом города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы" предусмотрено предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки, соответствующего возмещения за проезд к месту отдыха и обратно, а также компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку. Включение указанных выплат в базу, облагаемую страховыми выплатами, поставило бы в неравные условия сотрудников, которым были предоставлены санаторно-курортные путевки (в натуре), и сотрудников, которым они не предоставлялись, а была выплачена компенсация, что не соответствует смыслу законодательства.
Указами Мэра Москвы от 13.12.2005 г. N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы", от 01.12.2014 г. N 82-УМ "О мерах по реализации Указа Мэра Москвы от 13.12.2005 г. N 83-УМ" установлены порядок медицинского обслуживания государственных гражданских служащих и членов их семей, условия и порядок получения ими по месту прохождения государственной гражданской службы соответствующей компенсационной выплаты, начиная с декабря 2014 года.
В соответствии с частью 6 статьи 61 и пункта 8 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих; до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации гражданским служащим и членам их семей сохраняются условия санаторно-курортного обслуживания и выплачивается компенсация за медицинское обслуживание в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим Указом Мэра Москвы. Поскольку сотрудники Управления являются государственными гражданскими служащими города Москвы, на них распространяется действие законодательных актов города Москвы. Таким образом, компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей непосредственно связана с выполнением работниками заявителя трудовых обязанностей и представляет собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Решение Фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.03.2020 г. N 4 н/с и Требование Фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.03.2020 г. N 2 н/с не соответствуют Федеральному закону от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закону города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", Указу Мэра Москвы от 13.12.2005 г. N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Управление социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.08.2020 по делу N А40-106472/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106472/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ в лице Филиал N 6