г. Пермь |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А50-1169/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии представителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Чепаковой С.В., доверенность от 30.12.2020, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 декабря 2020 года
по делу N А50-1169/2020
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (ОГРН 1025900900365, ИНН 5904102830)
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900)
о признании недействительным представления от 29.12.2019 N 20-10/15,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее - Управление МВД России по г. Перми, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю, казначейство) о признании недействительным представления от 29.12.2019 N 20-10/15.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя, когда факты хозяйственной жизни произошли в отчетном периоде, однако оформляющие их первичные документы поступили к субъекту учета и были приняты им в период после отчетной даты, но до даты предоставления отчетности, указанные факты хозяйственной жизни отражаются по мере их поступления и принятия к учету в хронологическом порядке. Должностным лицом казначейства, рассматривающим дело об административном правонарушении, а также судом первой инстанции не установлены нарушения бюджетного законодательства, свидетельствующие об искажении представленной Управлением МВД России по г.Перми бухгалтерской отчетности. Поскольку наличие кредиторской задолженности в определенном объеме в денежном выражении подтвердилось только в 2018 году, правовых оснований для включения суммы кредиторской задолженности в отчет за 2018 г. не имелось. Расхождений между данными регистров бухгалтерского учета и показателями бухгалтерской годовой отчетности в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности не установлено. Наличие актов сверок не свидетельствуют о необходимости отражения кредиторской задолженности, поскольку они не являются первичными документами.
УФК по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель УФК по Пермскому краю доводы отзыва на жалобу поддержал.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УФК по Пермскому краю в соответствии с приказом от 17.10.2019 N 429 в отношении заявителя проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. По итогам ревизии составлен акт проверки от 21.11.2019 и выдано представление от 29.12.2019 N 20-10/15.
Согласно данному представлению заявителю требовалось принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений по пунктам 1, 2, 3 представления, устранить бюджетное нарушение и принять меры по устранению его причин и условий по пункту 4 представления. О результатах исполнения представления следовало проинформировать УФК по Пермскому краю до 28.02.2020.
Полагая, что представление нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится в числе прочего контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета), формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
На основании статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 названной статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями названной статьи (пункт 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 указанной статьи бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (статья 1).
В соответствии со статьей 2 данного закона его действие распространяется в том числе на государственные органы.
В силу статьи 3 Закона о бухгалтерском учете:
отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
организации бюджетной сферы - это в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (пункт 3 статьи 9).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона о бухгалтерском учете).
На основании указанной нормы, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 БК РФ Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 данной инструкции бюджетная отчетность составляется: на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств.
В целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Согласно пункту 14 Инструкции в графах "На начало года" показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом изменений показателей вступительного баланса, отраженных в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, основанием для вынесения казначейством оспариваемого представления явилось то обстоятельство, что в балансе за 2018 год Управление МВД России по г. Перми не отразило информацию о кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 в сумме 2 380 287 руб., по состоянию на 01.01.2019 в сумме 3 310 474,04 руб.
Не соглашаясь с предписанием и решением суда, Управление настаивает на том, что не обязано отражать в отчетности за прошедший финансовый год суммы кредиторской задолженности (свои неисполненные обязательства) по первичным документам, не поступившим в Управление к соответствующей отчетной дате (01.01.2018 или 01.01.2019).
Между тем позиция учреждения не только не соответствует приведенным выше нормам Закона о бухгалтерском учете (о составлении первичных документов непосредственно при совершении факта хозяйственной жизни; о своевременной регистрации данных, содержащихся в первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета, на основании которых и составляется бухгалтерская отчетность), но и фактически лишает такой учет смысла в связи с нарушением единства системы требований к бухгалтерскому учету (пункт 2 статьи 20 Закона о бухгалтерском учете).
Обязанность по учету факта хозяйственной жизни не может ставиться в зависимость от даты получения субъектом первичного документа. Напротив, оба субъекта одной сделки (хозяйственной операции) обязаны учесть операцию в одном и том же отчетном периоде, соответствующем дате составления первичного документа.
Пункт 5 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 275н (который применяется начиная с отчетности 2019 года), не устанавливает в рассматриваемой части новых правил, а лишь дополнительно разъясняет ранее действовавшие нормы, в связи с чем ссылка суда на этот стандарт является обоснованной.
Установление в действиях заявителя признаков административного правонарушения не относится к предмету настоящего спора, поэтому соответствующие доводы жалобы отклоняются. Решение Свердловского районного суда г. Перми от 13.07.2020 N 12-442/2020, оставленное без изменения решением Пермского краевого суда от 03.09.2020 N7-1329/2020, которыми признано правомерным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера Управления МВД России по г. Перми, лишь дополнительно подтверждает выводы арбитражных судов. К тому же заявитель и в настоящем деле не объяснил невозможность получения от контрагентов первичных документов до истечения срока представления отчетности.
Таким образом, решение суда по настоящему делу соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений норм права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2020 года по делу N А50-1169/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1169/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ ПЕРМИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ