г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А26-7090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9577/2021) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2021 по делу N А26-7090/2020 (судья Терешонок М.В.), принятое
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 420 859 руб. 84 коп., в том числе, 371 700 руб. 42 коп. - денежных средств, использованных не по целевому назначению, 37 170 руб. 04 коп. - штрафа, 11 989 руб. 38 коп. - пеней за период с 28.02.2020 по 06.08.2020.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия на 2018 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2018 N 74-П.
В соответствии с приказом директора Фонда от 17.01.2020 N 20 специалистами Фонда в период с 22.01.2020 по 12.02.2020 была проведена плановая комплексная проверка использования ответчиком средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Карелия за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.
По результатам проверки Фондом составлен Акт от 12.02.2020.
В ходе проверки Фондом выявлены факты нецелевого использования Ответчиком средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 397 485,20 руб., в том числе на сумму 371 700,42 руб. - расходов на приобретение основных средств - костной мельницы (страница 22 акта от 12.02.2020).
Как следует из материалов дела на основании государственного контракта N 0306300031618000112-0155595-02 от 07.06.2018 "Поставка ручного хирургического инструмента", ответчиком осуществлена закупка ручного хирургического инструмента на общую сумму 6 216 401,19 руб., в том числе костная мельница GB040 HARRIS Aesculap AG (Эскулап АГ) в количестве 1 штука стоимостью 371 700,42 руб. (пункт 46 Спецификации, являющейся Приложением N 1 к указанному государственному контракту, счет на оплату от 15.08.2018 г. N 216 - позиция N 46, товарная накладная от 15.08.2018 г. N 198 - позиция N 46).
В соответствии с Инструкцией по применению (руководство по эксплуатации) костная мельница является прибором с обязательным техническим обслуживанием не реже 1 раза в год с обращением' в соответствующий сервисный центр). На данный инструментарий также имеется регистрационное удостоверение от 11.03.2009 г. N ФСЗ 2007/00665, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В бухгалтерских регистрах расходы на приобретение костной мельницы учтены Ответчиком в составе затрат по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" раздела V "Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации N 65н от 01.07.2013 года.
При проверке Фонд сделал вывод о том, что костная мельница GB040 HARRIS Aesculap AG (Эскулап АГ) в количестве 1 штука стоимостью 371 700,42 руб. является основным средством подлежащим учету в составе затрат по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Полагая, что ответчик в нарушение положений части 7 статьи 35 ФЗ N 326-ФЗ приобрело основное средство стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, что квалифицировано в качестве нецелевое использование средств ОМС.
Пунктами 3, 4 Акта на ответчика возложена возвратить в бюджет ТФОМС средств использованных не по целевому назначению, уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
17.02.2020 в адрес ответчика выставлено требование N 2 о возврате в бюджет ТФОМС средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа.
Поскольку в добровольном порядке денежные средства в бюджет ТФОМС не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании денежных средств в сумме 371 700,42 рубля, пени за период в с 02.02.2020 по 06.08.2020 в сумме 11 989,38 рублей, а так же штрафа в сумме 37 170,04 рубля.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с п. 2, 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании ст. 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (ч. 1, 2, 4 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Использование средств ОМС осуществляется медицинскими организациями на виды расходов, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную настоящей Программой.
На основании ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для обращения Фонда в суд послужил вывод ТФОМС о том, что произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы учреждения на приобретение костной мельницы GB040 HARRIS Aesculap AG (Эскулап АГ) в количестве 1 штука стоимостью 371 700,42 руб., которая относится к основанным средствам являются нецелевым использованием указанных средств, поскольку положениями ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу, в то время как стоимость указанных основных средств, приобретенных учреждением, свыше 100 000 руб. за единицу.
Как следует из материалов дела 07.06.2018 между ответчиком (Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (поставщик) заключен государственный контракт N 0306300031618000112-0155595-02 на поставку ручного хирургического инструмента, по условиям которого поставщик поставляет ручной хирургический инструмент в соответствии со спецификацией. Цена контракта составила 6 216 401,19 рублей. Спецификацией к контракту предусмотрена поставка в том числе костной мельницы GB040 HARRIS Aesculap AG (Эскулап АГ) в количестве 1 штука стоимостью 371 700,42 руб.
Технической частью контракта предусмотрено, что неотъемлемой частью контракта являются документы, в том числе регистрационное удостоверение и сертификат соответствия данного оборудования.
Согласно регистрационному удостоверению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N ФСР 2007/00655 медицинскому изделию " Инструменты хирургические для травматологии и ортопедии" присвоен код ОКП 94 300 - "Инструменты медицинские прочие" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
С 1 января 2017 года действует ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. ОКОФ включает в себя семь обобщающих видов основных фондов, в том числе вид 300 "Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты". Он подразделяется на следующие подвиды:
- 310 "Транспортные средства";
- 320 "Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование";
- 330 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты".
Каждый подвид обобщающего вида основных фондов тоже имеет детализацию. Например, подвид 330 содержит группировку 330.32.50 "Инструменты и оборудование медицинские", а та, в свою очередь, включает виды основных фондов:
- 330.32.50.21 "Инструменты и приспособления терапевтические; дыхательное оборудование";
- 330.32.50.30 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную";
- 330.32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие".
Отдельные виды имеют уточняющие позиции. Например, вид 330.32.50.21 "Инструменты и приспособления терапевтические; дыхательное оборудование" детализирован по следующим позициям:
- 330.32.50.21.111 "Инструменты терапевтические";
- 330.32.50.21.112 "Оборудование терапевтическое";
- 330.32.50.21.120 "Оборудование дыхательное";
- 330.32.50.21.121 "Аппараты для ингаляционного наркоза";
- 330.32.50.21.122 "Аппараты дыхательные реанимационные";
- 330.32.50.21.129 "Оборудование дыхательное прочее, не включенное в другие группировки".
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС), определяется срок полезного использования объекта учета для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Так, в Классификации ОС виды основных фондов из группировки ОКОФ 330.32.50 "Инструменты и оборудование медицинские" числятся в следующих группах:
- первая (подгруппа "Машины и оборудование") - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно. Сюда входит вид 330.32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (в примечаниях к коду отмечены инструменты медицинские);
- вторая (подгруппа "Машины и оборудование") - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет и до 3 лет включительно;
- третья (подгруппа "Машины и оборудование") - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно;
- четвертая (подгруппа "Машины и оборудование") - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7 лет включительно. Сюда входит вид 330.32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (в примечаниях к коду отмечено оборудование медицинское и хирургическое);
- четвертая (подгруппа "Инвентарь производственный и хозяйственный") - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7 лет включительно. Сюда входит вид 330.32.50.30 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую".
Как следует из материалов дела Фонд в ходе проверки квалифицировал приобретенный инструмент в качестве основанного средства, относящегося к группе ОКОФ 330.32.50 "Инструменты и оборудование медицинские" со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет.
Вместе с тем, ТФОМС не учтено, что инструменты хирургические в соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 не отнесены к основным средствам.
Обязательные общие требования к учету государственными учреждениями обязательств и операций их изменяющих на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее по тексту - Инструкция N 157н).
Каждый субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, Инструкция N 157н).
Требования к актам субъекта учета при установлении учетной политики определены пунктом 6 Инструкции N 157н.
Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства приказом ГБУЗ "БСМП" от 29.12.2017 N 530 утверждена учетная политика по организации и ведению учета. Согласно пункту 15 Учётной политики ГБУЗ "БСМП" "_в составе материальных запасов учитываются предметы, используемые в процессе деятельности учреждения, не превышающего 12 месяцев, не зависимо от их стоимости. Материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости (путем суммирования произведенных расходов на их покупку)".
Пунктом 13 Учетной политики предусмотрено, что в составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в деятельности учреждения независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Согласно пункту 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), основными средствами, которые учитываются на счете 0 101 00 000 "Основные средства", являются материальные объекты имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом не имеет значения стоимость данных объектов.
Пунктом 39 Инструкции N 157н предусмотрено, что к основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Согласно пункту 98 Инструкции N 157н материальными запасами, которые учитываются на счете 0 105 00 000 "Материальные запасы", являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров.
В соответствии с пунктом 117 Инструкции N 157н объекты материальных запасов учитываются на счете 0 105 00 000 "Материальные запасы", содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно пункту 37 Инструкции N 157н и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:
- 1 "Лекарственные препараты и медицинские материалы";
- 2 "Продукты питания";
- 3 "Горюче-смазочные материалы";
- 4 "Строительные материалы";
- 5 "Мягкий инвентарь";
- 6 "Прочие материальные запасы";
- 7 "Готовая продукция";
- 8 "Товары";
- 9 "Наценка на товары".
Согласно пункту 118 Инструкции N 157н к аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета "Лекарственные препараты и медицинские материалы" относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях.
В соответствии с представленной производителем продукции ООО "Б. Браун Медикал" информации, срок полезной (гарантийной) эксплуатации (использования) костной мельницы HARRIS Aesculap AG составляет 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Пункт 38 Инструкции N 157н, пункт 7 СГС "Основные средства" должны применяться в совокупности с пунктом 35 Приказа Минфина России от 31.12.2016 N 257н, в котором указаны требования к определению срока использования объекта основных средств. Так в соответствии с пп. б п. 35 СГС "Основные средства" срок полезного использования объекта определяется из рекомендаций, содержащихся в документах производителя с учетом гарантийного срока использования объекта.
Таким образом, материалами дела установлено, что инструмент хирургический для травматологии и ортопедии (костная мельница) является ручным инструментом со сроком полезного использования 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Поскольку рассматриваемый инструмент не предназначен для неоднократного или постоянного использования в период свыше 12 месяцев, ответчик обоснованно в соответствии с пунктами 39, 98, 117, 118 Инструкции N 157н и положениями утвержденной учетной политики произвел учет приобретенного товара в качестве "Материальных запасов".
Ссылки Фонда на необходимость в соответствии с Инструкцией обязательного технического обслуживания не реже 1 раз в год с обращением в соответствующий сервисный центр, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на универсальность применения Инструкции как к ручному инструменту, который был приобретен ответчиком, так и механическому.
Таким образом, медицинское изделие "Инструменты хирургические для травматологии и ортопедии" (ручная костная мельница GB040 HARRIS Aesculap AG (Эскулап АГ) не относится к объектам основных средств материальных основных фондов.
При таких обстоятельствах, как правильно отмечено судом первой инстанции, расходование средств ОМС на приобретение материальных запасов - костной мельницы соответствует условиям статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, в связи с чем вывод ТФОМС о нецелевом характере использования денежных средств противоречит требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2021 по делу N А26-7090/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7090/2020
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи"
Третье лицо: ООО "Б.Браун Медикал"