г. Вологда |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А66-9218/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участи от общества с ограниченной ответственностью "РостовПроект" Корниенко А.Н. по доверенности от 05.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РостовПроект" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2021 года по делу N А66-9218/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостовПроект" (ИНН 6165173944, ОГРН 1126165001710; адрес: 344068, город Ростов-на-Дону, улица Брусничная, дом 29/79; далее - ООО ""РостовПроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к государственному автономному учреждению Тверской области "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Тверской области" (ИНН 6952015097, ОГРН 1076952034642; адрес: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 5, корпус 1; далее - учреждение) о признании недействительными решений от 14 мая 2020 года об отказе от исполнении договоров от 26.12.2019 N 1189-1436; от 26.12.2019 N 1191-1470, обязании ответчика исполнить обязательства по договорам - выдать положительное/отрицательное заключение, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - дирекция), Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2021 по настоящему делу в иске отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, удовлетворить заявленные требования. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылаются на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что дирекция (заказчик) и ООО "РостовПроект" (подрядчик) 20 мая 2019 года заключили государственный контракт N 234-РП (далее - контракт N 234-РП) на выполнение работ по разработке проектной документации на обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском районе Тверской области, согласно предмета которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке проектной документации на обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском районе Тверской области, в том числе: инженерные изыскания по объекту; разработку проектной и рабочей документации по объекту; получение положительных заключений государственной экспертизы инженерных изысканий, проектной документации в соответствии с положениями ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и оценки достоверности определения сметной стоимости. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Работы, являющиеся предметом настоящего контракта, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов Российской Федерации и Тверской области в части состава, содержания и оформления проектной документации по объекту, а также требованиям следующих документов, являющихся неотъемлемыми частями настоящего контракта: технического задания (приложение 1 к настоящему контракту); сводной сметы на разработку проектной и рабочей документации (приложение 2 к настоящему контракту).
Место выполнения работ - Калининский район Тверской области (в соответствии с приложением 1 к контракту).
В техническом задании к контракту N 234-РП согласованы вид строительства - капитальный ремонт, стадийность проектирования - проектная документация, рабочая документация. Одним из особых условий проектирования является получение положительного заключения государственной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта (получает подрядчик проектной документации).
Кроме того, дирекция (заказчик) и ООО "РостовПроект" (подрядчик) 20 мая 2019 года заключили государственный контракт N 235-РП (далее - контракт N 235-РП) на выполнение работ по разработке проектной документации на обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском и Кимрском районах Тверской области, согласно предмета которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке проектной документации на обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском и Кимрском районах Тверской области, в том числе: инженерные изыскания по объекту; разработку проектной и рабочей документации по объекту; получение положительных заключений государственной экспертизы инженерных изысканий проектной документации в соответствии с положениями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и оценки достоверности определения сметной стоимости. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Работы, являющиеся предметом настоящего контракта, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов Российской Федерации и Тверской области в части состава, содержания и оформления проектной документации по объекту, а также требованиям следующих документов, являющихся неотъемлемыми частями настоящего контракта: технического задания (приложение 1 к настоящему контракту); сводной сметы на разработку проектной и рабочей документации (приложение 2 к настоящему контракту).
Место выполнения работ - Калининский и Кимрский районы Тверской области (в соответствии с приложением 1 к контракту).
В техническом задании к контракту N 235-РП согласованы вид строительства - капитальный ремонт, стадийность проектирования - проектная документация, рабочая документация. Одним из особых условий проектирования является получение положительного заключения государственной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта (получает подрядчик проектной документации).
Для целей исполнения условий контракта N 234-РП ООО "РостовПроект" (заказчик) и учреждение (исполнитель) заключили договор N1191-1470 (далее - договор N 1191-1470) на проведение государственной экспертизы, предметом которого является оказание исполнителем заказчику услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном статьей 49 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее в рамках договора N 1191-1470 - Положение).
По условиям настоящего договора исполнитель обязуется провести по заданию заказчика государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта "Обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском районе Тверской области" согласно поданному заявлению, а заказчик обязуется оплатить услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Результатом услуг является заключение исполнителя о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) представленной проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Государственная экспертиза проводится в течение 42 рабочих дней с момента поступления авансового платежа на расчетный счет исполнителя.
Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен по заявлению заказчика, при этом общий срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 62 рабочих дня.
Заказчик, в том числе, обязан представить исполнителю необходимые для проведения государственной экспертизы проектную документацию и результаты инженерных изысканий, соответствующие по составу требованиям действующих нормативно-правовых актов; представлять исполнителю иные материалы, необходимые для оказания им экспертных услуг, предусмотренных настоящим договором; своевременно устранять недостатки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выявленные в ходе проведения государственной экспертизы, но не позднее 10 (десяти) рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы. Документация, представленная за пределами указанного срока, к рассмотрению не принимается, подготовка заключения осуществляется по имеющейся у исполнителя документации (материалам).
Исполнитель, в том числе, обязан с момента оплаты аванса проводить государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий; при выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков уведомить заказчика о выявленных недостатках и установить срок для их устранения.
Стоимость услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по настоящему договору составляет 626 962 руб. 98 коп. Расчет стоимости проведения государственной экспертизы приведен в приложении 1 к настоящему оговору.
Заказчик обязуется оплатить аванс по счету исполнителя в размере 30 % стоимости услуг в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения настоящего договора. Оплата оставшейся части стоимости услуг производится в течение 45 дней с момента начала проведения государственной экспертизы.
В рамках проведения государственной экспертизы все документы подаются через личный кабинет заказчика (личный кабинет заказчика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ГАУ "Госэкспертиза Тверской области" (www.expertiza-tver.ru) и предназначен для реализации заказчиками своих прав и обязанностей, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий).
Расторжение настоящего договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение договора производится по инициативе исполнителя в одностороннем порядке при существенном нарушении заказчиком условий настоящего договора.
Существенными нарушениями являются:
а) непредставление заказчиком документов и проектной документации, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством;
б) просрочка заказчиком оплаты более чем на 10 (десять) календарных дней;
в) предоставление заказчиком исполнителю заведомо недостоверной и/или неполной информации;
г) при внесении заказчиком изменений в проектную документацию без согласования с исполнителем, что ведет к невозможности завершения оказания услуг в установленный срок.
При расторжении настоящего договора в соответствии с подпунктами "а", "в" - "г" пункта 6.2 настоящего договора заказчик обязан оплатить фактически оказанные исполнителем услуги.
Договор считается расторгнутым с даты получения заказчиком уведомления о расторжении договора, но, в любом случае, не позднее 1 (одного) месяца с момента направления такого уведомления в личный кабинет заказчика.
Настоящий договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке по требованию заказчика при условии письменного уведомления исполнителя в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней до планируемой даты расторжения с возмещением исполнителю стоимости фактически оказанных услуг.
Стоимость фактически оказанных исполнителем услуг покрывается за счет суммы аванса.
Все споры и разногласия по настоящему договору разрешаются по соглашению сторон, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде Тверской области.
Для целей исполнения условий контракта N 235-РП ООО "РостовПроект" (заказчик) и учреждение (исполнитель) заключили договор N 1189-1436 (далее - договор N 1189-1436) на проведение государственной экспертизы, предметом которого является оказание исполнителем заказчику услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном статьей 49 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее в рамках договора N 1189-1436 - Положение).
По условиям настоящего договора исполнитель обязуется провести по заданию заказчика государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта "Обустройство мест остановок общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Калининском и Кимрском районах Тверской области" согласно поданному заявлению, а заказчик обязуется оплатить услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Результатом услуг является заключение исполнителя о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) представленной проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Государственная экспертиза проводится в течение 42 рабочих дней с момента поступления авансового платежа на расчетный счет исполнителя.
Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен по заявлению заказчика, при этом общий срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 62 рабочих дня.
Заказчик, в том числе, обязан представить исполнителю необходимые для проведения государственной экспертизы проектную документацию и результаты инженерных изысканий, соответствующие по составу требованиям действующих нормативно-правовых актов; представлять исполнителю иные материалы, необходимые для оказания им экспертных услуг, предусмотренных настоящим договором; своевременно устранять недостатки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выявленные в ходе проведения государственной экспертизы, но не позднее 10 (десяти) рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы. Документация, представленная за пределами указанного срока, к рассмотрению не принимается, подготовка заключения осуществляется по имеющейся у исполнителя документации (материалам).
Исполнитель, в том числе, обязан с момента оплаты аванса (исполнения пункта 4.2 настоящего договора) проводить государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий; при выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков уведомить заказчика о выявленных недостатках и установить срок для их устранения.
Стоимость услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по настоящему договору составляет 329 270 руб. 71 коп. Расчет стоимости проведения государственной экспертизы приведен в приложении 1 к настоящему договору.
Заказчик обязуется оплатить аванс по счету исполнителя в размере 30 % стоимости услуг в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения настоящего договора. Оплата оставшейся части стоимости услуг производится в течение 45 (сорока пяти) дней с момента начала проведения государственной экспертизы.
В рамках проведения государственной экспертизы все документы подаются через личный кабинет заказчика (личный кабинет заказчика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ГАУ "Госэкспертиза Тверской области" (www.expertiza-tver.ru) и предназначен для реализации заказчиками своих прав и обязанностей, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий).
Расторжение настоящего договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение договора производится по инициативе исполнителя в одностороннем порядке при существенном нарушении заказчиком условий настоящего договора.
Существенными нарушениями являются:
а) непредставление заказчиком документов и проектной документации, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством;
б) просрочка заказчиком оплаты более чем на 10 (десять) календарных дней;
в) предоставление заказчиком исполнителю заведомо недостоверной и/или неполной информации;
г) при внесении заказчиком изменений в проектную документацию без согласования с исполнителем, что ведет к невозможности завершения оказания услуг в установленный срок.
При расторжении настоящего договора в соответствии с подпунктами "а", "в" - "г" пункта 6.2 настоящего договора заказчик обязан оплатить фактически оказанные исполнителем услуги.
Договор считается расторгнутым с даты получения заказчиком уведомления о расторжении договора, но, в любом случае, не позднее 1 (одного) месяца с момента направления такого уведомления в личный кабинет заказчика.
Все споры и разногласия по настоящему договору разрешаются по соглашению сторон, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде Тверской области.
В процессе исполнения договоров N 1191-1470, 1189-1436, исполнителем выявлен ряд недостатков в представленной документации, о чем заказчик уведомлен письмами от 23 января 2020 года N 170/01-11, от 23 января 2020 года N 171/01-11.
Кроме того, в ответ на соответствующее обращение общества учреждение письмом от 24 января 2020 года N 207/01-11 уведомило о необходимости получения исходных данных для проектирования у управления.
Управление письмом от 24 января 2020 года N 332/03 в ответ на соответствующее обращение общества в рамках договора N 1191-1470 пояснило, что согласно представленным графическим материалам места планируемых остановок в Калининском районе располагаются за границами существующей дорожной насыпи. Управление сообщило, что на указанных участках отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, вместе с тем, сведениями об отсутствии на испрашиваемых участках выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, управление не располагает.
Также управление указало, что по состоянию на момент ответа на обращение границы территорий в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) не утверждены. В этой связи до начала проведения каких-либо работ на данных земельных участках обществу необходимо в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Закона N 73-ФЗ обеспечить проведение и финансирование государственной историко-культурной экспертизы земельных участков путем археологической разведки.
Управление письмом от 24 января 2020 года N 320/03 в ответ на соответствующее обращение общества в рамках договора N 1189-1436 пояснило, что согласно представленным графическим материалам места планируемых остановок в Калининском и Кимрском районах располагаются за границами существующей дорожной насыпи. Управление сообщило, что на указанных участках отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, вместе с тем, сведениями об отсутствии на испрашиваемых участках выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, управление не располагает.
Также управление указало, что по состоянию на момент ответа на обращение границы территорий в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 закона N 73-ФЗ не утверждены.
В этой связи до начала проведения каких-либо работ на данных земельных участках обществу необходимо в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Закона N 73-ФЗ обеспечить проведение и финансирование государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза) земельных участков путем археологической разведки.
Письмом от 16 марта 2020 года N 751/01-11 учреждение уведомило общество о необходимости исполнения требований управления, изложенных в письме от 24 января 2020 года N 332/03.
Письмами от 27 апреля 2020 года N 1055/01-11 и 27 апреля 2020 года N 1056/01-11 учреждение уведомило общество о продлении срока проведения экспертиз, указало на необходимость предоставления заключения историко-культурной экспертизы и решения органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ либо документа органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Уведомлением от 14 мая 2020 года N 1139/01-11 учреждение известило общество о расторжении договора N 1191-1470 по инициативе исполнителя в одностороннем порядке. Основанием для расторжения договора послужило не представление заключения историко-культурной экспертизы и решения органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ либо документа органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в связи с чем, сделать вывод о соответствии проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия исполнителю не представляется возможным. Согласно пункту 6.2 договора N 1191-1470, расторжение договора производится по инициативе исполнителя в одностороннем порядке при существенном нарушении заказчиком условий настоящего договора. Существенными нарушениями являются непредставление заказчиком документов и проектной документации, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Уведомлением от 14 мая 2020 года N 1138/01-11 учреждение известило общество о расторжении договора N 1189-1436 по инициативе исполнителя в одностороннем порядке. Основанием для расторжения договора послужило не представление заключения историко-культурной экспертизы и решения органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ либо документа органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в связи с чем, сделать вывод о соответствии проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия исполнителю не представляется возможным. Согласно пункту 6.2 договора N 1189-1436, расторжение договора производится по инициативе исполнителя в одностороннем порядке при существенном нарушении заказчиком условий настоящего договора. Существенными нарушениями являются непредставление заказчиком документов и проектной документации, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Общество, полагая, что отказ учреждения от исполнения договоров N 1191-1470 и N 1189-1436 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для расторжения спорных договоров послужило не представление истцом заключения историко-культурной экспертизы и решения органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ либо документа органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Истец, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной, указал на то, что исходя из условий государственных контрактов, заключенных обществом с дирекцией, а также условий договоров с ответчиком, обязанность по получению заключения историко-культурной экспертизы отсутствовала, а ответчик, независимо от предоставления или не предоставления обществом такого заключения, обязан рассмотреть представленную документацию по существу и дать положительное либо отрицательное заключение.
Суд первой инстанции оценил приведенные истцом доводы и дал им надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная инстанция согласна.
Так, на основании пункта 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи, в том числе требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьей 28 Закона N 73-ФЗ одной из целью проведения историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Закона.
Согласно абзацу третьему статьи 30 Закона N 73-ФЗ к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Исходя из приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Как указано выше, об отсутствии таких сведений истец уведомлен управлением письмами от 24 января 2020 года N 320/03, 332/03.
В силу абзаца третьего статьи 30 Закона N 73-ФЗ земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, относятся к объектам экспертизы, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 56 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона.
Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий, не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы.
В пункте 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Таким образом, в отсутствие утвержденных на территории Тверской области границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и в отсутствие у Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, до производства на земельном участке земляных (строительных) работ проведение историко-культурной экспертизы на таком земельном участке обязательно для целей проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Вопреки доводам ответчика, приведенным как в суде первой инстанции, так и в апелляционной, пунктами 11 технических заданий к контрактам предусмотрено выполнение инженерно-экологических изысканий в соответствии с требованиями СП 47.13330.2016. Сведения о внесении сторонами контрактов изменений в технические задания, суду в процессе рассмотрения дела представлены не были.
Доводы истца в части того, что государственная экспертиза проектной документации по капитальному ремонту проводится только при проверке достоверности определения сметной стоимости, также правомерно отклонены судом.
В соответствии с абзацем 6 подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145) государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится, если проведение экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ, но заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.
С учетом положений статьи 431 ГК РФ и предмета спорных договоров следует, что сторонами согласовано проведение экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий в целом, а не только в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Данное обстоятельство корреспондируется с пунктом 27 Постановления N 145, согласно которому по общему правилу предметом государственной экспертизы проектной документации является как оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, так и проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.
При этом, как верно указано судом, установление факта нахождения автобусных остановок в пределах либо за границами полосы отвода применительно к обстоятельствам дела не является предметом спора, не соотносится с необходимостью выяснения и установления судом правомерности оснований для одностороннего отказа учреждения от договоров. И несмотря на доводы истца о том, что размещение автобусных остановок за пределами полосы отвода не указывалось в письмах учреждения, направленных в адрес общества, такие обстоятельства, независимо от их фактического наличия либо отсутствия, не послужили основанием для отказа учреждения от спорных договоров.
При этом, с учетом положений пункта 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ и пункта 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ, следует, что проведение историко-культурной экспертизы определено законом на стадии проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, следовательно, в связи с чем подлежит отклонению довод истца о том, что проведение такой экспертизы возможно на стадии исполнения обязательств в рамках государственных контрактов с дирекцией.
Согласно пункту 35 Постановления N 145, при выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.
Уведомление общества о выявленных недостатках, а также продление учреждением срока проведения экспертизы для предоставления истцу возможности устранить выявленные недостатки подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного следует, что поскольку предоставленное пунктом 35 Постановления N 145 право исполнителя на отказ от дальнейшего проведения экспертизы реализовано учреждением, основания полагать, что ответчик, независимо от проведения историко-культурной экспертизы, обязан рассмотреть представленную документацию по существу и выдать положительное либо отрицательное заключение, отсутствуют.
Исходя из положений статьи 450.1 ГК РФ и поведения учреждения в процессе исполнения сторонами обязательств по договорам, судом обоснованно не усмотрено наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика при направлении истцу уведомлений об отказе от исполнения договоров.
Как указано выше, основанием для отказа от исполнения договоров послужило не представление исполнителю заключения историко-культурной экспертизы и решения органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ либо документа органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Право на односторонний отказ предоставлено исполнителю пунктом 6.2 договоров, согласно которому расторжение договора производится по инициативе исполнителя в одностороннем порядке при существенном нарушении заказчиком условий настоящего договора, а именно: непредставлении заказчиком документов и проектной документации, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством.
Обязанность заказчика по предоставлению исполнителю необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, соответствующих по составу требованиям действующих нормативно-правовых актов предусмотрена подпунктом "а" пункта 3.2 договоров. В данном случае обязательство исполнителя по проведению государственной экспертизы непосредственно связано с надлежащим исполнением обязанности заказчика по предоставлению проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Следовательно, не предоставление части документации, а в данном случае, заключения историко-культурной экспертизы, является неустранимым препятствием, свидетельствующим о невозможности проведения учреждением государственной экспертизы, что явилось основанием для продления срока проведения экспертизы и последующего отказа от исполнения договоров.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ответчика законных оснований для расторжения договоров в одностороннем порядке, в связи с чем отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2021 года по делу N А66-9218/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РостовПроект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9218/2020
Истец: ООО "РостовПроект"
Ответчик: ГАУ "Госэкспертиза Тверской области"
Третье лицо: ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда" Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области