г. Киров |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А17-8335/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ашмаева Данилы Юрьевича
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2021 по делу N А17-8335/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Ашмаева Данилы Юрьевича (ОГРН 315371100000668; ИНН 371118246229)
к Администрации города Иваново (ОГРН 1023700543624; ИНН 3728012487)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора: Ивановский городской комитет по управлению имуществом
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ашмаев Данила Юрьевич (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Ашмаев Д.Ю.) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации города Иваново (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным постановления от 23.07.2020 N 811 "О проведении аукционов по продаже земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Иваново, в районе улицы Новоавдотьинской, для строительства индивидуальных жилых домов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ивановский городской комитет по управлению имуществом.
Решением суда от 20.06.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, при вынесении решения судом не было принято во внимание, что образование земельных участков посредством внесения изменений в существующий проект межевания территории и постановки участков на кадастровый учет произведено за счет его собственных средств. При этом процедура предоставления земельных участков также была инициирована Предпринимателем путем подачи заявления о приобретении участков на праве аренды. В связи с этим Предприниматель полагает, что у ответчика не имелось оснований для принятия решения о предоставлении земельных участков на ином праве - праве собственности.
Кроме того, заявитель указывает на допущенное Администрацией нарушение процедуры принятия решения о проведении торгов, которое выразилось в издании оспариваемого постановления за пределами предусмотренного частью 7 статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) недельного срока, что привело к принятию во внимание заявлений лиц, желающих приобрести земельный участок на праве собственности. По мнению заявителя, в случае, если бы ответчиком был соблюден недельный срок со дня получения первого дополнительного заявления, содержащего указание на вид права - аренда, то у Администрации отсутствовали бы законные основания для организации аукционов по продаже земельных участков в собственность.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание 13.05.2021 отложено в соответствии со статьей 158 АПК РФ на 10.06.2021 в 14 ч. 00 мин.
В судебное заседание стороны и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ашмаев Данила Юрьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.11.2015.
01.06.2020 Ашмаев Д.Ю. обратился в Администрацию г. Иваново с заявлениями в порядке части 1 статьи 39.18 ЗК РФ о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:020660:255, 37:24:020660:256, 37:24:020660:257, 37:24:020660:258, 37:24:020660:259, 37:24:020660:260, 37:24:020660:261, 37:24:020660:262, 37:24:020660:263, расположенных по адресам Ивановская область, г. Иваново, в районе ул. Новоавдотьинской, для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
19.06.2020 в информационном вестнике газеты "Рабочий край", в сети интернет на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение о возможности предоставления вышеуказанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
03.07.2020, 14.07.2020, 15.07.2020, 20.07.2020 в адрес Администрации поступили заявления заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционах по предоставлению рассматриваемых земельных участков.
Письмом от 08.07.2020 Администрация г. Иваново сообщила ИП Ашмаеву Д.Ю. об отказе в предоставлении участков без проведения торгов в связи с поступлением заявления иного лица о намерении участвовать в аукционах на право заключения договоров аренды и о проведении торгов после принятия соответствующих решений в форме постановлений Администрации.
23.07.2020 Администрация г. Иваново издала постановление N 811 о проведении аукционов по продаже земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, в районе улицы Новоавдотьинской, для строительства индивидуальных жилых домов.
Считая, что постановление Администрации г. Иваново от 23.07.2020 N 811 является незаконным и нарушающим право предпринимателя, предусмотренное частью 2 статьи 22 ЗК РФ на приобретение участков в аренду, а не в собственность, как заинтересованного лица, первым подавшего заявление о предоставлении участков, ИП Ашмаев Д.Ю. обратился в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами главы V.1 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
Из данных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства как на праве аренды, так и проданы в собственность. При этом порядок предоставления земельного участка для указанных целей предусмотрен со статьей 39.18 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 2).
В соответствии с частью 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (пункт 1 части 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 1 части 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Рассматривая заявления Ашмаева Д.Ю. о предоставлении земельных участков в аренду в порядке статьи 39.18 ЗК РФ, Администрация опубликовала сообщение о возможности предоставления вышеуказанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства 19.06.2020.
Из нормативных положений, предусмотренных частями 5 и 7 статьи 39.18 ЗК РФ, следует, что Администрация обязана была в течение 30 дней с указанной даты ожидать подачи заявлений заинтересованных лиц.
Тридцатидневный срок со дня опубликования извещения истек 19.07.2020. К этому моменту в Администрацию поступили заявления заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционах по приобретению земельных участков как на праве аренды, так и в собственность.
В связи с чем Администрация на основании пункта 1 части 7 статьи 39.18 ЗК РФ правомерно приняла оспариваемое постановление от 23.07.2020 N 811 о проведении аукционов.
Заявитель усматривает незаконность указанного постановления в том, что Администрацией принято решение о проведении аукционов по продаже земельных участков, в то время как предприниматель инициировал процедуру предоставления земельных участков на праве аренды. Кроме того, Предприниматель полагает, что постановление издано с нарушением предусмотренного недельного срока, начало течения которого заявитель связывает с поступлением первого заявления заинтересованного в проведении аукциона лица.
Оценив данные доводы, апелляционный суд не находит оснований с ними согласиться в силу следующего.
Из положений подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что находящиеся в муниципальной собственности земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства могут быть предоставлены как в аренду, так и на праве собственности.
При этом нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что в случае предоставления земельных участков в порядке статьи 39.18 ЗК РФ вид права, на котором будет предоставлен земельный участок по результатам проведения аукциона, в том случае, когда заключение договора без торгов недопустимо в силу поступления заявлений иных заинтересованных лиц, определяется лицом, первым подавшим заявление на основании части 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Следовательно, в данном случае возможность отчуждения земельных участков именно на праве собственности определена Администрацией, как лицом, осуществляющим полномочия публичного собственника, в том числе с учетом волеизъявления иных лиц на приобретение земельных участков на праве собственности.
Предусмотренный пунктом 1 части 7 статьи 39.18 ЗК РФ недельный срок принятия постановления о проведении аукционов Администрацией также не нарушен, поскольку тридцатидневный срок для подачи заявлений заинтересованными лицами истек 19.07.2020. К этому моменту в Администрацию поступили заявления от лиц, желающих принять участие в аукционах по продаже земельных участков.
Следовательно, недельный срок для принятия оспариваемого постановления необходимо исчислять с 19.07.2020 и он Администрацией соблюден, поскольку постановление принято 23.07.2020.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии постановления N 811 от 23.07.2020 о проведении аукционов по продаже земельных участков нарушений норм права и прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности при принятии постановления Администрацией не допущено.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2021 по делу N А17-8335/2020 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы Предпринимателя у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2021 по делу N А17-8335/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ашмаева Данилы Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8335/2020
Истец: ИП Ашмаев Данила Юрьевич
Ответчик: Администрация города Иваново
Третье лицо: Ивановский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Иваново, Арбитражный суд Ивановской области, Ивановский областной суд, Ленинский районный суд г.Иваново, Октябрьский районный суд г.Иваново, Советский районный суд г.Иваново, Фрунзенский районный суд г.Иваново