г. Саратов |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А57-20743/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.06.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.06.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белисар"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2021 года по делу N А57-20743/2020 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Белисар" (ОГРН 1116317007674, ИНН 6317089418, 410031, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 68)
заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области (ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236, 410010, г. Саратов, ул. им. Бирюзова, д. 7 А),
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860, 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24),
о признании незаконными ненормативных правовых актов.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Белисар" - Егоров А.В., директор (лично), приказ от 24.04.2019 N 101;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области - Модина И.А., представитель по доверенности от 08.10.2020 N 04-17/043 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Головина К.Ю., представитель по доверенности N 04-17/024 от 04.05.2021 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование
от Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Головина К.Ю., представитель по доверенности N 05-12/024 от 12.05.2021 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Модина И.А., представитель по доверенности от 17.05.2021 N 05-12/025 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белисар" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.04.2020 N 1409, от 06.08.2019 N 2289, от 30.09.2019 N 3130, от 30.09.2019 N 3129, о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020 в части привлечения ООО "Белисар" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 года в виде взыскания штрафа размере 8 654 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области; Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Белисар" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит (с учетом уточнений - т. 3 л.д. 130) решение суда первой инстанции отменить. Признать недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.04.2020 N 1409, от 06.08.2019 N 2289, от 30.09.2019 N 3130, от 30.09.2019 N 3129, принятые МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области, а также признать недействительным решение по жалобе ООО "Белисар" от 30.09.2020, принятое УФНС России по Саратовской области в части привлечения ООО "Белисар" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 года в виде взыскания штрафа размере 8 654 руб.
УФНС России по Саратовской области, МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области в порядке ст. 262 АПК РФ представлены совместные письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Белисар" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 08.12.2011, основным видом деятельности является добыча сырой нефти.
В соответствии со статьями 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "Белисар" признается налоговым агентом по НДФЛ, в связи с чем, обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в соответствующий бюджет.
ООО "Белисар" 29.03.2019 в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год (т. 2 л.д. 22-25).
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлен факт несвоевременного перечисления в бюджет удержанного за 2018 год НДФЛ в размере 99 237 руб.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки расчета сумм налога на НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год, Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 26.06.2019 N 1675 (т. 2 л.д. 16-19).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 06.08.2019 N 2289 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса, в виде штрафа в размере 4961,85 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств, размер штрафных санкций снижен в 4 раза) - т. 1 л.д. 106-110.
ООО "Белисар" 22.10.2019 в Инспекцию представлен расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ) за 9 месяцев 2019 года (т. 3 л.д. 38-41).
В ходе камеральной налоговой проверки представленного расчета Инспекцией установлено, что Обществом, в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, несвоевременно оплачен в бюджет удержанный за 9 месяцев 2019 года НДФЛ в размере 118 789 руб.
Итоги камеральной проверки оформлены актом от 22.01.2020 N 260 (т. 3 л.д. 31-35).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 02.04.2020 N 1409 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса в виде штрафа в размере 23 758 руб. (т. 3 л.д. 12-16).
Обществом в Инспекцию 25.02.2019 представлена налоговая декларация по НДПИ за январь 2019 года. Согласно данной декларации сумма налога к оплате составила 1 276 534 руб. (т. 3 л.д. 1-5). Впоследствии, 30.04.2019 Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за январь 2019 года. В соответствии с уточненной налоговой декларацией за указанный период сумма налога к оплате составила 1 445 840 руб. (т. 3 л.д. 6-10).
В ходе камеральной налоговой проверки представленной уточненной налоговой декларации инспекцией установлено, что согласно представленной уточненной налоговой декларации за январь 2019 года были увеличены налоговые обязательства общества в связи с увеличением налоговой базы, что привело к неправильному исчислению налога и неуплате налога вследствие занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. До подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 169 306 руб. Обществом не оплачена, тем самым, по мнению налогового органа, не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса для освобождения от налоговой ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт 13.08.2019 N 2563 (т. 2 л.д. 120-124).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 N 3130 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В соответствии с данным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 33 861,20 руб. (т. 2 л.д. 109-112).
ООО "Белисар" 01.04.2019 представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2019 года, с суммой НДПИ, подлежащей уплате, в размере - 1 476 106 руб. (т. 2 л.д. 99-102).
Впоследствии, 30.04.2019 Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2019 года. В соответствии с представленной уточненной налоговой декларацией за указанный период сумма налога составила 1 637 244 руб. (т. 2 л.д. 103-107).
В ходе камеральной налоговой проверки представленной уточненной налоговой декларации инспекцией установлено, что согласно представленной уточненной налоговой декларации за февраль 2019 года были увеличены налоговые обязательства общества в связи с увеличением налоговой базы, что привело к неправильному исчислению налога и неуплате налога вследствие занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Обществом до подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 161 138 руб. (1 637 244 - 1 476 106) не оплачена, тем самым, по мнению налогового органа, не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса для освобождения от налоговой ответственности.
По итогам налоговой проверки составлен акт от 13.08.2019 N 2511 (т. 2 л.д. 93-96).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 N 3129 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 32 227,6 руб. (т. 2 л.д. 82-85).
Также, ООО "Белисар" 06.12.2019 представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 86 538 руб. (т. 2 л.д.77-80).
В ходе камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации инспекцией установлено, что налоговая декларация представлена несвоевременно, Установленный срок представления налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года - не позднее 25.10.2019, дата фактического представления - 06.12.2019. Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 12.02.2020 N 601 (т. 2 л.д. 72-75).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 03.04.2020 N 1441 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в размере 8 654 руб. (т. 2 л.д. 64-67).
Не согласившись с привлечением к налоговой ответственности, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, в том числе на решения Инспекции от 06.08.2019 N 2289, от 30.09.2019 N 3129, от 30.09.2019 N 3130, от 02.04.2020 N 1409, от 03.04.2020 N 1441.
Решением УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020 жалоба Общества удовлетворена в части.
Налоговый орган принял новое решение по делу о налоговом правонарушении, в виде взыскания с Общества штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 8 654 руб. за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 года. При этом УФНС России по Саратовской области сообщило, что налогоплательщик не представил доказательств в подтверждение указанных им обстоятельств, смягчающих ответственность.
Считая решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1409 от 02.04.2020, N 2289 от 06.08.2019, N 3130 от 30.09.2019, N 3129 от 30.09.2019, а также решение УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020, в части привлечения ООО "Белисар" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ незаконными, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом в обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для признания решений недействительными. Также общество обратилось с ходатайством о снижении штрафных санкций в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что в рассматриваемых случаях Инспекцией не допущено нарушений существенных условий рассмотрения материалов налоговых проверок, поскольку Обществу были вручены акты проверок, и обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, обеспечена возможность представить объяснения. Обстоятельства для уменьшения размера санкции в ходе судебного разбирательства не доказаны и не установлены судом.
В апелляционной жалобе ООО "Белисар" ссылается на наличие оснований для снижения штрафных санкций и просит решение суда первой инстанции изменить, снизить размер налоговых санкций не менее чем в два раза (т. 3 л.д. 94-96). Впоследствии, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, ООО "Белисар" представлены уточнения к апелляционной жалобе, в которых Общество указывает на то, что в ранее поданной апелляционной жалобе была некорректно сформулирована просительная часть. Общество просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.04.2020 N 1409, от 06.08.2019 N 2289, от 30.09.2019 N 3130, от 30.09.2019 N 3129, принятые МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области, а также признать недействительным решение по жалобе ООО "Белисар" от 30.09.2020, принятое УФНС России по Саратовской области в части привлечения ООО "Белисар" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 года в виде взыскания штрафа размере 8 654 руб. (т. 3 л.д. 130).
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" даны разъяснения о том, что при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях.
В связи с представлением ООО "Белисар" уточнений к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда первой инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
Как было указано выше, ООО "Белисар" представлены расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год и за 9 месяцев 2019 года. В ходе камеральных проверок представленных расчетов налоговым органом установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 226 и пункта 9 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемых периодах перечисления НДФЛ в бюджет производились налоговым агентом - ООО "Белисар", с нарушением установленных законодательством сроков. В связи с изложенным ООО "Белисар" было правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации решениями от 06.08.2019 N 2289, от 02.04.2020 N 1409.
ООО "Белисар" в силу статьи 334 НК РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Согласно пункту 2 статьи 343 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога.
Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, согласно пункту 2 статьи 345 НК РФ, представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, в соответствии со статьей 344 НК РФ уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
ООО "Белисар" были представлены уточненные налоговые декларации по НДПИ за январь 2019 года и февраль 2019 года. В ходе камеральных налоговых проверок представленных уточненных налоговых деклараций налоговым органом установлено неправильное исчисление налога и неуплата налога вследствие занижения налоговой базы. В связи с изложенным ООО "Белисар" правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации решениями от 30.09.2019 N 3129 и от 30.09.2019 N 3130.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
ООО "Белисар" представлена в инспекцию налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2019 года, в ходе камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации инспекцией установлено, что налоговая декларация представлена несвоевременно. В связи с изложенным решением УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020 общество правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 8 654 руб.
Обжалуя решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности общество ссылается на то, что налоговым органом допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в связи с чем, вынесенные решения являются недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац второй пункта 1 статьи 100 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В пункте 3 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что в связи с представлением Обществом 29.03.2019 расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 26.06.2019 N 1675, который 26.06.2019 направлен в адрес Общества посредством телекоммуникационных каналов связи и получен Обществом 26.06.2019 (т. 2 л.д. 16-21).
Общество извещением от 26.06.2019 N 3359 уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Данное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 26.06.2019 и получено адресатом 26.06.2019 (т. 2 л.д. 13-15).
Направление Инспекцией вышеуказанных документов в адрес Общества по ТКС подтверждается технологическим электронным документом "Подтверждение даты отправки", полученным от специализированного оператора связи АО "Калуга Астрал", факт получения подтверждается квитанцией о приеме.
Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки назначено на 05.08.2019.
Обществом 03.07.2019 в Инспекцию представлено ходатайство о снижении штрафных санкций (т. 2 л.д. 10-12).
Рассмотрение материалов налоговой проверки и ходатайства о снижении штрафных санкций состоялось 05.08.2019 в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.08.2019 N 1675 (т. 2 л.д. 8-9). Решение от 06.08.2019 N 2289 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес Общества посредством ТКС 08.08.2019 и получено 13.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции подтверждения даты отправки и приема (т. 2 л.д. 2-7).
В связи с представлением Обществом 22.10.2019 расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 9 месяцев 2019 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 22.01.2020 N 260, который направлен в адрес Общества по ТКС 22.01.2020 и получен 22.01.2020 (т. 3 л.д. 26-32).
Извещением от 22.01.2020 N 590 Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, которое назначено на 02.03.2020. Данное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 24.01.2020 и получено Обществом 27.01.2020 (т. 3 л.д. 23-25).
Факт направления и получения вышеуказанных документов подтверждается квитанциями специализированного оператора связи.
В связи с неявкой лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов налоговой проверки, Инспекцией 02.03.2020 принято решение N 1047 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Назначено новое рассмотрение на 02.04.2020. Извещение от 02.03.2020 N 1981 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и решение от 02.03.2020 N 1047 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки направлено в адрес Общества заказной почтовой корреспонденцией с присвоением идентификационного номера 41097243628419. Согласно официальному сайту Почты России корреспонденция получена Обществом 25.03.2020 (т. 3 л.д. 46-47).
Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 02.04.2020 в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 02.04.2020 (т. 3 л.д. 11-14). Решение от 02.04.2020 N 1409 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес Общества 13.04.2020 заказной почтовой корреспонденцией с присвоением почтового идентификатора 41097243656221. Согласно информации официального сайта Почты России указанная корреспонденция вручена адресату 24.04.2020 (т. 3 л.д. 42-45).
В связи с представлением Обществом 30.04.2019 уточненной налоговой декларации по НДПИ за февраль 2019 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 13.08.2019 N 2511. Акт проверки направлен в адрес Общества по ТКС 20.08.2019 и получен адресатом 21.08.2019 (т. 2 л.д. 93-98). О времени и месте рассмотрения материалов проверки Общество уведомлено извещением от 20.08.2019 N 5204, которое направлено по ТКС 20.08.2019 и получено Обществом 21.08.2019 (т. 2 л.д. 90-92).
Факт направления и получения вышеуказанных документов подтверждается квитанциями специализированного оператора связи.
Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 27.09.2019, состоялось в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.09.2019 (т. 2 л.д. 88-89). Решение от 30.09.2019 N 3129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес Общества по ТКС 01.10.2019 и получено Обществом 02.10.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме (т. 2 л.д. 82-82-87).
В связи с представлением Обществом 30.04.2019 уточненной налоговой декларации по НДПИ за январь 2019 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 13.08.2019 N 2563, который направлен в адрес Общества по ТКС 16.08.2019 и получен - 19.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме (т. 2 л.д. 120-125).
Извещением от 20.08.2019 Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Указанное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 20.08.2019 и получено 21.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме (т. 2 л.д. 117-119).
Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 27.09.2019, состоялось в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.09.2019 (т. 2 л.д. 115-116). Решение от 30.09.2019 N 3130 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес Общества по ТКС 01.10.2019 и получено 02.10.2019, что подтверждается квитанциями об отправке и получении (109-114).
Материалами камеральных проверок (расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год, за 9 месяцев 2019 года; налоговых деклараций по НДПИ за январь, февраль 2019 года) подтверждается, что Общество во всех вышерассмотренных случаях уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверок.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемых случаях Инспекцией не допущено существенных нарушений рассмотрения материалов налоговых проверок, поскольку Обществу были вручены акты проверок, обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также обеспечена возможность представить объяснения. Общество не было лишено возможности участвовать в рассмотрении материалов проверок, представлять документы в обоснование своей позиции, возражения на акты проверок.
Также из материалов дела следует, что Общество 06.12.2019 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной декларации решением от 03.04.2020 N 1441 общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации (т. 2 л.д. 67).
Вместе с тем, при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика на данное решение от 03.04.2020 N 1441, УФНС России по Саратовской области установлено, что рассмотрение материалов проверки состоялось в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:
1) обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
2) обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Кодекса, вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 140 НК РФ установлено, что по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.
С целью всестороннего рассмотрения жалобы и в целях обеспечения права Общества на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, и представления пояснений, в адрес Общества направлено уведомление от 16.09.2020 N 15-17/018473@ с приглашением ООО "Белисар" или его представителя 30.09.2020 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, 24, каб. 1105 на рассмотрение, в порядке статьи 140 Кодекса, материалов жалобы, а также для рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок. Уведомление направлено в адрес Общества по ТКС 16.09.2020 и получено ООО "Белисар" 16.09.2020, что подтверждается квитанциями об отправке и получении (т. 2 л.д. 53-56).
Жалоба, а также материалы камеральных налоговых проверок, в том числе полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены в присутствии генерального директора ООО "Белисар" Егорова А.В., что отражено в протоколе рассмотрения апелляционной жалобы и материалов налоговой проверки от 30.09.2020 (т. 2 л.д. 49-52).
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Общества о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Кроме того, при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением, а также с апелляционной жалобой Общество заявляет ходатайство о снижении размера налоговых санкций.
Статьей 112 НК РФ установлено право налоговых органов и судов при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности применять смягчающие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств является открытым и неограниченным.
Как определено пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса и пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Из приведенных норм следует, что налоговый орган при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности обязан выяснять наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика, и учитывать данные обстоятельства при определении суммы штрафа.
Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения налогоплательщика и иных существенных обстоятельств.
Однако снижение штрафа не должно быть произвольным, следует учитывать, что штраф является наказанием за совершенное правонарушение. Он должен создавать имущественное обременение для нарушителя, иметь профилактическое значение для не недопущения в будущем подобных нарушений.
Оценивая обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в качестве смягчающих ответственность, в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ, суд отмечает следующее.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах основано на презумпции добросовестного поведения налогоплательщика, следовательно, добросовестность является нормой поведения в налоговых правоотношениях.
Совершение налогового правонарушения впервые само по себе не является обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку это противоречило бы требованию неотвратимости наказания любого лица, впервые допустившего нарушение закона, вопреки принципу порицания за виновные действия. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое налоговым законодательством установлена ответственность.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах к числу обязательных признаков состава налогового правонарушения относит вину, которая может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (статья 110 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя об отсутствии у него умысла в совершении налогового правонарушения, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние, в том числе по неосторожности, то есть Кодексом предусмотрена ответственность за совершение налогового правонарушения независимо от формы вины.
Судом первой инстанции проверены все доводы заявителя и правомерно отклонены как противоречащие материалам дела и не подтвержденные доказательствами.
Обстоятельства для уменьшения размера санкции в ходе судебного разбирательства не доказаны и не установлены судом.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица. По смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ право на судебную защиту определяется наличием у заявителя субъективного материального права, подлежащего защите. По настоящему делу в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель не доказал нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции, не установив совокупности нарушений норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: отсутствие умысла на совершение нарушения; тяжелое финансовое положение вследствие пандемии коронавируса нового типа, введенные карантинные меры, приведшие к падению стоимости углеводородов.
Доводы Общества о необходимости применения к нему смягчающих обстоятельств были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены с учетом характера совершенного налогового правонарушения. Кроме того, размер штрафа за удержание налоговым агентом, но не перечисление в бюджет НДФЛ за 2018 год, снижен в 4 раза (решение от 06.08.2019 N 2289 - т. 1 л.д. 181).
Также судом апелляционной инстанции учитывается, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление), утвержден ряд мер поддержки бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утвержден Перечень отраслей с указанием ОКВЭД в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Деятельность по добыче нефти ОКВЭД 06.10.1 не включена в данный перечень.
Общество является коммерческим юридическим лицом, деятельность которого направлена, прежде всего, на извлечение прибыли. Снижение штрафных санкций является правом суда в каждом конкретном случае.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Белисар" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ООО "Белисар" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Определением от 07.04.2021 Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2021 года по делу N А57-20743/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Белисар" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20743/2020
Истец: ООО "Белисар"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Саратовской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области