г. Хабаровск |
|
28 сентября 2021 г. |
А04-3852/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Паноптикум": Радченко И.П. по доверенности от 17.10.2019;
от администрации города Благовещенска: Волоха Р.А. по доверенности от 06.07.2021 N 01-10/7122,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Благовещенска
на решение от 19.07.2021
по делу N А04-3852/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паноптикум" (ОГРН 1182801008763, ИНН 2801244267)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Паноптикум" (далее - ООО "Паноптикум", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Благовещенска (далее - администрации г. Благовещенска, ответчик) об отказе в реализации права на выкуп земельного участка от 18.03.2021 N 535/16.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию г. Благовещенска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Паноптикум" (за плату) земельного участка с кадастровым номером 28:01:170164:47, площадью 16 188 кв.м, заключив договор купли-продажи данного земельного участка от 18.03.2021. Кроме того, заявитель просил обязать администрацию г. Благовещенска предоставить материалы, на основании которых принято оспариваемое решение от 18.03.2021 N 535/16.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-3852/2021.
Решением от 19.07.2021 суд удовлетворил заявленные Обществом требования: признал незаконным, как не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оспариваемое решение администрации г. Благовещенска, с обязанием последней повторно рассмотреть заявление ООО "Паноптикум" от 05.03.2021 N 1410з; взыскал с администрации г. Благовещенска в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы жалобы администрации г. Благовещенска по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 20.08.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
ООО "Паноптикум" в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, явившиеся представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
27.09.2019 ООО "Паноптикум" было признано победителем аукциона, проведенного комитетом по управлению имуществом г. Благовещенска на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 28:01:170164:47, площадью 16188 кв.м с видом разрешенного использования - природно-познавательный туризм.
Согласно условиям проведения аукциона: Минимальная доля (% площадь) озелененной территории земельного участка не менее 70% площади участка.
Показатели плотности застройки земельного участка (максимальный коэффициент застройки, максимальный коэффициент плотности застройки): - коэффициент застройки - 0,2; - коэффициент плотности застройки - 0,6.
Максимальная площадь застройки земельного участка - 3238 кв.м.
Максимальная площадь объекта капитального строительства на земельном участке - 9713 кв.м.
По результатам проведенного аукциона между комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и заявителем заключен договор аренды земельного участка N 6 от 04.02.2020 сроком на 38 месяцев (с 04.02.2020 по 03.04.2023).
02.03.2020 заявитель получил градостроительный план земельного участка N RU28302000-69.
С учетом вышеуказанных документов по заданию заявителя была разработана проектная документация объект "Туристическая база 13 км Новотроицкого шоссе, г. Благовещенск".
Согласно проекту в состав туристической базы входят капитальные здания, эксплуатируемые в течение круглого года (дом туриста, КПП) сооружения (грот для изучения геологических разрезов, спортивная площадка, площадка для сбора туристов и размещения щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде), элементы благоустройства, территория для пеших прогулок.
На основании заявления Общества и предоставленных с заявлением документов, администрацией г. Благовещенска было выдано разрешение на строительство от 27.05.2020 N 28-Ru 28302000-39-2020.
Заявителем в соответствии с проектной документацией и выданным разрешением на строительство было осуществлено строительство туристической базы на 13 км Новотроицкого шоссе, г. Благовещенск.
Администрацией г. Благовещенска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.02.2021 N 28-Ru 28302000-05-2021.
На основании разрешительной документации заявителем было зарегистрировано право собственности на объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: -28:01:170164:158 нежилое здание, площадью 352,4 м, наименование - дом туриста; - 28:01:170164:159 нежилое здание, площадью 50,1 м, наименование - контрольно-пропускной пункт.
05.03.2021 ООО "Паноптикум" обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером 28:01:170164:47, расположенного в СПУ-7, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Решением администрации г. Благовещенска от 18.03.2021 N 535/16 в удовлетворении данного заявления отказано на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, с указанием на то, что ООО "Паноптикум" не является лицом, которое по совокупности положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ обладает правом на предоставление земельного участка для дома туриста, КПП, как собственник расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости. ООО "Паноптикум" имеет право претендовать на предоставление земельного участка только в той части, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими ООО "Паноптикум" на праве собственности, и необходима для его использования.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий, при этом обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Паноптикум" является собственником объектов недвижимого имущества: контрольно-пропускной пункт, площадью 50,1 кв. м, с кадастровым номером 28:01:170164:159 и дом туриста, площадью 352,4 кв. м., с кадастровым номером 28:01:170164:158, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 28:01:170164:47.
Следовательно, в силу статьи 39.20 ЗК РФ Общество, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с земельным законодательством имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка. При этом в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ передача такого земельного участка осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактические обстоятельства рассматриваемого спора свидетельствуют о том, что перечисленные в Приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 требования заявителем были выполнены, в ходе рассмотрения дела ответчик не указал нарушения Обществом при подготовке указанного выше заявления и пакета, приложенных к нему документов.
Оценивая указанные в письме от 18.03.2021 N 535/16 основания отказа в реализации права на выкуп земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление Общества о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером 28:01:170164:47, расположенного в СПУ-7 подлежало рассмотрению ответчиком в срок не позднее 05.04.2021.
Как следует из материалов дела, 18.03.2021 администрацией г. Благовещенска принято решение N 535/16 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя за плату без торгов.
Подпунктами 1, 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю с указанием всех оснований отказа; либо осуществляет подготовку проектов договоров купли-продажи в 3-х экземплярах и их подписание и направляет проекты договоров для подписания заявителю.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из установленных в статье 39.16 ЗК РФ оснований.
В свою очередь, как правильно установлено судом первой инстанции, указанное в отказе от 18.03.2021 основание (несоразмерность площади земельного участка и объектов на нем расположенных) не предусмотрено в качестве оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков указанных в статье 39.16 ЗК РФ, следовательно, не является обстоятельством, препятствующим реализации права арендатора на выкуп земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание.
Таким образом, администрацией г. Благовещенска при рассмотрении заявления не были учтены условия предоставления земельного участка предусмотренные при проведении аукциона, в частности то, что минимальная доля (% площадь) озелененной территории земельного участка должна составлять не менее 70% площади участка. Так, при расчете соотношения площади объектов капитального строительства и площади земельного участка 16 188 кв.м. администрацией г. Благовещенска не была исключена минимальная площадь озелененной территории, которая составляет 11 331,6 (16 188*70%), в связи с чем, вывод о том, что площадь земельного участка значительно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости в 40 раз, сделан без учета условий предоставления земельного участка и является необоснованным. Если произвести расчет с исключением минимальной площади озелененной территории 16 188 - 11 331,6, то площадь предназначенная для застройки составит 4 856,4 кв.м.
Также администрация г. Благовещенска при рассмотрении обращения заявителя не учла цель предоставления земельного участка - природно-познавательный туризм и размещение на участке в соответствии с разрешительной документацией туристической базы, что исключает полную застройку предоставленного земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 28:01:170164:47 располагается туристическая база, разделенная на функциональные зоны и состоящая из следующих объектов:
1. Зона встреча отдыхающих и посетителей туристической базы:
- здание контрольно-пропускного пункта площадью 50,1 кв.м, кадастровый номер 28:01:170164:159,
- здание дома туриста общей площадью 352,4 кв.м., кадастровый номер 28:01:170164:158.
2. Зона основного отдыха, которая расположена в центральной части земельного участка и представлена следующими объектами:
- грот (галерея) представляет собой сооружение для изучения геологических разрезов, площадь застройки 1 440 кв.м. (без учета откосов) 2752 кв.м (включая площадь откосов),
- спортивная площадка 3500 кв.м.
3. Зона благоустройства. Въезд на территорию туристической базы с песчано-гравийным покрытием, шириной до 6,0 метров. Тротуары, обеспечивающие доступ от автомобильной парковки и места сбора туристов до хозяйственной зоны с твердым песчано-гравийным покрытием шириной 2,0 метра. Хозяйственно бытовая зона, которая представлена автомобильной парковкой на 10 м/мест и площадкой для сбора твердых бытовых отходов (Общая площадь проездов и площадок составляет 870 кв.м.).
4. Зона озеленения. Озеленение территории туристической базы существующее. Благоустройство выполнено с максимальным сохранением высокорастущих деревьев. На территории туристической базы размещен дендрарий, в котором предполагается собрать все виды деревьев, произрастающих в Амурской области. Работы по посадке деревьев начаты в 2020 году.
Из представленных заявителем расчетов следует, что площадь земельного участка составляет 16 188 кв.м, максимальная площадь застройки земельного участка - 3 238 кв.м.
Площадь объектов: 352,4 + 50,1 + 1440 + 870 + 3500 = 6212,5 кв.м. (из которых 3500 кв.м. - это спортивная площадка, которая представляет собой оборудованную травяную площадку, поэтому входит в площадь озеленения земельного участка).
Таким образом, площадь объектов застройки земельного участка (без спортивной площадки): 352,4 + 50,1 + 1440 + 870 = 2712,5 кв.м. или 83,77% от максимальной площади застройки.
Кроме того судом учтено, что проектом на объект туристическая база 13 км предусмотрено размещение спортивной площадки для стендовой стрельбы на площади 3500 кв.м., размеры зон безопасности расположены с учетом топографических (ландшафтных и рельефных) особенностей местности.
Так, согласно заключению о пригодности стрелково-стендового комплекса к эксплуатации от 12.03.2021: стрелково-стендовый комплекс, расположенный по адресу: Амурская облает, г. Благовещенск ул. Новотроицкое шоссе, 501/5 (13 км. Новотроицкого шоссе) кадастровый номер 28:01:170164:47, соответствует требованиям инструкции утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288.
В соответствии с пунктом 180 глава XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288: "Стрелково-стендовые комплексы для стрельбы дробовыми патронами из огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия должны иметь ограждение стрелкового объекта. Это ограждение по направлениям и секторам стрельбы в соответствии с планом-схемой указанного объекта устанавливается на расстоянии не менее 120 метров от огневого рубежа (при стрельбе дробью N 7 - N 9) и исключает прямое попадание дробового заряда в людей и в какие-либо объекты за его пределами.
Размеры зон безопасности открытых тиров (стрельбищ) могут уменьшаться с учетом топографических (ландшафтных и рельефных) особенностей местности и применяемых средств защиты, включая конструкции используемых пулеулавливателей, защитных щитов, боковых земляных валов, в том числе снижающих уровень шума, разлет (рикошет) пуль и их фрагментов, обеспечивающих безопасное функционирование стрелковых объектов".
На основании вышеизложенного, довод ответчика о несоразмерности площади земельного участка и объектов на нем расположенных не подтвержден представленными в деле доказательствами.
В этой связи оснований для отказа администрацией г. Благовещенска ООО "Паноптикум" в выкупе земельного участка не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что отказ администрации г. Благовещенска в предоставлении в собственность за плату ООО "Паноптикум" земельного участка, оформленный письмом от 18.03.2021 N 535/16, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества обязал администрацию г. Благовещенска в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление от 05.03.2021 N 1410з о предоставлении в собственность (за плату) ООО "Паноптикум" земельного участка с кадастровым номером 28:01:170164:47.
Судебная коллегия, отмечает, что доводы, изложенные в жалобе, являются повторением доводов, изложенных в заявлении, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергают их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2021 по делу N А04-3852/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3852/2021
Истец: ООО "Паноптикум"
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (3852/21 2т, 2424/21 1т, 3289/21 1т, 1564/20 1т)