г. Москва |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А41-50523/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ТФ ОМС города Байконур - представитель не явился, извещен;
от ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 сентября 2021 года по делу N А41-50523/2021
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 федерального медико-биологического агентства России
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур
об оспаривании акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 федерального медико-биологического агентства России (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - ТФ ОМС города Байконур, заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2021 в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС в общей сумме 4 211 062 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2021 года по делу N А41-50523/2021 признан незаконным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2021 в части отнесения к нецелевым расходам суммы 94 395 руб. 35 коп. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 237-242).
Не согласившись с данным судебным актом, ТФ ОМС города Байконур обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01 апреля по 30 апреля 2021 года ТФ ОМС города Байконур была проведена плановая комплексная проверки использования средств ОМС в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России за период с 01.01.2010 по 31.12.2020.
По результатам проверки был составлен акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 29.04.2021, которым заявителю предложено перечислить использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 4 261 781,71 руб. и штраф в сумме 430 746 руб. (т. 1 л. д. 11-58)
Полагая, что указанный акт является незаконным и нарушает права и законные интересы ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2021 в части отнесения к нецелевым расходам суммы 94 395 руб. 35 коп. в связи со следующим.
Статьей 49 ГК РФ установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В силу статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Заявление о переоформлении лицензии может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Исходя из изложенного, заявитель не имел права оказывать услуги по направлению неонатология после изменения адреса места осуществления этой деятельности до переоформления лицензии, запрет на осуществления деятельности до переоформления лицензии установлен частью 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, фактически заявитель оказывал услуги по названному направлению деятельности без лицензии, в связи с чем его расходы не подлежат оплате из средств ОМС.
В состав не принятого расхода включены суммы - 2 212 110 руб. 75 коп. (заработная плата врачей неонатологов за период март - декабрь 2020), 20 000 руб. (затраты на повышение квалификации по программе "Неонатология" по акту выполненных работ от 13.05.2020), всего - 2 232 110 руб. 75 коп.
По эпизоду выдачи спецпитания - молока вменяется нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 8 320 руб. 28 коп.
Как следует из материалов дела, заявитель ссылается на то, что смена работника (медсестры), осуществляющей трудовую деятельность на 0,25% ставки составляет его полную смену (1,95 часа), что определяет его время работы во вредных условия как в течение всей этой смены.
Так, согласно статье 219 ТК РФ работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
На основании статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно - профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Этим же приказом утверждены нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенным в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
Заявитель в своих возражениях фактически смешивает понятия "рабочая смена" и "ставка". При этом названные понятия для целей трудовых взаимоотношений и бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания являются различными.
Как правильно указал суд первой инстанции, понятие "смена" это установленная в организации полная продолжительность рабочего дня, установленная для определенной категории работников, которая определена для этой категории работников правилами трудового распорядка исходя из продолжительности рабочего времени, предусмотренной для этой категории законом.
В данном случае вопрос о возможности получения молока поставлен в зависимость от количества часов неприрывной работы во вредных условиях (длительность неприрывного негативного воздействия на организм человека).
Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены (пункт 4 Приложения N 1 к Приказу N 45н).
Так, исходя из буквального смысла названных положений, право на выдачу молока возникает у сотрудника, отработавшего в неприрывном режиме не менее 0,5 рабочей смены.
В соответствии со статьей 350 ТК РФ для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.
При рабочем дне 7,48 часов в день (39 часов в неделю) работник, работавший 0,25 % рабочего дня ежедневно не будет иметь права на получение молока, при этом, если смены будут установлены в ином графике, например - один день в неделю полная смена 7,48 часа или через день по половине смены по 3,54 часа, возникнет право на получение молока.
Заявитель в заявлении по настоящему делу указывает, что работник на ставке 0,25% работал у него 1,95 часа в день.
Из изложенного следует, что при неприрывности вредного воздействия всего 1,95 часа в день, то есть 0,25% рабочей смены, права на получение молока не возникает, в связи с чем затраты на его приобретение не подлежат возмещению за счет средств ОМС.
Кроме того, при расчете доначислений по названному эпизоду, фонд ссылается на то, что врачу-эндоскописту (количество ставок в табеле - 1 ставка, при количестве ставок по ОМС - 0,5 ставки) молоко выдавалось из расчета 1 литр за смену. В связи с чем снята часть расходов по выдаче молока врачу (в части, превышающей 0,5 литра молока за смену).
В этой части заявитель никаких возражений при обращении в арбитражный суд не заявил.
Тестирование на COVID-19 не приняты затраты в сумме 82 027 руб. 86 коп.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий обследование на COVID-19 проводится работникам медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19.
Согласно абзацу 12 части 2 статьи 212 и части 2 статьи 213 ТК РФ, работодатель за счет собственных средств обязан организовать проведение, в том числе обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров, некоторых категорий работников, в том числе работников медицинских организаций, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, работникам организаций, в том числе медицинских, имеющим риски инфицирования COVID-19, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания, взятие мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 осуществляется за счет средств работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико- санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, установлен частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID -19). Версия 7 (03.06.2020)" (утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации), определены категории лиц, которым лабораторное обследование на COVID-19 проводится в обязательном порядке.
По решению врача лабораторное обследование на COVID-19 рекомендуется проводить всем лицам с признаками острой респираторной инфекции.
Таким образом, за счет средств обязательного медицинского страхования оплачиваются лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в пробах, отобранных у застрахованных лиц с признаками острой респираторной инфекции по направлению лечащего врача.
Заявитель отнес затраты на тестирование работников на COVID-19 на ОМС в нарушение выше названных норм, работники имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19 должны были тестироваться за счет собственных средств заявителя согласно положениями статей 212 и 213 ТК РФ; все застрахованные по ОМС граждане, в том числе и работники заявителя, с признаками острой респираторной инфекции могли быть протестированы за счет средств ОМС только по направлению лечащего врача.
Названная правовая позиция разъяснена правоприменителям в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17 июля 2020 года N 8484/30-2/5017.
Заявитель доказательств проведения тестирования по направлению лечащего врача в материалы дела не предоставил, в связи с чем выводы фонда являются обоснованными.
Затраты на бланочная продукцию - 21 360 руб. 33 коп.
Заявитель ссылается на то, что расходы по закупке бланков должны быть отнесены к общехозяйственным расходам, относимым на средства ОМС.
ТФ ОМС города Байконур ссылается на то, что при проведении проверки было выявлено приобретение бланочной продукции на сумму 21 360 руб. 33 коп., используемой при оказании услуг на платной основе.
Доказательств вышеназванного довода фондом в материалы дела не предоставлено и в акте не зафиксировано.
Из перечня бланков, указанного в акте проверки, однозначно не следует, что они могут быть использованы только при оказании платных медицинских услуг, в связи с чем арбитражный суд поддерживает позицию заявителя о том, что расходы на приобретение бланков могут быть отнесены на общехозяйственные нужды для целей отнесения этих затрат на ОМС.
Затраты на материальные запасы - 73 035 руб. 02 коп.
Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов ОМС включаются как затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, так и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). К таким затратам, в частности, в силу подпункта 8 пункта 195 Правил относятся затраты на общехозяйственные нужды.
Суммы отнесенных заявителем на ОМС затрат - 25 554 руб. 53 коп. (прочие хозяйственные нужды (моющие средства, чистящий порошок, мешки для мусора, бумага) по подразделениям аптеке и газовое хозяйство и - 47 480 руб. 49 коп. затрат "как указано в Акте "на работников Учреждения, должности которых согласно штатному расписанию не относятся к штатным единицам, финансируемым за счет средств ОМС (главный бухгалтер, отдел контрактной службы, подразделение "ДОУ", начальник планово- эконбомического отдела, курьер, штукатурщик, заместитель начальника ЦМСЧ N 1 по МТО".
Как правильно указал суд первой инстанции, аптека является структурным подразделением заявителя и работает в системе ОМС, обеспечивает лечебное подразделение по требованиям-накладным медикаментами, изделиями расходного медицинского имущества, медицинскими инструментами, дезинфицирующими средствами, расходным имуществом и реагентами, изготавливает лекарственные средства; Газовое хозяйство эксплуатирует газовые системы для обеспечения медицинским кислородом стационарные отделения больницы.
Указание в акте проверки на то, что расходы понесены на работников учреждения, должности которых согласно штатному расписанию не относятся к штатным единицам, финансируемым за счет средств ОМС, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку из состава расходов на сумму 47 480 руб. 49 коп. следует, что они понесены не на работников, а на общехозяйственные нужды медицинского учреждения, а фактически являются канцелярскими принадлежностями, необходимыми в деятельности любого юридического лица (бумага, скоросшиватели, скрепки канцелярские, файлы, ручки шариковые, стержни, скобки для степлера).
При изложенных обстоятельствах отнесение заявителем на ОМС затраты на общехозяйственные нужды в общей сумме 73 035 руб. 02 коп. является законным и обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2021 в части отнесения к нецелевым расходам суммы 94 395 руб. 35 коп. (21 360 руб. 33 коп. + 73 035 руб. 02 коп. = 94 395 руб. 35 коп.).
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2021 года по делу N А41-50523/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50523/2021
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11208/2022
21.03.2022 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2554/2022
27.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23220/2021
30.09.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-50523/2021