г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-182502/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-182502/21
по заявлению АО "БОНИ-Инвест"
к ФНС России
о признании незаконным действия,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "БОНИ-Инвест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФНС России (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным действия ФНС России по исключению сведений об АО "БОНИ-Инвест" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 11.08.2019 по 09.08.2020; об обязании ФНС России восстановить сведения об АО "БОНИ-Инвест" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 11.08.2019 по 09.08.2020.
Решением суда от 13.12.2021 заявление АО "БОНИ-Инвест" удовлетворено.
С таким решением суда не согласилась ФНС России и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что судом не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора по делу, а именно, не исследован вопрос о представлении в ФНС России сведений отношении АО "БОНИ-Инвест" надлежащим держателем реестра акционеров общества на основании части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, пропущен заявителем по уважительным причинам, в связи с чем, суд восстановил срок на подачу заявления.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела,10 августа 2018 года АО "БОНИ-Инвест", на основании представленной информации, включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
25 декабря 2020 года, на основании решения единственного акционера АО "БОНИ-Инвест" реорганизовано в ООО "БОНИ-Инвест".
Заявитель в суде первой инстанции пояснил, согласно сведений из Реестра МСП от 24.08.2021, заявитель в период с 11 августа 2019 года по 09 декабря 2020 года не числится в реестре, то есть был исключен из него, о чем стало известно при получении названных сведений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Признавая действия и решения ФНС России об исключении общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства незаконными, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим:
АО "БОНИ-Инвест" (ИНН 7743757072) создано 15.10.2009 Единственным акционером АО "БОНИ-Инвест" являлся (ИНН 7743138185).
АО "Щебень Карелии" является единственным участником общества после реорганизации АО "БОНИ-Инвест" в ООО "БОНИ-Инвест".
Сведения об акционере заявителя включены в Реестр 10.08.2017, что подтверждается сведениями из Реестра N ЮЭ9965-21-13406939 от 24.08.2021 АО "Щебень Карелии" присвоена категория - микропредприятие.
Таким образом, ФНС, осуществив оценку показателей АО "Щебень Карелии", пришло к выводу о том, что данная организация отвечает критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства. Данные обстоятельства означают, что с момента образования единственного участника заявителя, данный участник являлся субъектом малого предпринимательства.
Из этого следует, что в момент образования АО "БОНИ-Инвест" суммарная доля участия юридических лиц, не являющихся субъектом малого и среднего предпринимательства не только не превышала 49%, а составляла 0%.
По состоянию на 24.08.2021 единственным участником ООО "БОНИ-Инвест" является АО "Щебень Карелии", которое, в свою очередь, с момента его создания отвечает всем критериям отнесения хозяйственного общества к субъектам малого предпринимательства, в подтверждение чего 10.08.2017 в Реестр внесены соответствующие сведения.
Единственный участник заявителя признан вновь созданным микропредприятием, включенньм в Реестр с 10.08.2017. Таким образом, АО "БОНИ-Инвест" отвечает условиям отнесения хозяйственных обществ субъектам малого и среднего предпринимательства.
Органом, уполномоченным вести единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, т.е. Федеральная налоговая служба.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений об организациях из Реестра, урегулирован порядок действий налогового органа по исключению сведений из Реестра:
сведения, указанные в пункте 6 части 3 настоящей статьи, подлежат исключению из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа года, следующего за годом, в котором такие сведения внесены в указанный реестр (п. п. 3, п. 5, ст. 4.1);
содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (п. п. 5, п. 5, ст. 4.1);
сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена в установленном порядке, исключаются из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. п. 7, п. 5, ст. 4.1);
Деятельность ООО "БОНИ-Инвест" на момент составления настоящего заявления в установленном законом порядке не прекращена.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для исключения сведений о заявителе из Реестра.
Исключив сведения о заявителе из Реестра, Федеральная налоговая служба нарушила требования ст. ст. 4-4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное налоговым органом не доказано.
Так, в ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений об организациях из Реестра, урегулирован порядок действий налогового органа по исключению сведений из Реестра.
Для исключения сведений об организации из Реестра должна быть одна из следующих причин:
1) в отношении сведений, указанных в пункте 6 части 3 настоящей статьи (т.е. сведений о наличии у юридического лица статуса вновь созданной организации) - наступление нового отчетного периода, в котором Реестр подлежит обновлению. Такие сведения, подлежат исключению из Реестра 10 августа года, следующего за годом, в котором такие сведения внесены в указанный реестр (п. п. 3, п. 5, ст. 4.1);
2) в отношении всех сведений об организации - наличие нарушения обязанности по представлению отчетности в компетентные органы за предшествующий отчетный период (в рассматриваемой ситуации за 2016 г.). В таком случае сведения об организации полностью исключаются из Реестра 10 августа текущего календарного года (п. п. 5, п. 5, ст. 4.1);
3) в отношении всех сведений об организации - наличие факта прекращения деятельности организацией. В таком случае сведения об организации полностью исключаются из Реестра 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором деятельность прекращена (п. п. 7, п. 5, ст. 4.1).
В период с 11.08.2019 по 09.12.2020 все необходимые сведения для нахождения в Реестре представляли в установленные законом сроки, статус единственного акционера заявителя как субъекта малого и среднего предпринимательства с 10.07.2017 оставался неизменным. Деятельность АО "БОНИ-Инвест" на момент составления настоящего заявления в установленном законом порядке не прекращена.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
В ст. ст. 17 - 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлены меры поддержки организаций, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и предпринимательства.
Ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлена обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства.
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждено Положение "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объем", п. 5 - 5(3) установлены требования к минимальному объему закупок проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, законодательством установлены специальные меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса. Отсутствие заявителя в Реестре негативно сказывается на его хозяйственной деятельности, нарушает права на получение льгот и иных мер поддержки, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, нарушает его права как поставщика товаров, работ и услуг в контрактной системе Российской Федерации.
В ответ на интернет обращения в ФПС РФ было сообщено, что Общество включено в реестр МПС как вновь созданное юридическое лицо, тогда как Обществом оспаривалась незаконность исключения из реестра в период с 11 августа 2019 года по 09 августа 2020 года Решение об исключении из реестра МПС до настоящего времени обществу не вручено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования АО "БОНИ-Инвест" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-182502/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182502/2021
Истец: АО "БОНИ-ИНВЕСТ"
Ответчик: ФНС России