г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А56-68430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Масенковой И.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Я.А. Васильевой,
при участии:
от заявителя: представитель А.И. Смирницкий по доверенности от 17.03.2022;
от заинтересованных лиц: 1) представитель М.В. Бобуцак по доверенности от 27.09.2021;
2) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-68430/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Максима"
к заинтересованным лицам: 1) Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
2) Федеральной налоговой службе
об оспаривании действий,
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Максима" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление), Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России) об оспаривании действий налогового органа, выразившихся в не включении в Единый реестр малого и среднего предпринимательства с 10.08.2019, а также, об обязании включить ООО "СК Максима" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Впоследствии заявитель ходатайствовал об уточнении требований, просил признать незаконными действия Управления, выразившиеся в невключении ООО "СК Максима" в реестр МСП и обязать ФНС России включить Общество в указанный реестр с 10.08.2019.
Указанные уточнения были приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СК Максима" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Между тем, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 24.03.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Общество в судебном заседании заявленные требования поддержало, просило заявление удовлетворить; Управление ФНС России по Санкт-Петербургу против удовлетворения заявления возражало, просило в заявлении отказать.
Заявитель в апелляционной инстанции ходатайствовал об уточнении требований, и просил обязать ФНС России включить ООО "СК Максима" (ОГРН: 1075190012996) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие с 10.08.2019.
Как следует из материалов дела, ООО "СК Максима" было включено в единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) 01.08.2016, в последующем заявитель 10.08.2019 исключен из реестра МСП.
Общество, после рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции N А56-45348/2020, обратилось с письмом N 26-03/21 от 26.03.2021 в Управление с заявлением о внесении ООО "СК Максима" в реестр МСП.
Письмом от 27.04.2021 N 02-20/26601@ Управление сообщило, что обращение Общества в части внесения сведений в реестр МСП не подлежит исполнению.
Не согласившись с правомерностью действия Управления ООО "СК Максима" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции полагает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период). В частности, указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 данной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Как указано в пункте 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
В целях обеспечения автоматизированного ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ введено в эксплуатацию программное обеспечение функционального блока N 3 АИС "Налог-3" в части транзакционных подсистем налогового администрирования и внешних сервисов, реализующее автоматизацию ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - Регламент).
Названный Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в реестре или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в реестре.
Как указано в пункте 1.4 Регламента, сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган).
Согласно пункту 1.4.3 Регламента в регистрирующий и налоговый органы сообщение одновременно поступает в случае, если программным обеспечением, обеспечивающим формирование реестра, определено, что сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе не внесены в реестр по причинам, указанным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 Регламента.
В данном случае регистрирующий и налоговый органы обрабатывают сообщение независимо друг от друга, осуществляя действия, описанные в разделах 2, 3 Регламента.
Ни одно из действий Управления, которые налоговые органы обязаны совершить при обработке сообщения заявителя в порядке, предусмотренном в разделах 2 и 3 Регламента, в рамках настоящего дела Общество не оспаривает.
Как следует из материалов дела, при формировании 10.08.2019 реестра МСП Общество было исключено уполномоченным органом из указанного реестра по причине несоответствия условию, установленному подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ условием отнесения общества с ограниченной ответственностью к субъекту малого и среднего предпринимательства, является ограничение по владению долями в нем, а именно - суммарная доля участия юридического лица, не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, не может превышать 49%.
Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.07.2019 участниками ООО "СК Максима" являлись ООО "Территория правильных цен" ИНН 3906244234 (далее - ООО "ТПЦ") с долей участи 50% и Макаров Михаил Юрьевич ИНН 519015222789.
ООО "ТПЦ" являлось субъектом МСП с 10.08.2017 по 10.08.2019.
09.07.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что в ООО "СК Максима" единственным участником юридического лица является Макаров М.Ю., которому принадлежит 100% долей Общества (ГРН 2197848751307).
30.07.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "Территория правильных цен" путем реорганизации в форме преобразования (ГРН 6197848042969), причем в АО "АСК", которое являлось субъектом МСП с 10.08.2020.
Ввиду того, что Обществом не было выполнено требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а статус и категория субъекта малого и среднего предпринимательства в 2019 году определялись при формировании реестра МСП на основании сведений, имеющихся у налогового органа фактически по состоянию на 10.08.2019, истец был исключен из данного реестра.
Как изложено выше, единственным участником Общества является Макаров М.Ю., - физическое лицо. На дату 01.07.2019 участник истца, юридическое лицо, являлось субъектом МСП.
Следовательно, общество соответствует положению подпункту "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах общество в целях применения Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ у налогового органа не было оснований для исключения Общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает требования заявителя об обязании ФНС России включить ООО "СК Максима" (ОГРН: 1075190012996) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие с 10.08.2019 подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд отмечает, что при формировании требований, изначальном обращении с заявлении о включении юридического лица в реестр МСП истец руководствовался выводами судов по делу N А56-45348/2020, и не может быть лишен права на судебную защиту по тому основанию, что не обращался с соответствующим требованием в ФНС России. Это не соответствовало бы основанным принципам правосудия и существу судебной защиты, которая должна предоставляться в разумный срок при наличии реального нарушения прав, как в настоящем случае.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу N А56-68430/2021 отменить.
Обязать ФНС России включить ООО "СК Максима" (ОГРН: 1075190012996) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие с 10.08.2019.
Взыскать с ФНС России в пользу ООО "СК Максима" 3000 руб. расходов по оплате госпошлины по первой инстанции и 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68430/2021
Истец: ООО "СК МАКСИМА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ