город Омск |
|
21 июля 2022 г. |
Дело N А70-1387/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6045/2022) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Городская поликлиника N 14" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.04.2022 по делу N А70-1387/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Городская поликлиника N 14" (ОГРН 1037200637187, ИНН 7203139949, адрес: 625007, город Тюмень, улица Широтная, дом 23А) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области (ОГРН 1027200832680, ИНН 7202026893, адрес: 625000, город Тюмень, улица Советская, дом 65/2) о признании недействительным акта плановой комплексной выездной проверки использования средств ОМС от 17.12.2021 в части,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Городская поликлиника N 14" (далее - заявитель, учреждение, ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным акта плановой комплексной выездной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 17.12.2021 в части установления факта нецелевого использования средств ОМС в сумме 281 677 руб. 42 коп. и начисления штрафа в размере 28 167 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.04.2022 по делу N А70-1387/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что за учреждением на праве оперативного управления было закреплено два объекта недвижимости, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д.76 корпус 1 и корпус 4. Данные объекты недвижимости с момента передачи на оперативное управление и до момента изъятия из оперативного управления являлись структурными подразделениями медицинского учреждения, входили в состав учреждения и составляли с ним единое медицинского учреждение. ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14" считает, что затраты по договору на оказание охранных услуг от 29.12.2018 были правомерно отнесены ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14" к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. Затраты на охрану объектов, входят в состав затрат на его содержание и включаются в расчет тарифов на ОМС. Указанное, по мнению подателя жалобы, согласуется с положениями части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), подпунктов 2, 8 пункта 195 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 108н). Учреждение отмечает, что Фондом не доказано, что финансовое обеспечение спорных расходов в связи с передачей ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14" в оперативное управление объектов по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 76 корпус 4, ул. Пермякова,76 корпус 1, установлено нормативными правовыми актами Тюменской области за счет средств, отличных от средств ОМС ТФОМС.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Фондом в отношении учреждения была проведена комплексная выездная проверка использования заявителем средств ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в ходе которой административный орган пришел к выводу о нецелевом использовании учреждением средств ОМС.
В ходе проверки установлено, что в рамках договоров от 29.12.2018 N 14/18 и от 01.07.2019 N 11, заключенных с ООО ЧОП "Рубеж П", в 2019 году учреждением были оплачены услуги охраны объектов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 76, корпус 1; г Тюмень, ул. Пермякова, д. 76, корпус 4, в которых не оказывалась медицинская деятельность в рамках программы ОМС.
Размер понесенных расходов составил 281 677 руб. 42 коп., в том числе: 222 000 руб. - в рамках договора от 29.12.2018 N 14/18 и 59 677 руб. 42 коп. - в рамках договора от 01.07.2019 N 11.
Расходы в сумме 281 677 руб. 42 коп. были признаны Фондом нецелевым использованием средств ОМС.
Результаты проверки оформлены актом от 17.12.2021, в соответствии с которым заявитель обязан вернуть в бюджет ТФОМС Тюменской области средства ОМС в сумме 281 677 руб. 42 коп., использованные в 2019 году не по целевому назначению, в связи с чем Учреждению также был начислен штраф в размере 28 167 руб. 74 коп.
Не согласившись с актом проверки от 17.12.2021, учреждение обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением по настоящему делу.
13.04.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Так, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера расходования бюджетных средств, получивший развитие в части 1 статьи 147 названного Кодекса, в которой указано, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона N 326-ФЗ, на Фонд возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводить проверки и ревизии; предъявлять к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 550-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Территориальная программа).
Согласно положениям раздела VII Территориальной программы программа ОМС реализуется исходя из тарифов, определяемых тарифным соглашением.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Данная формулировка идентична части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, устанавливающей структуры тарифа, в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фонд установил, что в проверяемом периоде (с 01.01.2019 по 31.12.2019) в рамках договоров от 29.12.2018 N 14/18 и от 01.07.2019 N 11, заключенных с ООО ЧОП "Рубеж П", в 2019 году учреждением были оплачены услуги охраны объектов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 76, корпус 1; г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 76, корпус 4.
В период действия договоров от 29.12.2018 N 14/18 и от 01.07.2019 N 11 на охрану объектов недвижимости действовали Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказами Минздрава России от 28.02.2011 N 158н и Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 158н и Правила N 108н).
В соответствии с пунктом 158 Правил N 158н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.1 Правил N 158н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.2 Правил N 158н).
Согласно подпунктам 2 и 8 пункта 158.3 Правил N 158н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Аналогичные положения приведены в Правилах N 108н.
Так, в пункте 192 Правил N 108н указано, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Подпунктом 4 пункта 193 Правил N 108н предусмотрено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно подпунктам 2 и 8 пункта 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Таким образом, как правомерно указывает учреждение, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС действительно является открытым. Однако при этом единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение расходов к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом
Между тем, в ходе проверки установлено и заявителем не оспариваются обстоятельства того, что объекты недвижимости по адресам: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 76, корпус 1 и корпус 4 при осуществлении медицинской и общехозяйственной деятельности учреждением не использовались, так как данные объекты являются недостроенными с 2008 года, в эксплуатацию не вводились, в лицензии учреждения на осуществление медицинской деятельности от 19.06.2019 N ЛО-72-01-003078 не указаны.
Следовательно, Фондом сделан обоснованный вывод о том, что расходы учреждения на содержание объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи, не включаются в структуру тарифов на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что объекты недвижимости являлись структурными подразделениями медицинского учреждения, входили в состав учреждения и составляли с ним единое медицинского учреждение, не принимаются апелляционным судом, в силу того, что затраты на охрану данных объектов не были необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации, объекты недвижимости не использовались и не могли использоваться в процессе оказания медицинской помощи, в силу чего расходы не могут осуществляться за счет средств ОМС.
Ссылки учреждения на то, что Фондом не доказано, что финансовое обеспечение спорных расходов в связи с передачей в оперативное управление объектов, установлено нормативными правовыми актами Тюменской области за счет средств, отличных от средств ОМС ТФОМС, отклоняются судом, так как не входят в предмет рассмотрения по настоящему делу. В рассматриваемом случае расходы по данным объектам за счет средств ОМС осуществляться не могут.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Городская поликлиника N 14" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.04.2022 по делу N А70-1387/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1387/2022
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения Тюменской области "Городская поликлиника N 14"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ