город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2022 г. |
дело N А32-30389/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры
Краснодарского края "Кубанский казачий хор"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.09.2022 по делу N А32-30389/2022
по заявлению государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор"
к заинтересованному лицу Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор": представитель Хорошавин Д.С.
по доверенности от 11.04.2022 (до перерыва);
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Суржикова Т.В. по доверенности от 18.08.2022 (до перерыва);
посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел"
представитель Голуб И.А. по доверенности от 24.06.2021 (после перерыва),
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное научно-творческое учреждение Краснодарского края "Кубанский казачий хор" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.05.2022 N 22-008/ЮЛ/8.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 признано незаконным и изменено постановление по делу об административном правонарушении от 23.05.2022 N 22-008/ЮЛ/8, вынесенное Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, о привлечении к административной ответственности государственного бюджетного научно-творческого учреждения Краснодарского края "Кубанский казачий хор" по статье 15.14 КоАП РФ, уменьшив сумму административного штрафа до 77 609,08 рубля.
Решение суда мотивировано наличием в действиях учреждения состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, наличием оснований для снижения административного штрафа до минимального размера в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное бюджетное научно-творческое учреждение Краснодарского края "Кубанский казачий хор" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не исследовался вопрос о правильности квалификации заинтересованным лицом расходов заявителя в качестве нецелевого расходования денежных средств в сумме 1 552 181 руб. 79 коп., что послужило основанием привлечения заявителя к административной ответственности по статье 15.14. КоАП РФ в виде штрафа в размере 155 218 руб. 18 коп. Заявитель допускает, что данные денежные средства могли быть израсходованы с нарушением требований действующих нормативных правовых актов (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2008 г. N 1180 (далее - постановление N 1180), постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 ноября 2008 г. N 1152 (далее - постановление N 1152)), однако оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых в этом случае не возникает. Кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении дела не исследовался вопрос об обоснованности включении в сумму нецелевого использования бюджетных средств сумм налога на доходы физических лиц, которые заявитель выплатил в соответствующий бюджет. В связи с этим заявитель считает, что заинтересованным лицом необоснованно включены суммы налога на доходы физических лиц с сумм нецелевого использования бюджетных средств, так как суммы налога уже ранее выплачены в бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Учреждение установило оклады работников в соответствии с постановлением N 1152 приказом от 26.02.2021 N82-ОД, а базовый (должностной) оклад генерального директора установлен в размере 27 718,00 рублей установлен в связи с изменением размера средней заработной платы в учреждении по итогам 2020 года, однако рассчитан министерством на основании постановления N 1180. Учреждение также полагает, что рассматриваемое правонарушение является длящимся. По данному административному правонарушению были привлечены к административной ответственности должностные лица общества - генеральный директор и заместитель генерального директора. Размер административного штрафа с учетом позиции суда первой инстанции по мнению заявителя должен составлять 5% (пять процентов) от суммы нецелевого использования бюджетных средств - 27 171,42 руб.
В материалы дела от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
В материалы дела от государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор" поступили дополнения. Суд приобщил данные дополнения.
От Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступили дополнения к отзыву. Суд приобщил данные дополнения к материалам дела.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителя государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор", который поддержал занимаемую правовую позицию по спору.
Представители Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края к веб-конференции после перерыва не подключились, несмотря на то, что техническая возможность для их участия в судебном заседании судом апелляционной инстанции обеспечена.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, по результатам плановой выездной проверки в отношении государственного бюджетного научно-творческого учреждения Краснодарского края "Кубанский казачий хор" по теме: проверка финансовой деятельности объекта контроля, проведенной в соответствии с приказом Департамента от 11.01.2022 N 2, составлен акт от 21.03.2022, содержащий данные, указанные на событие административного правонарушения, а именно: нецелевое использования средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованным начислении и неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам Учреждения в 2021 году.
04.05.2022 по факту выявленных нарушений Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского в отношении государственного бюджетного научно-творческого учреждения Краснодарского края "Кубанский казачий хор" составлен протокол об административном правонарушении N 22-008/ЮЛ/8 по статье 15.14 КоАП РФ (т. 2, л.д. 26-37).
Постановлением Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского от 23.05.2022 N 22-008/ЮЛ/8 государственное бюджетное научно-творческое учреждение Краснодарского края "Кубанский казачий хор" привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 155 218,18 руб. (т. 1, л.д. 30-48).
Несогласие с принятым постановлением административного органа послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Судом первой инстанции верно установлено, что между министерством культуры Краснодарского края (далее - министерство) и учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2021 год от 18.01.2021 N 11 (в ред. от 23.03.2021 N 1, от 12.08.2021 N 2, от 08.09.2021 N 3) (далее - соглашение N 11).
В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения N 11 учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Средства субсидии в размере 263 440 700 рублей перечислены платежными поручениями Министерством учреждению в полном объеме.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда, в том числе работников государственных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края N 1572-КЗ) установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Статьей 6 Закона Краснодарского края N 1572-КЗ установлено, что перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Краснодарского края устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее - Постановление N 1152).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2008 N 1180 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии, подведомственных министерству культуры Краснодарского края (далее - Постановление N 1180).
Оплата труда работников учреждения согласно постановлению N 1152 и Постановлению N 1180 должна состоять из месячного должностного оклада, ежемесячных и дополнительных выплат и иных выплат, предусмотренных положением об оплате труда, в порядке, установленном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством РФ.
Штатное расписание учреждения в разрезе источников финансирования, действующее в 2021 году, утверждено следующими приказами учреждения: от 30.12.2020 N 422-ОД, от 15.01.2021 N 22-ОД, от 26.02.2021 N 81-ОД, от 26.02.2021 N 82-ОД, от 31.03.2021 N 120-ОД, от 31.05.2021 N 202-ОД, от 06.08.2021 N 279-ОД, от 30.08.2021 N 316-ОД, от 25.10.2021 N 422-ОД.
Из материалов дела следует, что в 2021 году согласно вышеуказанным приказам Учреждения от 30.12.2020 N 422-ОД, от 15.01.2021 N 22-ОД, от 26.02.2021 N 81-ОД, действующим до 01.03.2021, начальникам отделов структурных подразделений Учреждения (бюджетное финансирование: планово-экономического отдела; контрактной службы; отдел кадрового и документационного обеспечения; юридического отдела; отдел маркетинга, информации и рекламы; инженерно-технического отдела; отдела компьютерного обеспечения и сетевых технологий; ремонтно-эксплуатационного отдела; отдела пожарной безопасности и гражданской обороны; транспортного отдела; внебюджетное финансирование: ЖК "Театральный") и их заместителям размеры базовых окладов установлены на основании пункта 2.1 приложения N 1 постановления N 1180 и приложения N 3 постановления N 1180 "Перечень должностей работников государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии, подведомственных министерству культуры Краснодарского края, по профессиональным квалификационным группам" - как "заведующему (начальнику) структурным подразделением по основной деятельности (отделом, службой, производственной мастерской, цехом); заведующему (начальнику) другим структурным подразделением".
При этом в дальнейшем, начиная с приказа учреждения от 26.02.2021 N 82-ОД "Об утверждении организационно-штатных мероприятий, утверждении штатного расписания", размеры базовых окладов по вышеуказанным должностям установлены на основании пункта 2.5 приложения N 1 постановления N 1152 и приложения N 2 Постановления N 1152 "Базовые должностные оклады и минимальные повышающие коэффициенты к должностным окладам по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений Краснодарского края" - как "начальнику отдела".
Из анализа положений об указанных выше отделах учреждения и должностных обязанностей начальников этих отделов и их заместителей, следует, что указанные отделы обеспечивают функционирование учреждения - как общеотраслевого государственного учреждения Краснодарского края, базовые должностные оклады им должны устанавливаться пунктом 2.5 приложения N 1 постановления N 1152 и приложением N 2 постановления N 1152.
Так, начальникам указанных структурных подразделений и их заместителям штатным расписанием, утвержденным в том числе приказами учреждения от 30.12.2020 N 422-ОД, от 15.01.2021 N 22-ОД, от 26.02.2021 N 81-ОД, в январе - феврале установлен размер базового оклада в сумме 11 497 рублей и 10 348 рублей, соответственно, в то время как в соответствии с требованиями постановления N 1152 он должен составлять 8 011 рублей и 7 210 рублей, соответственно. Таким образом, размер базового оклада начальника структурного подразделения завышен на 3 486 рублей, заместителя начальника структурного подразделения - на 3 138 рублей.
В соответствии с требованиями постановления N 1152, постановления N 1180 определение размера должностного оклада руководителя учреждения производится в зависимости от размера средней заработной платы по учреждению. Определение размера должностных окладов заместителя руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера производится в зависимости от должностного оклада руководителя.
Таким образом, на основании приказа министерства от 29.01.2020 N 3-П "Об оплате труда руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края" руководителю учреждения установлен базовый оклад в размере 41 351 рублей, исходя из размера средней заработной платы по учреждению, рассчитанного с учетом необоснованного применения постановления N 1180 к должностным окладам вышеуказанных отдельных категорий работников. В соответствии с данным приказом учреждением произведена выплата заработной платы руководителю учреждения за январь 2021 года.
Учитывая приведение учреждением базовых окладов работников в соответствие с требованиями постановления N 1152, приказом министерства от 05.02.2021 N 3-П "Об оплате труда руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края" руководителю Учреждения также установлен новый базовый оклад 27 718 рублей с 01.01.2021.
В связи с тем, что определение размера должностного оклада заместителю руководителя, главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера производится в зависимости от оклада руководителя, учреждением соответственно установлены в январе 2021 года базовые оклады первому заместителю генерального директора, заместителю генерального директора, главному бухгалтеру в сумме 37 215 рублей, каждому; заместителю главного бухгалтера в сумме 33 493 рублей. В то время как фактически их базовые оклады должны составлять 24 946 рублей и 22 451 рублей, соответственно, учитывая приведенные в соответствие с требованиями постановления N 1152 базовые оклады начальников (заместителей начальников структурных подразделений.
Учитывая, что стимулирующие и компенсационные выплаты начислялись в пропорциональном отношении от базовых окладов, это привело к излишне начисленной и выплаченной заработной плате в целом сотрудникам, занимающим указанные выше должности.
Таким образом, указанные выше нарушения при установлении в штатном расписании завышенных базовых окладов по отдельным должностям повлекли необоснованное начисление и неправомерную выплату заработной платы указанным работникам Учреждения в 2021 году.
Так, например, генеральным директором учреждения с Хорошавиным Дмитрием Сергеевичем заключен трудовой договор от 15.08.2018 N 84-18 о принятии на должность - начальник отдела в структурном подразделении ГНТУ КК "Кубанский казачий хор" "Административно-управленческий персонал. Юридический отдел", с изменениями, в частности, дополнительным соглашением от 11.01.2021 к трудовому договору от 15.08.2018 N 84-18 переведен на должность начальника правового управления.
Проверкой обоснованности начисления и выплаты заработной платы за 2021 год Хорошавину Д.С. выявлено, что, например, в феврале 2021 года размер базового оклада в соответствии с требованиями постановления N 1152 должен составлять 8 011 рублей, а фактически установлен в размере 11 497,00 рублей, то есть превышен на 3 486 рублей.
На основании установленного размера базового оклада начислена стимулирующая надбавка - персональный повышающий коэффициент в размере 300,0% или 34 491 рублей, однако с учетом нормативного базового оклада в размере 8 011 рублей (согласно требованиям Постановления N 1152) и фактически отработанного времени стимулирующая надбавка - персональный повышающий коэффициент (300,0%) должна составить 24 033 рублей, в связи с чем излишне начислено 10 458 рублей.
На основании установленного размера базового оклада начислена стимулирующая надбавка за выслугу лет в размере 15,0% или 1 724,55 рублей, однако с учетом нормативного базового оклада в размере 8 011,00 рублей (согласно требованиям Положения N 1152) и фактически отработанного времени стимулирующая надбавка за выслугу лет (15,0%) должна составить 1 201,65 рублей или излишне начислено 522,9 рублей.
В результате Хорошавину Д.С. излишне начислено заработной платы со всеми выплатами за февраль 2021 года на сумму 14 466,9 рублей (3 486,0 + 10 458,0 + 522,9).
По данному вопросу учреждением в ходе проверки представлены пояснения от 24.02.2022, согласно которым учреждение не опровергает факта установленного нарушения. Также учреждение указывает на то, что нарушение в части установленных окладов начальникам отделов и их заместителям зафиксировано в акте проверки от 07.04.2021, проведенной министерством.
Кроме того, учреждением в пояснениях отражено, что в 2020 году начальникам отделов и их заместителям ФОТ формировался на основании положения N 1180, при котором установлены базовые оклады и персональные повышающие коэффициенты, а в 2021 году начальникам отделов и их заместителям ФОТ формировался на основании Постановления N 1152, при котором установлены базовые оклады, персональные повышающие коэффициенты и выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. В совокупности ФОТ с учетом выплат в 2020 году по сравнению с 2021 годом не увеличен.
Указанные доводы учреждения не опровергают факта нарушения, а лишь содержат информацию об оплате труда отдельных категорий работников в 2020-2021 годы в соответствии с нормами постановления N 1152, постановления N 1180.
Таким образом, выявлено, что учреждением необоснованно установлены размеры базовых окладов отдельным работникам в соответствии с постановлением N 1180, в то время как необходимо было руководствоваться постановлением N 1152 при их установлении. Соответственно, учитывая установление завышенных базовых окладов, завышен в целом и размер стимулирующих и компенсационных выплат, начисляемых в пропорциональном отношении от базовых окладов.
В ходе административного расследования произведен расчет начисленных и выплаченных необоснованно завышенных базовых окладов, а также стимулирующих и компенсационных выплат в разрезе указанных выше должностей, согласно которому указанным выше работникам необоснованно начислено и неправомерно выплачено 728 475,82 рублей (включая НДФЛ, проф. взносы), а также уплачены страховые взносы в сумме 219 999,7 рублей на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что факт нецелевого использования средств краевого бюджета по данным эпизодам в размере 948 475,52 рублей, является доказанным и документально обоснованным.
Довод учреждения о том, что, исходя из пункта 9.4 приложения N 1, учреждение вправе было устанавливать завышенные оклады, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм материального права.
Содержание названного пункта указывает на то, что применительно к положениям статей 2 и 3 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ, в случае введения в штаты учреждений должностей, включенных в профессиональные квалификационные группы (ПКГ), должностей работников других отраслей, при условии выполнения работниками учреждения соответствующих видов работ, оклады указанным работникам устанавливается в соответствии с НПА, регулирующим указанные вопросы по отрасли.
Абзац второй пункта 9.4 указывает, что по должностям служащих (профессиям рабочих), размеры окладов по которым не определены настоящим Положением, размеры окладов устанавливаются по решению руководителя учреждения, но не более чем оклад по ПКГ "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии".
При этом из данного положения не следует возможность его применения к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей.
Приводимые доводы заявителя не обосновывают возможность расценивать спорные должности работников учреждения в качестве "отраслевых".
Довод учреждения о том, что допущенное правонарушения является длящимся, судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку данное правонарушение не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2009 по делу N А63-627/2009-С6-37, от 23.11.2005 N Ф08-5558/2005-2200А по делу N А32-31600/2005-11/876-52АЖ, постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 N 39-ад05-1 и другие).
По аналогичным основаниям судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя о привлечении его дважды за одно и то же правонарушение.
Во-первых, частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
При этом положения частей 5 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ к рассматриваемым обстоятельствам применению не подлежат, поскольку правонарушения были выявлены в рамках государственного финансового контроля, который с учетом статьи 265 БК РФ и в силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не организуется и не осуществляется в форме деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований (государственный контроль (надзор)).
Такой вывод согласуется с иными положениями КоАП РФ, отделяющими понятие "государственный контроль (надзор)" от "государственного финансового контроля", например, в ряде диспозиций статей 19.4, 19.4.1, части 1 и 20 статьи 19.5, 19.7, 19.7.2, а также в положениях части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
Кроме того, понятия "государственный контроль (надзор)" и "государственный финансовый контроль" различны по своему значению, исходя из определений, данных этим понятиям в законодательстве (статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статья 265 БК РФ).
Во-вторых, штраф для юридических лиц, предусмотренный санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 3.5 КоАП РФ, а именно кратно сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Эпизоды правонарушений, явившихся основанием для привлечения учреждения к ответственности по постановлению N 22-008/ЮЛ/4, в рассматриваемом деле учреждению не вменяются, в связи с чем довод о том, что лицо несет ответственность дважды за одно и тоже правонарушение является ошибочным.
Довод о том, что заявитель в 2020 году принял необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность путем издания приказов от 10.12.2020 N 414-ОД, от 26.02.2021 N 82-ОД факт допущенного правонарушения не опровергает и является несостоятельным.
Как указывало учреждение, при производстве по делу об административном правонарушении (письмо от 29.04.2022 N 386/06), внесение изменений в действующую систему оплаты труда путем приведения окладов начальников структурных подразделений, должностные обязанности которых не связаны с основной деятельностью учреждения, в соответствие с постановлением N 1152, направлено на устранении нарушений, выявленных по результатам тематической проверки ЦБ Министерства культы Краснодарского края.
Данные обстоятельства установлены и в рамках контрольного мероприятия, проведенного департаментом.
В этой связи, такие действия учреждения направлены на устранение нарушений, а не на их предотвращение.
В свою очередь, изложенное не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на предотвращение нарушений, поскольку сами по себе нарушения, а также негативные последствия их совершения, являются результатам выбранного заявителем способа правового поведения.
В отношении эпизодов нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 603 706,27 руб. суд первой инстанции учел, что учреждением выражено согласие и признание факта их совершения.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Согласно ранее указанному штатному расписанию в структурном подразделении "Жилищный комплекс "Театральный" Учреждения (далее - ЖК "Театральный", общежитие) (адрес: г. Краснодар, ул. Фестивальная, 21) числится 3 сотрудника: начальник комплекса, паспортист, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания 3 разряда, финансирование фонда оплаты труда сотрудников ЖК "Театральный" осуществляется за счет внебюджетных источников (раздел 2 Штатного расписания).
ЖК "Театральный" призван способствовать обеспечению условий проживания работников культуры. Соответственно, учитывая ранее указанные государственные услуги (работы), утвержденные государственным заданием на 2021 год, деятельность общежития не соответствует целям, определенным государственным заданием.
Учитывая, что согласно штатному расписанию оплата труда сотрудников данного структурного подразделения (ЖК "Театральный") финансируется за счет внебюджетных источников, и, принимая во внимание утвержденные государственным заданием государственные услуги (работы), ЖК "Театральный" не участвует в выполнении государственного задания и оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам общежития, его обслуживающих, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственного задания, не должна финансироваться за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания.
Департаментом выявлены те факты, когда сотрудникам, осуществляющим работу по обслуживанию ЖК "Театральный", которые не участвуют в выполнении государственного задания, заработная плата фактически выплачивалась за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий на выполнение государственного задания:
1) с Саковским Александром Мичеславовичем заключен трудовой договор от 18.10.2016 N 239-16 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору, в частности дополнительного соглашения от 26.10.2016) по должности "Начальник комплекса" в ЖК "Театральный". Соответствующий приказ учреждения от 26.10.2016 N 775-Л о переводе на указанную должность.
2) с Ковтун Любовью Геннадиевной заключен трудовой договор от 16.03.2006 N 46 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных с Учреждением, в частности дополнительного соглашения от 05.05.2016) по должности "Паспортист" в ЖК "Театральный". Соответствующий приказ учреждения от 05.05.2016 N 342-Л о приеме на работу.
3) с Марковым Валентином Федоровичем заключен трудовой договор от 11.12.2017 N 127-17 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору) по должности "рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3 разряда" в ЖК "Театральный". Соответствующий приказ учреждения от 11.12.2017 N 877-Л о приеме на работу.
Приказом от 25.10.2021 N 103-П "О поощрении" премированы работники за выполнение особо важных и срочных работ за октябрь 2021 года по списку, в том числе паспортист ЖК "Театральный" Ковтун Л.Г. в сумме 4 000,00 руб., начальник комплекса ЖК "Театральный" Саковский А.М. в сумме 10 000,00 руб., рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3 разряда Марков В.Ф. в сумме 4 000,0 руб. (пункт 1), бухгалтерии выплату премии произвести за счет субсидии на выполнение государственного задания (пункт 2).
Указанные выплаты в общей сумме 18 000,0 (включая НДФЛ, проф. взносы), а также уплата страховых взносов 5 436,0 рублей произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания, в то время как согласно штатному расписанию оплата труда сотрудникам ЖК "Театральный" осуществляется за счет внебюджетных источников.
4) с Мальцевым Владимиром Николаевичем заключен трудовой договор от 27.08.2018 N 86-18 по должности "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 разряда" в структурном подразделении учреждения "Эксплуатационно-технический персонал. Ремонтно-эксплуатационный отдел" (пункт 1.1 указанного трудового договора) с местом работы в здании, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Фестивальная, 21 (пункт 2.2 указанного трудового договора).
Трудовым договором от 27.08.2018 N 86-18 работнику установлены по состоянию на 01.01.2021, в том числе, базовый оклад в сумме 5 253,00 рублей, стимулирующие надбавки "за профессиональное мастерство" в размере 330% от базового оклада и "за выслугу лет" - 15% от базового оклада.
Согласно дополнительному соглашению от 23.09.2020 Мальцеву В.Н. поручено выполнение дополнительной работы - "уборщик территории 1 разряда" в структурном подразделении "Эксплуатационно-технический персонал. Хозяйственный отдел" с выплатой компенсации - доплаты за выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) осуществляемой путем совмещения профессий (должностей).
В соответствии с договором в обязанности работника входит уборка территории вокруг здания вверенного структурному подразделению Учреждения "ЖК "Театральный". Приказом от 23.09.2020 N 605-Л данную выплату поручено производить за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Приказом от 03.03.2021 N 157-Л указанную выплату поручено прекратить.
Согласно дополнительному соглашению от 07.06.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 07.06.2021 N 440-Л данную выплату поручено производить с 07.06.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Приказом от 09.08.2021 N 656/1-Л указанную выплату прекратить. Согласно дополнительному соглашению от 26.08.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 26.08.2021 N 723-Л данную выплату поручено производить за период работы с 30.08.2021 по 12.09.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Согласно дополнительному соглашению от 08.11.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 08.11.2021N 950-Л данную выплату поручено производить с 08.11.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания.
В 2021 году согласно карточке-справке (форма 417) начислено 452 176,09 рублей (в том числе НДФЛ, проф. взносы), из них премия 6 500,0 рублей за счет средств от приносящей доход деятельности (удержано НДФЛ, профсоюзных взносов).
Начислено и уплачено страховых взносов в 2021 году - 136 557,21 рублей, что подтверждается представленной учреждением информацией (из них 1963,0 рублей - за счет средств от приносящей доход деятельности).
Указанные выплаты в сумме 445 676,09 рублей (включая НДФЛ, проф.взносы), а также уплата страховых взносов 134 594,21 рублей произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания.
Однако, учитывая государственное задание на 2021 год ЖК "Театральный" не участвует в выполнении государственного задания, в связи с чем, Мальцев В.Н., который работает по адресу ул. Фестивальная 21, также не участвует в выполнении государственного задания, и оплата труда данному работнику не должна осуществляться за счет средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда о том, по указанным эпизодам правонарушений допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 603 706,27 рублей.
Таким образом, наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов учреждения при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Срок давности привлечения учреждения административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку допущенное лицом административное правонарушение посягает на установленный порядок управления, в том числе функционирование органов государственной власти.
Допущенное правонарушение, посягающее на общественные финансы (бюджет) образует угрозу безопасности государства. Кроме того, такая угроза выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно, с учетом положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, снизил размер штрафа до размера минимального, установленного статьей 15.14 КоАП РФ, то есть в размере 77 609,08 рубля (5%), ввиду того, что административный орган не обосновал назначение обществу штрафа в размере 155 181,79 рублей (10%).
Доводы учреждения о неправильности расчета суммы средств, использованных не по целевому назначению, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются.
Апелляционный суд учитывает, что в феврале 2021 года учреждением произведен перерасчет заработной платы за январь 2021 отдельным категориям сотрудников в размере 257 167,20 рублей, а также в размере 77 664,49 рублей страховых взносов. Это обстоятельство повлияло на итоговый размер требований представления департамента о возврате в доход краевого бюджета денежных средств (средства в сумме 334 831,69 рублей засчитаны в качестве устранения нарушения).
Вместе с тем, указанное не исключает наличие состава и события правонарушения на дату его совершения, поскольку нецелевое использование характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2009 по делу N А63-627/2009-С6-37, от 23.11.2005 N Ф08-5558/2005-2200А по делу N А32-31600/2005-11/876-52АЖ, постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 N 39-ад05-1).
Таким образом, на дату совершения правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на общую сумму 1 552 181,79 рублей, в том числе в размере 948 475,52 рублей в обжалуемой части постановления и решения суда первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы учреждения направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 по делу N А32-30389/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30389/2022
Истец: Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры КК "Кубанский казачий хор", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края