город Омск |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А81-8149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12477/2022) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2022 по делу N А81-8149/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" (ИНН 9909461693, адрес: 629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, Промышленная зона, панель 11, д. 7) к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900508746, ИНН 8901003107, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 7) об оспаривании решения от 26.05.2022 N 1/22 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу - Сельдиков Егор Сергеевич по доверенности от 12.01.2021 N 14 сроком действия по 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" (далее - заявитель, общество, ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 26.05.2022 N 1/22 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2022 по делу N А81-8149/2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции необоснованно включил сумму в размере 35 672 руб., выплаченную в феврале 2022 года, в период 2021 года; в представленных обществом при проведении проверки материалах отсутствовали реестры выплат вознаграждения работнику за февраль 2022 года; сведения, представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФНС России по ЯНАО), подтверждают, что фактически обществом выплачена сумма, не соответствующая размеру, установленному Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ); находит выводы суда первой инстанции противоречивыми; полагает, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по ЯНАО.
Кроме того, Управление указывает, что обществом нарушены нормы пункта 1.4 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ; за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 выплачены суммы, а также компенсирована стоимость авиабилетов в размере, не соответствующем установленному Законом N 115-ФЗ размеру заработной платы.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого апелляционным судом отказано в связи с отсутствием доказательств направления копии отзыва в адрес подателя жалобы (абзац 2 части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения Управления от 04.05.2022 проведена проверка на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов в отношении филиала ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань".
В рамках проведения проверки заинтересованным лицом письмом от 05.05.2022 N 74/34-6762 запрошены следующие документы в отношении гражданина Китая Чжао Мина: справка о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ) за 2021 год; копия приказа о приеме на работу; копии документов, подтверждающих все выплаты, произведенные за 2021 год (например, платежные поручения, копии приказов, список перечисляемой в банк заработной платы и т.п.).
26.05.2022 по результатам проведенной проверки заинтересованным лицом в соответствии с подпунктом 1 пункта 26 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ принято решение N 1/22 о запрете филиалу ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Полагая, что решение Управления от 26.05.2022 N 1/22 не соответствует нормам законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
12.09.2022 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Положения Закона N 115-ФЗ определяют правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулируют отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного Закона под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами регламентированы положениями статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан.
Пунктом 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1.4 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом, указанным в подпункте 1, 1.1, 2.1 или 3 пункта 1 настоящей статьи, в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, установленного соответствующим подпунктом пункта 1 настоящей статьи.
Из буквального толкования вышеназванных норм в системной связи с подпунктом 3 пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ следует, что, привлекая высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации, работодатель обязан предусмотреть и обеспечить выплату ему заработной платы (вознаграждения) таким образом, чтобы ее размер был не менее 167 000 рублей в месяц или 501 000 рублей в квартал, то есть в течение квартала средний месячный размер выплат в любом случае должен быть не меньше 167 000 рублей.
Подпунктом 1 пункта 26 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов на условиях, предусмотренных настоящим Законом, в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг) не исполнил принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с настоящим Законом, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом.
В силу пункта 26.1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при выявлении одного из обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, территориальный орган внутренних дел принимает решение о запрете соответствующему работодателю в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для запрета ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов стал факт неисполнения обществом принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, гражданином Китайской Народной Республики Чжао Мином, а именно факт нарушения подпункта 3 пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ о получении иностранным работником, являющимся высококвалифицированным специалистом, заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ обществом предоставлены в адрес Управления уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) - высококвалифицированному специалисту - Чжао Мину, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 28.07.2021 N 569.
Согласно уведомлениям Чжао Мину выплачена заработная плата:
- за период 01.01.2021 по 31.03.2021 в размере 575 148 руб. 46 коп., или по 191 716 руб. 15 коп. в месяц;
- за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 219 644 руб. 30 коп., а также компенсирована стоимость авиабилетов по маршруту г. Москва - г. Шанхай - г. Москва - г. Ноябрьск на общую сумму 243 700 руб. (итого 463 344 руб. 30 коп, или по 154 448 руб. 10 коп. в месяц, что не соответствует установленному Законом N 115-ФЗ размеру заработной платы);
- за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 501 005 руб. 97 коп., или по 167 001 руб. 99 коп. в месяц;
- за период 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 501 043 руб. 20 коп., или по 167 014 руб. 40 коп. в месяц.
Итого в 2021 году, согласно уведомлениям заявителя, Чжао Мину начислена заработная плата в размере 1 796 841 руб. 93 коп., ввиду чего Управление пришло к выводу о том, что высококвалифицированному специалисту обществом выплачена заработная плата в размере менее 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц, что не соответствует установленному Законом N 115-ФЗ размеру.
Управлением также указано, что согласно полученным сведениям из УФНС России по ЯНАО доход работника за 2021 год составил 1 755 841 руб. 93 коп., что не соответствует сведениям, предоставленным заявителем в уведомлениях, согласно которым Чжао Мину выплачено 1 796 841 руб. 93 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
Между тем в соответствии со статьей 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Кроме того, в налоговом учете сумма налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), исчисленного с заработной платы, отдельным видом расхода не является, а учитывается в расходах на оплату труда как составная часть зарплаты (статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 09.11.2015 N 03-11-06/2/64442).
Таким образом, заработная плата включает в себя не только непосредственно вознаграждение за труд (оклад), но также компенсационные и стимулирующие выплаты; при заполнении уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту нужно указывать заработную плату, установленную трудовым договором, то есть начисленную (с учетом НДФЛ).
Из материалов дела следует, что высококвалифицированному специалисту - Чжао Мину обществом фактически начислены и выплачены следующие суммы за 2021 год: 1 796 841 руб. 93 коп. (из них: 458 967 руб. 21 коп. - аванс, 1 096 286 руб. 72 коп. - заработная плата, 241 590 руб. - НДФЛ).
Кроме того, обществом приобретены авиабилеты на имя Чжао Мин согласно личному заявлению: Москва - Шанхай (дата вылета 18.03.2021) на сумму 180 000 руб., Шанхай - Москва (дата вылета 08.05.2021) на сумму 58 800 руб., Москва - Ноябрьск (дата вылета 22.05.2021) на сумму 4900 руб., всего на сумму 243 700 руб.
Оценив представленные заявителем доказательства по правилам части 1 статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заработная плата сотрудника Чжао Мин за 2021 год составила 2 040 541 руб. 93 коп. (из расчета: 1 796 841 руб. 93 коп. + 243 700 руб.), что соответствует установленному Законом N 115-ФЗ уровню заработной платы иностранному гражданину, привлекаемому к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно того, что сумма в размере 35 672 руб., выплаченная в феврале 2022 года, необоснованно включена судом первой инстанции в период 2021 года, подлежат отклонению, поскольку из расчетного листка за февраль 2022 года согласно реестру выплат от 15.02.2022 N 109 следует, что работнику перечислена сумма 148 830 руб. 02 коп., являющаяся исходящей суммой за январь 2022 года и включающей в себя, в том числе, выплаты оставшейся суммы за декабрь 2021 года в размере 35 672 руб. Таким образом, первичные документы, представленные обществом, свидетельствуют о том, что работодатель в полном объеме произвел выплату начисленных за декабрь 2021 года сумм.
По мнению Управления сведения, представленные УФНС России по ЯНАО, подтверждают, что фактически обществом выплачена сумма, не соответствующая размеру, установленному Законом N 115-ФЗ, вместе с тем отсутствие в справке 2-НДФЛ за 2021 год всех выплат за декабрь 2021 года при недоказанности факта фальсификации первичных документов не свидетельствует о допущенном обществом нарушении требований Закона N 115-ФЗ.
В апелляционной жалобе Управление также указывает, что за три календарных месяца в период с 01.04.2021 по 30.06.2021 высококвалифицированному специалисту обществом выплачена сумма, не соответствующая требованиям Закона N 115-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции находит позицию заинтересованного лица ошибочной, поскольку им не учтено, что отпускные выплаты за период с 01.04.2021 по 13.04.2021 в размере 74 112 руб. 48 коп. начислены и выплачены в марте 2021 года.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, УФНС России по ЯНАО, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Исходя из изложенного, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебный акт, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, может быть принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 N ВАС-14486/09).
Выводов о правах и обязанностях УФНС России по ЯНАО обжалуемое решение не содержит, в связи с чем оснований для их привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления законных оснований для принятия решения от 26.05.2022 N 1/22 о запрете ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов. Заявленные обществом требования правомерно удовлетворены судом.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2022 по делу N А81-8149/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8149/2022
Истец: ОАО "Нефтегазовая корпорация "ЧЖУНМАНЬ"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу