г. Киров |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А28-1056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей
Больницы - Кораблевой Е.Б. по доверенности от 11.01.2023,
Фонда - Бузикова М.С. по доверенности от 09.01.2023, Терюховой Е.А. по доверенности от 24.04.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 по делу N А28-1056/2022
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная клиническая больница"
(ОГРН: 1174350003630; ИНН: 4345462412)
к Государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования
(ОГРН: 1034316527431; ИНН: 4347010468)
о признании недействительными акта проверки и предписания о возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Инфекционная клиническая больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд) о признании недействительными акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 27.12.2021 в части признания нецелевыми расходами средств ОМС в сумме 946 800 рублей 91 копейка и предписания (требования) о возврате денежных средств от 18.01.2022 по акту.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы ссылается на то, что у лиц, привлеченных медицинской организацией по договорам гражданско-правового характера для оказания медицинской помощи, отсутствовала лицензия на оказание медицинской помощи. Фонд отнес к нецелевому использованию средства ОМС непосредственно расходы на привлечение специалистов, не имеющих лицензии, то есть расходы на оказание услуг, противоречащих действующему законодательству. В дополнениях к апелляционной жалобе Фонд обращает внимание, что спорные выплаты не относятся к оплате труда, и так как привлеченные к оказанию медицинской помощи лица не являются работниками Больницы, на них не распространяется действие лицензии медицинской организации.
Больница возразила против доводов Фонда.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Больницы проведена комплексная проверка использования средств ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по итогам которой составлен акт от 27.12.2021.
В частности, Фондом установлена оплата Больницей за счет средств ОМС 946 800 рублей 91 копейки врачам-консультантам (исполнителям) по договорам на оказание услуг. Фонд указал, что исполнители не являются индивидуальными предпринимателями, не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности, что привело к нецелевому расходованию средств ОМС на вознаграждение врачам-консультантам (страницы 16-21 акта, представлен в материалы дела в суде апелляционной инстанции).
В адрес Больницы направлено требование от 18.01.2022 N 288/03 о возврате средств, использованных не по целевому назначению.
Не согласившись с актом Фонда в указанной части, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 38, 47, пунктом 3 статьи 144, пунктами 1, 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 9, пунктом 1 части 1, пунктом 5 части 2 статьи 20, частью 1 статьи 30, частью 7 статьи 35, частью 2, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхзовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 10, 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пунктом 42.3 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н, пунктами 192, 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В пункте 192 Правил N 108н предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются в том числе следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (1); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (4).
В пункте 3 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ определено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Закона N 323-ФЗ).
Как следует из материалов дела, врачи-консультанты не являлись работниками Больницы, а являлись работниками (врачами-специалистами) других медицинских организаций города Кирова по лечению заболеваний и состояний, соответствующих специализации врачей-консультантов, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Пояснения по указанным обстоятельствам представлены Больницей в материалы дела (электронные материалы дела от 25.08.2022 "расчет врачи-консультанты"), данные обстоятельства не опровергнуты Фондом.
Поскольку врачи-консультанты не занимаются частной практикой, они действительно не имеют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и не имеют лицензии на осуществление самостоятельной медицинской деятельности. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что оказание этими врачами консультаций означает оказание медицинских услуг физическими лицами, не имеющими права на оказание специализированной медицинской помощи.
Поэтому выводы Фонда, основанные на отсутствии у врачей-консультантов лицензии, не соответствуют обстоятельствам оказания медицинской помощи Больницей, являются формальными и не учитывают условия оказания Больницей медицинской помощи, оплату которой (случаи лечения) производит Фонд.
В данном случае спорные затраты Больницы на оплату врачам-консультантам непосредственно связаны с оказанием Больницей медицинской помощи пациентам.
Отсутствие у врачей-специалистов, привлеченных Больницей по договорам, лицензий, необходимых для осуществления врачами самостоятельной медицинской деятельности по соответствующему профилю, отсутствие у Больницы в лицензии права на лечение заболеваний и состояний, соответствующих профилю врача-специалиста, не опровергает того, что спорные затраты непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи пациентам Больницы, а также не свидетельствует о том, что Больница нарушила лицензионные требования при оказании специализированной медицинской помощи, поскольку Больницы лечила инфекционные заболевания, имея лицензию на соответствующую медицинскую помощь, оказывающую Больницей.
Ссылка Фонда на Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, не принимается.
В силу пункта 1 Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. Согласно сведениям, представленным Больницей (как указаны выше), привлеченные для консультаций врачи являлись работниками медицинских организаций.
При этом врачи привлекались для оказания консультаций в рамках лечения Больницей пациентов с инфекционными заболеваниями, лечение указанных пациентов предусмотрено лицензией Больницы.
Судом апелляционной инстанции (из акта проверки и представленных Больницей в дело документов) установлено, что привлечение врачей для консультаций осуществлялось Больницей в соответствии с требованиями действующих обязательных стандартов и порядков оказания медицинской помощи по конкретным инфекционным заболеваниям (в условиях отсутствия в штатном расписании Больницы необходимых врачей, нехватки в конкретный период времени штатных работников соответствующего профиля, в том числе в экстренных случаях).
Фонд не спаривает и в оспариваемом акте не установил иного, что привлечение врачей-консультантов для консультации при определенных инфекционных заболеваниях обязательно предусмотрено стандартом лечения данного заболевания и состояния.
Следовательно, Больница для оказания медицинской помощи конкретному пациенту должна была в обязательном порядке (по стандарту лечения) предоставить пациенту консультацию врача (врачей).
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорные затраты непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи, суд не усматривает оснований считать их не входящими в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, поэтому спорные затраты не могут быть признаны нецелевым расходованием Больницей средств ОМС, при том, что в данном случае не усматривается нарушение Больницей требований лицензии.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Фонд от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 по делу N А28-1056/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1056/2022
Истец: КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница"
Ответчик: ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования