город Омск |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А46-1404/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5758/2023, 08АП-5759/2023) медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет", Управления Федерального казначейства по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2023 по делу N А46-1404/2023 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлениям медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (ОГРН 1117799013067, ИНН 7730184402, адрес: 121170, город Москва, улица Кульнева, дом 3, стр. 1) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9) о признании акта от 13.10.2022, представления от 09.12.2022 N 52-19-11/7785 недействительными, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Омской области (ОГРН 1025501245197, ИНН 5504019137, адрес: 644010, город Омск, улица Масленникова, дом 68) о признании акта от 28.12.2022, требования от 28.12.2022 недействительными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Лемонджава Юлии Енукиевны по доверенности от 15.06.2022 N 52-16-13/4171;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - Карбаиновой Елены Александровны по доверенности от 20.01.2022N 008/07-01-01;
УСТАНОВИЛ:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (далее - МЧУ ДПО "Нефросовет", Учреждение "Нефросовет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительными акта от 13.10.2022, представления N 52-19-11/7785 от 09.12.2022.
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2023 данное заявление принято к производству, делу присвоен номер А46-1404/2023.
Учреждение "Нефросовет" также обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Омской области (далее - ТФОМС Омской области, фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными акта выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 28.12.2022, требования по устранению выявленных нарушений от 28.12.2022.
Данное заявление определением Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 принято к производству, делу присвоен номер А46-1138/2023.
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.04.2023 дело N А46-1404/2023 объединено с делом N А46-1138/2023 в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А46-1404/2023.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.04.2023 по делу N А46-1404/2023 требование Учреждения к "Нефросовет" к УФК по Омской области о признании недействительным представления от 09.12.2022 N 52-19-11/7785 удовлетворено частично.
Признано недействительным представление УФК по Омской области от 09.12.2022 N 52-19-11/7785 в части пункта 2 как не соответствующее Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В удовлетворении требования Учреждения "Нефросовет" к УФК по Омской области о признании представления N 52-19-11/7785 от 09.12.2022 недействительным в остальной части отказано.
В удовлетворении требования Учреждения "Нефросовет" к ТФОМС Омской области о признании недействительным требования по устранению выявленных нарушений от 28.12.2022 отказано.
Производство по делу в части требований Учреждения "Нефросовет" к УФК по Омской области о признании недействительным акта от 13.10.2022, ТФОМС Омской области о признании недействительным акта от 28.12.2022 прекращено.
Этим же решением с УФК по Омской области в пользу Учреждения "Нефросовет" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным пункта 2 представления от 09.12.2022 N 52-19-11/7785, принять по делу новый судебебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения "Нефросовет" в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Учреждением "Нефросовет" произведены расходы за счет средств ОМС по оплате дополнительного профессионального образования медицинских работников, не входящие в программу ОМС, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в общей сумме 224 947,00 руб., в том числе в 2020 году в сумме 198 297 руб., в 2021 году в сумме 26 650 рублей, что является нецелевым использованием средств ТФОМС Омской области в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета.
По мнению УФК по Омской области, оплата дополнительного профессионального образования медицинских работников, не является расходами, направленными на оказание медицинской помощи в системе ОМС. Медицинское учреждение для качественного оказания медицинской помощи (услуг) должно соответствовать множеству обязательных критериев (условий), что не ставит в прямую зависимость расходование средств территориальной программы ОМС на соответствие данным критериям; оспариваемое представление не влечет для заявителя каких - либо неблагоприятных последствий, и не нарушает его права.
Также в Восьмой арбитражный апелляционный суд на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2023 по делу N А46-1404/2023 поступила апелляционная жалоба Учреждения "Нефросовет", в которой заявитель выразил несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требования Учреждения "Нефросовет" о признании недействительным пунктов 1 и 3 представления и в части оставления без удовлетворения требования Учреждения "Нефросовет" к ТФОМС Омской области о признании незаконным требования по устранению выявленных нарушений от 28.12.2022.
В обоснование своей апелляционной жалобы Учреждение "Нефросовет" по пункту 1 представления указало на то, что возмещению подлежат не только затраты медицинской организации, направленные на оказание медицинской помощи, но и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, не потребляемые непосредственно в процессе оказания медынской помощи. Груз, который был застрахован, являлся медицинским материалом, необходимым для оказания медицинской помощи.
По пункту 3 представления Учреждение "Нефросовет" пояснило, что судом не дана оценка доводам о возможности использования средств ОМС на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (обучение по охране труда работников).
ТФОМС Омской области представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
УФК по Омской области в письменном отзыве не огласилось с доводами апелляционной жалобы Учреждения "Нефросовет".
В письменном отзыве Учреждение "Нефросовет" не согласилось с доводами апелляционной жалобы УФК по Омской области.
В судебном заседании представители УФК по Омской области и Учреждения "Нефросовет" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возразив на доводы друг друга, по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
ТФОМС Омской области, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Приказом от 24.11.2022 N 0317-п "О проведении выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (Омский филиал МЧУ ДПО "Нефросовет")" ТФОМС Омской области проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования Учреждением "Нефросовет". Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2021.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 28.12.2022 и требование по устранению выявленных нарушений от 28.12.2022.
ТФОМС Омской области пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный от 29.11.2010 N 326-ФЗ), пункта 59 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 25.12.2019 N 460-п (далее- Территориальная программа N 460-п), пункта 78 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год, заключенного 27.12.2019, пункта 62 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 29.12.2020 N 587-п (далее- Территориальная программа N 587-п), пункта 85 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2021 год, заключенного 28.01.2021, МЧУ ДПО "Нефросовет" за счет средств обязательного медицинского страхования оплачены расходы по договорам страхования грузов в сумме 386 510 руб., не входящие в структура тарифа обязательного медицинского страхования и являющиеся обязательствами, не связанными с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию, что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Требованием от 28.12.2022 испрошены к восстановлению в бюджет ТФОМС Омской области в течение 10 рабочих дней средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 386 510 руб., а также к уплате - штрафные санкции в размере 38 651 руб.
УФК по Омской области в соответствии с приказом органа контроля от 07.07.2022 N 27-кд и на основании поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 в период с 11.07.2022 по 13.10.2022 в отношении МЧУ ДПО "Нефросовет" (в части деятельности омского филиала) проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета (ИКМ 2022-ВВ.000.0004-5200.004). Проверенный период: с 01.01.2020 по 31.12.2021.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт выездной проверки от 13.10.2022, заявителю выдано представление от 09.12.2022 N 52-19-11/7785, в которых зафиксировано следующее.
1. В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 59 Территориальной программы N 460-п, пункта 62 Территориальной программы N 587-п, пункта 78 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год, заключенного в городе Омске 27.12.2019, пункта 85 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2021 год, заключенного в городе Омске 28.01.2021, объектом контроля за счет средств ТФОМС Омской области произведены расходы по уплате страховой премии за страхование груза, не предусмотренные территориальными программами обязательного медицинского страхования, в сумме 386 510,02 руб., в том числе в 2020 году в сумме 242 069,79 руб. и в 2021 году в сумме 144 440,23 руб., что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
2. В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 59 Территориальной программы N 460-п, пункта 62 Территориальной программы N 587-п объектом контроля произведены расходы за счет средств обязательного медицинского страхования по оплате дополнительного профессионального образования медицинских работников, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС Омской области для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в сумме 224 947 руб.., в том числе в 2020 году в сумме 198 297 руб., в 2021 году в сумме 26 650 руб., что является нецелевым использованием средств ТФОМС Омской области в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета.
3. В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 62 Территориальной программы N 587-п объектом контроля за счет средств обязательного медицинского страхования произведены расходы по оплате предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (обучение по охране труда работников), не входящие в программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на сумму 82 800 р., что является нецелевым использованием средств ТФОМС Омской области.
Не согласившись с актом от 28.12.2022, требованием от 28.12.2022 ТФОМС Омской области, актом от 13.10.2022, представлением от 09.12.2022 N 52-19-11/7785 УФК по Омской области, Учреждение "Нефросовет" обратилось в арбитражный суд с соответствиями заявлениями.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 19.04.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего..
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (подпункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (подпункт 12).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными Базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Базовой программой обязательного медицинского страхования предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Базовой программой обязательного медицинского страхования.
1. Как следует из акта от 28.12.2022, требования от 28.12.2022 ТФОМС Омской области, акта от 13.10.2022, пункта 1 представления N 52-19-11/7785 от 09.12.2022, признаны нецелевыми расходы Учреждения "Нефросовет" по уплате страховой премии за страхование груза.
Возражая против выявленного нарушения расходования средств ОМС, Учреждение "Нефросовет", считает, что возможность несения соответствующих расходов за счёт средств ОМС обоснована следующим.
В силу пункта 192 Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее- Правила N 108н) в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно положениям пункта 77 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год расходование средств ОМС медицинскими организациями производится в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, установленной Приложением N 21 к настоящему Тарифному соглашению.
Приложение N 21 "СТРУКТУРА тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год" к Тарифному соглашению содержит в себе статьи расходов: "прочие работы, услуги" и "прочие расходы".
В соответствии с пунктом 78 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год, пунктом 85 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2021 год медицинские организации направляют средства, полученные за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации, утверждающим Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с перечнем затрат, входящих в структуру тарифов на медицинскую помощь в системе ОМС Омской области, по следующим статьям и подстатьям расходов классификации операций сектора государственного управления:
а) на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, в том числе выплаты стимулирующего характера, включая денежные выплаты:
- врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;
- врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
б) на приобретение лекарственных средств и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов (далее - медикаменты, перевязочные средства и медицинский инструментарий);
в) на приобретение мягкого инвентаря;
г) на приобретение продуктов питания. Расходы на приобретение продуктов питания могут осуществляться в условиях круглосуточного стационара пациентам всех возрастов, в амбулаторных условиях и за счет средств, полученных от оказания скорой медицинской помощи, а также при оказании услуг диализа, в части расходов на осуществление бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
д) на приобретение прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), расходы по оплате организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации);
е) на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, прочие расходы;
ж) приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу;
з) социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
При определении соответствующих статей расходов следует руководствоваться Порядком применения классификаций операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.
В соответствии с данным документом услуги по страхованию грузов могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы и услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" классификации операций сектора государственного управления.
То обстоятельство, что перевозчик (в рамках заключенного договора транспортной экспедиции) отвечает за сохранность перевозимого имущества, не отнимает у заказчика права применять дополнительные меры по обеспечению сохранности перевозимого имущества.
В этой связи Учреждение "Нефросовет" заключило договор страхования от 24.11.2017 N 07-277/2017 Г с акционерным обществом "Страховая компания "ПАРИ" (далее также - АО "СК "Пари").
Уплата страховой премии за страхование груза была произведена на сумму 386 510 р.
Перевозимый застрахованный груз являлся расходными медицинскими материалами (диализаторы, магистрали для аппаратов искусственной почки, а также медикаменты (растворы солей), которые необходимы Учреждению "Нефросовет" для проведения процедур гемодиализа пациентам.
Страховка груза при наступлении неблагоприятных последствий позволяет страхователю в бесспорном порядке и в конкретно определённые в генеральном договоре страхования грузов N 07-277/2017 от 24.11.2017 сроки покрыть стоимость возникших убытков. Соответственно, после возмещения таких убытков у Учреждения "Нефросовет" появляется возможность оперативно закупить поврежденные или утерянные расходные медицинские материалы.
Заявителем отмечено, что основной деятельностью Омского филиала МЧУ ДПО "Нефросовет" является оказание медицинской помощи по проведению процедур гемодиализа. Вышеуказанные процедуры являются жизненно важными и должны проводиться строго в соответствии с графиком. Пропуск хотя бы одной из процедур приводит к негативным последствиям, влияющим на здоровье пациентов.
Следовательно, возникает необходимость принять все возможные меры по обеспечению беспрерывных поставок лекарственных средств и расходных материалов, необходимых для проведения процедур гемодиализа. Одной из задач для организации беспрерывности процесса предоставления медицинской помощи Омского филиала МЧУ ДПО "Нефросовет" является обеспечение возможности при наступлении негативных последствий в виде утраты или повреждения груза своевременно компенсировать материального ущерб.
Таким образом, затраты на страхование груза обоснованы и необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Кроме того, заявителем указано, что исходя из общих положений гражданского законодательства каждый хозяйствующий субъект имеет право обеспечивать сохранность имущества любым способом, установленным законом или договором. Страхование - отношения по защите интересов заинтересованных лиц при наступлении определенных страховых случаев. Страховщик выплачивает средства страхователю. Возмещение происходит за счет фондов, которые формирует страховщик из уплаченных премий (взносов), а также за счет иных средств (статья 2 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", далее также - Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1). Страхование грузов - один из видов такой защиты имущества (подпункт 10 пункта 1 статьи 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1).
Заявителем также обращено внимание на письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.07.2018 N 9229/101/4549 "О возможности использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования для осуществления страхования объектов недвижимого и движимого государственного имущества", в соответствии с которым в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций на страхование объектов недвижимого, а также движимого государственного имущества балансовой стоимостью свыше пятисот тысяч рублей не могут осуществляться за счет средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из приведенного письма следует вывод о том, что медицинские организации вправе осуществлять страхование движимого и недвижимого имущества, балансовой стоимостью менее пятисот тысяч рублей за счет средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
МЧУ ДПО "Нефросовет" отмечено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Следовательно, расходные медицинские материалы, которые являлись перевозимым грузом в рамках генерального договора страхования грузов N 07-277/2017 от 24.11.2017, могли быть застрахованы МЧУ ДПО "Нефросовет" за счет средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи.
По мнению МЧУ ДПО "Нефросовет", страхование грузов может в соответствии с приведёнными нормативными актами и разъяснениями оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования. Расходы за счет средств обязательного медицинского страхования по уплате страховой премии за страхование груза в сумме 386 510 руб. не являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции, признал изложенную позицию МЧУ ДПО "Нефросовет" необоснованной, с чем согласилась апелляционная коллегия, исходя из следующего.
Между Омским филиалом МЧУ ДПО "Нефросовет" (Страхователь) и акционерным обществом Страховая компания "ПАРИ" (Страховщик) заключен договор страхования от 24.11.2017 N 07-277/2017 Г, в соответствии с пунктом 1.2 которого стороны обязались заключать договоры страхования конкретных грузов, о которых страхователь заявил страховщику в соответствии с настоящим договором.
Договоры страхования заключаются на условии "С ответственностью за все риски", в соответствии с которым страховым случаем является причинение Страхователю (Выгодоприобретателю) убытков в результате утраты (гибели) или повреждения всего груза или его части, произошедших по любой причине, кроме случаев, указанных в пунктах 2.2, 2.3,.2.4 настоящего договора.
Согласно пункту 6.1 договора от 24.11.2017 N 07-277/2017 Г срок действия договора страхования определяется исходя из срока перевозки и указывается в страховом Полисе. Груз считается застрахованным с момента начала перевозки и до момента окончания перевозки. Перевозка начинается с момента начала погрузки груза в перевозочное средство. Перевозка заканчивается в момент начала разгрузки груза из перевозочного средства в пункте назначения на складе получателя.
Согласно заявлениям страхователя страховщик принимал на страхование груз (расходные материалы для гемодиализа), перевозимый автомобильным транспортом N т782ру190/ву2415 50 (транспортно-экспедиционные услуги оказывались по договору от 20.05.2017, заключенному с индивидуальным предпринимателем Гимп И.К.) и N а167ср174/ак8588 55 (услуги, связанные с перевозкой груза, оказывались обществом с ограниченной ответственностью "Экспедиционная Компания ТрансМастер" (далее- ООО "Экспедиционная Компания ТрансМастер") по договору транспортной экспедиции от 16.04.2018 N ЭГО-129*04/18).
В 2020 году страховая премия в размере 0,15 % от страховой суммы составила 213 171, 24 руб. (полисы от 23.01.2020 N 07-2-317-32/2020, от 17.02.2020 N 07-2-317-33/2020, от 27.02.2020 N 07-2-317-34/2020, от 25.03.2020 N 07-2-3617-35/2020, от 15.04.2020 N 07-2-317-36/2020, 18.08.2020 N 07-2-317-37/2020, от 22.06.2020 N 07-2-317-38/2020, от 27.07.2020 N 07-2-317-39/2020, от 24.08.2020 N 07-2-317-40/2020, от 25.09.2020 N 07-2-317-41/2020, от 28.10.2020 N 07-2-317-42/2020, от 27.11.2020 N 07-2-317-43/2020, от 18.12.2020 N 07-2-317-44/2020).
В 2021 году страховая премия оплачена в сумме 166 100,02 руб. (полисы от 18.01.2021 N 07-2-317-45/2021, от 24.02.2021 N 07-2-317-46/2021, от 22.03.2021 N 07-2-317-47/2021, от 22.04.2021 N 07-2-317-48/2021, от 21.05.2021 N 07-2-317-49/2021, от 25.06.2021 N 07-2-317-50/2021, от 22.07.2021 N 07-2-317-51/2021, от 25.08.2021 N 07-2-317-52/2021, от 24.09.2021 N 07-2-317-53/2021, от 25.10.2021 N 07-2-317-54/2021, от 26.11.2021 N 07-2-317-55/2021, от 22.12.2021 N 07-2-317-56/2021.
Согласно договору N 07277/2017 Г в 2020 году оплата страховой премии произведена в сумме 242 069, 79 руб. платёжными поручениями от 21.01.2020 N 58, от 17.03.2020 N 226, от 22.05.2020 N 392, от 03.06.2020 N 441, от 21.07.2020 N 588, от 15.10.2020 N 832, от 13.11.2020 N 937, от 03.12.2020 N 989 (по счетам от 04.12.2019 N,8-25177, от 31.12.2019 N 0725603, от 03.02.2020 N 07-20428, от 04.03.2020 N 07-20907, от 01.04.2020 N 07-21322, от 04.05.2020 N 07-21700, от 01.06.2020 N 07-22113, от 05.07.2020 N 07-22740, от 03.08.2020 N 07-23241, от 02.09.2020 N 07-23845, от 05.09.2020 N 07-24442, от 31.10.2020 N 07-24965, от 02.12.2020 N 07-25681).
За 2021 год сумма оплаченной страховой премии по договору N 07-277/2017 Г составила 144 440, 23 руб., оплата произведена платёжными поручениями от 28.01.2020 N 79, от 03.02.2021 N 95, от 19.03.2021 N 250, от 16.04.2021 N 359, от 01.07.2021 N 629, от 01.07.2021 N 628, от 01.07.2021 N 630, от 02.09.2021 N 827, от 05.01.2021 N 1010, от 08.10.2021 N 1027, от 15.11.2021 N 1129 по счетам от 11.01.2021 N 07-20030, от 01.02.2021 N 07-20694, от 24.02.2021 N 07-21189, от 02.04.2021 N 07-22608, от 05.06.2021 N 07-24776, от 02.05.2021 N 07-23655, от 25.06.2021 N 07-25386, от 06.08.2021 N 07-26999, от 04.10.2021 N 07-29404, от 06.09.2021 N 07-28114, от 02.11.2021 N 07-280599.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пункт 59 Территориальной программы N 460-п, пункт 62 Территориальной программы N 587-п содержат в себе аналогичные положения.
Из системного анализа структуры тарифа на оплату медицинской помощи, приведенной в части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, положений пункта 78 Тарифного соглашения на 2020 год, пункта 85 Тарифного соглашения на 2021 год следует, что в рамках базовой программы ОМС расходы медицинских организаций на страхование не могут осуществляться за счет средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки на пункты 193, 194, 195, 204 Правил N 108н и доводы Учреждения "Нефросовет" о том, что возмещению подлежат не только затраты медицинской организации, направленные на оказание медицинской помощи, но и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицынской помощи.
Согласно пункту 204 Правил N 108н затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:
1) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт движимого имущества;
2) затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания движимого имущества, не отнесенные к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения движимого имущества, закрепленного за медицинской организацией или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
4) затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
5) прочие затраты на содержание движимого имущества.
Таким образом, из затрат на содержание объектов движимого имущества выделен только один вид страхования - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи.
Согласно пункту 78 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2020 год, пункту 85 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2021 год медицинские организации направляют средства, полученные за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Согласно пункту 5.10 договоров от 31.12.2015 N 109/2016, от 27.12.2018 N 41-58/19, от 30.12.2016 N 62, заключенных со страховыми медицинскими организациями, МЧУ ДПО "Нефросовет" обязуется использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС.
Согласно пункту 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 24.01.2021 б/н, заключенного МЧУ ДПО "Нефросовет" с ТФОМС Омской области и страховыми медицинскими организациями, медицинская организация обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Договором транспортной экспедиции от 16.04.2018 N ЭГО-129*04/18 (раздел 6.2) и договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 20.05.2017 (пункты 3.1.13, 5.2, 5.3) предусмотрена материальная ответственность перевозчика за несохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента приема груза грузополучателем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 927 ГК РФ обязательное страхование - страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Как верно отмечено УФК по Омской области, общие требования к перевозке грузов, определённые главой 40 ГК РФ, не предусматривают обязательное страхование заказчиком сдаваемых им на перевозку грузов.
Исходя из требований статьи 1 ГК РФ юридические лица свободны в выборе на заключение любого вида договора, приобретают свои гражданские права своей волей. Таким образом, договоры страхования грузов заключены с АО "СК "Пари" дополнительно и добровольно и не являлись обязательным условием перевозки.
Дополнительное добровольное страхование грузов, обеспечение сохранности которых при перевозке предусмотрено договором транспортной экспедиции, Тарифными соглашениями не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
В рассматриваемом случае основания для вывода о том, что расходы по выплате страховых премий (по страхованию грузов) непосредственно связаны с осуществлением медицинской деятельности, отсутствуют, заключение договора имущественного страхования следует из заключения Учреждением "Нефросовет" договоров транспортной экспедиции.
При таки х обстоятельствах использование Учреждением "Нефросовет" средств обязательного медицинского страхования на выплату страховых премий противоречит требованиям законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, в связи с чем ТФОМС Омской области, УФК по Омской области пришли к обоснованному выводу об использовании заявителем средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
2. Согласно акту от 13.10.2022, пункту 2 представления N 52-19-11/7785 от 09.12.2022 УФК по Омской области признаны нецелевыми расходы по оплате дополнительного профессионального образования медицинских работников, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС Омской области для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вывод о нецелевом расходовании сформулирован УФК по Омской области в отношении расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием медицинских работников заявителя, со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 20, пункт 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункт 59 Территориальной программы N 460-п, пункт 62 Территориальной программы N 587-п.
К указанным нормативным положениям УФК по Омской области в ходе рассмотрения дела добавлены: пункт 7.1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332), Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждённые Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 (далее - Правила N 273).
Признавая незаконным указанный пункт представления, суд первой инстанции исходил из того, что УФК по Омской области не опровергнуто, что дополнительное профессиональное образование для медицинских работников Учреждения "Нефросовет" являлось необходимым условием оказания им как участником обязательного медицинского страхования услуг, предоставление каких составляет содержание его обязательства перед застрахованными лицами, в связи с чем судом не усмотрено оснований для утверждения о том, что рассматриваемые расходы не направлены на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Не соглашаясь с указанным выводом суда, УФК по Омской области в апелляционной жалобе сослалось на то, что оплата дополнительного профессионального образования медицинских работников, не является расходами, направленными на оказание медицинской помощи в системе ОМС. Медицинское учреждение для качественного оказания медицинской помощи (услуг) должно соответствовать множеству обязательных критериев (условий), что не ставит в прямую зависимость расходование средств территориальной программы ОМС на соответствие данным критериям.
Вместе с тем УФК по Омской области не учтено, что в соответствии со статьями 38, 306.4 БК РФ, пунктом 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
В части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ дан перечень обязанностей медицинских организаций, вместе с этим обязанность использовать средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) на определенные цели не исключает право медицинской организации использовать на те же цели средства ОМС в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования (в значении без НСЗ), если расходы на эти цели предусмотрены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пунктом 59 Территориальной программы N 460-п, пунктом 62 Территориальной программы N 587-п, охватываются расходы медицинской организации на обязательное дополнительное профессиональное образование для её медицинских работников, непосредственно занятых в оказании медицинской помощи.
Включение в территориальные программы расходов на дополнительное профессиональное образование медицинских работников подтверждено ТФОМС Омской области.
3. Как следует из акта от 13.10.2022, пункта 3 представления от 09.12.2022 N 52-19-11/7785, являются нецелевыми расходы Учреждения "Нефросовет" по оплате предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (обучение по охране труда работников), не входящие в программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
По этому эпизоду нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования заявитель указывает на то, что проведённые мероприятия по программам повышения квалификации носили для Учреждения "Нефросовет" обязательный характер, в связи с чем они были проведены.
В качестве правового обоснования возможности оплачивать указанные виды обучения сотрудников за счёт средств обязательного медицинского страхования заявителем приведена ссылка на положение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, в котором определена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включающая в себя, в том числе оплату прочих услуг.
Суд первой инстанции признал правомерным указанный пункт представления, отклонив доводы Учреждения "Нефросовет", что вызвало несогласие последнего, выраженное в апелляционной жалобе.
Оспаривая законность представления в указанной части Учреждение "Нефросовет" указало на возможность использования средств ОМС на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (обучение по охране труда работников), что не может быть признано судом апелляционной инстанции обоснованным.
Как следует из материалов дела, Учреждением "Нефросвет" в 2021 году заключены договоры на оказание услуг по обучению пожарно-техническому минимуму и охране труда (от 04.02.2021 с обществом с ограниченной ответственностью "Ассоциация специалистов по охране труда" (далее также - ООО "АСОТ"), от 04.02.2021 с ООО "АСОТ", от 10.03.2021 с частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Учебный центр Сибирский" (далее также - ЧОУ ДПО "Учебный центр Сибирский"), от 01.11.2021 с ЧОУ ДПО "Учебный центр Сибирский").
Услуги по обучению по охране труда и пожарно-техническому минимуму оказаны на сумму 82 800 руб., что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг:
- от 05.02.2021 N 136 на выполнение ООО "АСОТ" услуг по обучению и проверке знаний пожарно-техническому минимуму на сумму 10 000 руб.
- от 05.02.2021 N 137 на выполнение ООО "АСОТ" услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда и проверке знаний на сумму 10 000 руб.;
- от 01.04.2021 N 90 на выполнение ЧОУ ДПО "Учебный центр Сибирский" услуг по предэкзаменационной подготовке по электробезопасности на сумму 54 000 руб.
- от 12.11.2021 N 496 на выполнение ЧОУ ДПО "Учебный центр Сибирский" образовательных услуг по обучению и проверке знаний пожарно-техническому минимуму на сумму 8 800 руб.
Оплата по договорам произведена на основании платёжных поручений N 106 от 04.02.2021, N 107 от 04.02.2021, N 295 от 01.04.2021, N 1131 от 15.11.2021.
Согласно пункту 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н) с 14.07.2021, пункту 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно- курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 467н), финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе руководителей и специалистов служб охраны труда организаций (подпункт "в" пункта 3 Правил N 580н и Правила N 467н).
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В составе статей затрат Территориальной программы на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 29.12.2020 N 587-п (далее - Территориальная программа N 587-п) (пункт 62) и структуры тарифа на оплату медицинской помощи (пункт 7 статьи 35 Федерального закона N 326- ФЗ) расходы на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (обучение по охране труда, обучение по вопросам безопасного ведения работ, по электробезопасности, по ГО и ЧС, обучение по охране труда при работе на высоте всех групп работников (1, 2, 3 группа), пожарно-техническому минимуму, по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, промышленной безопасности, обеспечению экологической безопасности, по пожарно-техническому минимуму) не предусмотрены.
Необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Права и обязанности руководителя в области пожарной безопасности закреплены в статье 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в соответствии с которой руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Правила, утверждённые Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н, на которые ссылается УФК по Омской области, регулируют именно отношения по обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, то есть всех мероприятий в рамках охраны труда (вопреки указанию заинтересованного лица) не касаются.
Однако даже тот факт, что расходы на мероприятия по охране труда Учреждение "Нефросовет" должно понести за счёт собственных средств (а не за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации), свидетельствует о нецелевом использовании заявителем средств обязательного медицинского страхования.
Довод УФК по Омской области о том, что оспариваемое представление не влечет для заявителя каких - либо неблагоприятных последствий, и не нарушает его права, несостоятелен, поскольку заявителю по нарушениям, указанным в пунктах 1, 3 представления от 09.12.2022 N 52-19-11/7785 необходимо принять меры по их устранению путем осуществления возврата в ТФОМС Омской области денежных средств.
При таких основаниях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Учреждения "Нефросовет" частично, признав незаконным пункт 2 представления УФК по Омской области от 09.12.2022 N 52-19-11/7785.
Прекращение производства по делу в части требования Учреждения "Нефросовет" к УФК по Омской области о признании недействительным акта от 13.10.2022, к ТФОМС Омской области о признании недействительным акта от 28.12.2022 не является предметом апелляционного обжалования, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для пересмотра выводов суда первой инстанции в указанной части (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", часть 5 статьи 268 АПК РФ).
В целом доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Учреждения "Нефросовет" в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы УФК по Омской области не распределяются, поскольку согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2023 по делу N А46-1404/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1404/2023
Истец: Медицинское дополнительного профессионального образования "Нефросовет"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Омской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области