г. Владимир |
|
08 октября 2024 г. |
Дело N А43-9982/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.10.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ИНН 5260162203, ОГРН 1055238198564) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2024 по делу N А43-9982/2024, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.09.2023 N515-04-157КА/2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) поступили обращения Михайлова Д.С., Михайловой В.В., Щепетовой Л.Н., содержащие доводы о ненадлежащем рассмотрении акционерным обществом "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (далее по тексту - Общество) их обращений о предоставлении реестра собственников помещений.
В результате проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено, что представленные Обществом в ответах на данные обращения реестр собственников помещений не содержит информацию о собственниках и реквизитах документов, подтверждающих право собственности в отношении указанных в них помещений, а также информацию о реквизитах документов, подтверждающих право собственности на указанные в них помещения, в связи, с чем Инспекцией сделан вывод о ненадлежащем рассмотрении Обществом обращений и о ненадлежащем ведении им реестра собственников МКД.
По результатам проведённой проверки Инспекцией составлен акт внеплановой документарной проверки от 05.09.2023 N 515-04-157/2023 и Обществу выдано предписание от 05.09.2023 N515-04-157КА/2023, которым на Общество возложена обязанность устранить выявленное нарушение и предоставить Михайлову Д.С., Михайловой В.В., Щепетовой Л.Н. реестры собственников помещений МКД по рассматриваемым адресам, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 16.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылается на отсутствие оснований для предоставления требуемых данных, поскольку статья 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержит исчерпывающий перечень персональных данных, подлежащих передаче без согласия субъектов персональных данных. При этом утверждает, что представленный собственникам жилых помещений МКД реестр по их обращениям соответствует требованиям части 3.1 статьи 45 жилищного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что в нарушение статьи 22 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" Михайлов Д.С. уведомления в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных не направлял.
Общество убеждено в том, что требование Инспекции о предоставлении реестра собственников с объемом данных, превышающим объем сведений, указанный в части 3.1. статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также с учетом нарушения оператором персональных данных (Михайловым Д.С.) статьи 22 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", является незаконным и превышающим установленную законом компетенцию Инспекции.
При этом Общество отмечает, что реестр собственников помещений МКД, прилагаемый к протоколу общего собрания собственников помещений МКД, содержит более расширенные сведения, чем реестр собственников помещений в МКД, который должна вести и предоставлять управляющая компания в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общество считает, что нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность управляющей компании вести и предоставлять реестр собственников помещений в МКД в соответствии с приказом Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр.
Указывает, что основным и единственно достоверным источником информации для исполнения обязанности управляющей компании по ведению реестра собственников помещений является Управление Росреестра по Нижегородской области.
Заявитель также отмечает, что с 01.03.2023 изменился порядок выдачи сведений из ЕГРН согласно Письму Росреестра от 28.03.2023 N 10-01944/23 "О предоставлении сведений ограниченного доступа, содержащихся в ЕГРН" в полученной выписке третьему лицу (то есть управляющей компании) не предоставляется информация о собственнике (физическом лице) помещения, в связи с чем, указанные сведения будут обезличены.
Кроме того, по мнению Общества, в рассматриваемом случае предписание является не исполнимым.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе ведением реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбором, обновлением и хранением информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В силу части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, обязанность по предоставлению обратившемуся лицу, инициирующему проведение общего собрания собственников помещений в МКД, реестра собственников помещений, возложена на управляющую организацию в силу закона.
Из содержания данной нормы следует, что реестр собственников помещений в многоквартирном доме должен содержать:
- фамилию, имя, отчество собственника помещения либо полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица;
- номер помещения в многоквартирном доме;
- сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в письме Минстроя России от 11.02.2020 N 3747-ОГ/04, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказом N 44/пр, то есть с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом организацией, осуществляющей функции по управлению МКД N 1 по ул. Кудьминская г. Нижнего Новгорода, N 1 по ул. Усилова г. Нижнего Новгорода, N 5А по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода, N 49 по ул. Ковровская г. Нижнего Новгорода и получающей плату за содержание общего имущества с жителей данных МКД, является Общество.
Михайлов Д.С., Михайлова В.В., Щепетова Л.Н., являющиеся собственниками жилых помещений в указанных выше многоквартирных домах, обратились в Общество с заявлениями о предоставлении реестра собственников помещений данных МКД для проведения общего собрания собственников помещений.
Между тем вопреки приведенным выше нормам реестр собственников помещений МКД, соответствующий требованиям части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказа N 44/пр, по заявлениям Михайлова Д.С, Михайловой В.В. и Щепетовой Л.Н. для проведения общего собрания собственников указанных МКД Обществом не предоставлен.
Представленные Обществом реестры собственников не содержат информацию о собственниках и реквизитах документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения в отношении ряда помещений указанных МКД, а так же информацию о реквизитах документов, подтверждающих право собственности на ряд помещений.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое Обществом предписание вынесено Инспекцией в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами N 416, ни Приказом N 44/пр не предусмотрена обязанность Общества вести и предоставлять реестр помещений в МКД, а также о том, что Приказ N 44/пр регулирует порядок оформления протокола общего собрания собственников, а не порядок передачи третьим лицам персональных данных субъектов без их согласия, правомерно отклонены судом первой инстанции, при этом суд обоснованно исходил из следующего.
Из содержания части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что реестр собственников помещений предоставляется управляющей организацией собственнику помещений в многоквартирном доме именно для проведения общего собрания. Соответственно в данном реестре должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом единственным подтверждением того факта, что конкретное лицо является собственником помещений в многоквартирном доме, являются сведения из ЕГРН. Именно на основании этих сведений должен формироваться реестр собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса российской Федерации.
Сведения о документе, подтверждающем право собственности на помещения в многоквартирном доме, и сведения, подлежащие обязательному внесению в реестр собственников помещений в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Приказа N 44/пр, собственник помещения, выступающий инициатором проведения общего собрания, в настоящее время не может получить посредством направления запроса в ЕГРН.
С 01.03.2023 вступили в силу изменения в Федеральный закон N 218-ФЗ, предусматривающие, что содержащиеся в ЕГРН персональные данные (фамилия, имя, отчество) собственника объекта недвижимости могут предоставляться третьим лицам исключительно при наличии в реестре соответствующей записи, внесенной по заявлению правообладателя, при отсутствии в ЕГРН указанной записи персональные данные названных лиц не включаются в выписки из реестра, предоставляемые регистрирующим органом по запросам третьих лиц.
Учитывая данное обстоятельство, доводы заявителя относительно того, что предоставление реестра собственников помещений в МКД, не содержащего сведения, предусмотренные Приказом N 44/пр, не препятствует собственнику помещения, выступающему инициатором проведения общего собрания, в проведении такого собрания, противоречат материалам дела.
Отсутствие в реестре, предоставленном по запросу инициатора собрания, сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 20 Приказа N 44/пр (сведения о всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (собственников - физических лиц), полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из собственников), не позволяет посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения собрания и принятия соответствующего решения, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3, 5.1 статьи 48 ЖК РФ).
Предоставление реестра, не содержащего необходимые для проведения общего собрания и определения его результатов сведения, не отвечает целям запроса инициатора общего собрания.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, входит в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, которые Общество как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано хранить, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением многоквартирным домом.
Следовательно, вывод о том, что реестр собственников помещений МКД должен содержать актуальные (соответствующие действительности) сведения, предусмотренные частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, прямо следует из содержания вышеуказанных норм права.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного суда РФ от 09.04.2021 N 307-ЭС20-19764, надлежащее исполнение управляющей организацией своих обязанностей обусловлено презумпцией наличия у неё технической документации на МКД и иных сведений, необходимых для эксплуатации МКД, к каковым в силу подпункта "б", подпункта "д", подпункта "д"(1) пункта 26 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N491 относятся, в том числе, и сведения о правообладателях помещений в МКД, а также проектная документация и иные документы, полученные от застройщика дома.
Таким образом, управляющая организация должна исполнять свои обязанности надлежащим образом - вести соответствующую документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства и предоставлять предусмотренные законом сведения по запросам инициаторов общих собраний собственников МКД.
Вопреки доводам Общества, оспариваемое предписание является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства, при этом выбор конкретных действий для его исполнения остаётся за Обществом.
Нарушений прав и законных интересов Общества оспариваемым предписанием судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество. При этом Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина излишне уплаченная в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2024 по делу N А43-9982/2024 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" оставить без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Домоуправляющая компания Нижегородского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.05.2024 N 2625.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9982/2024
Истец: АО "ДОМОУПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области