город Воронеж |
|
11 ноября 2024 г. |
Дело N А48-670/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области: Безуглов А.С. - представитель по доверенности N 69 от 25.10.2023, сроком действия до 25.10.2024. предъявлен паспорт;
от ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1": Сапрыкин Е.А.- представитель по доверенности от 03.04.2023, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.06.2024 (с учетом определения от 21.06.2024) по делу N А48-670/2024, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) о признании недействительным предписания от 19.12.2023 N249,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (далее - ООО "УК ЖЭУ N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент) от 19.12.2023 N 249.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.06.2024 (с учетом определения от 21.06.2024) требования удовлетворены в полном объеме. Предписание Департамента признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворение требований.
Считает, что согласие собственников помещений в МКД на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений МКД, в порядке ч.3.1 ст. 45 ЖК РФ не требуется, поскольку с заявлением обратился собственник, обладающий в том числе, правом общей собственности на общее имущество МКД.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО "УК ЖЭУ N 1", дополнение к апелляционной жалобе и письменные пояснения Департамента.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "УК ЖЭУ N 1" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "УК ЖЭУ N 1" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области от 17.11.2015 N 057-000105, выданную Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом N 75 по ул. Черкасской, г. Орле.
Собственником жилого помещения N 79 указанного МКД в адрес ООО "УК ЖЭУ N 1" было направлено обращение от 20.11.2023 N 385 о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного дома (л.д. 70-71).
24.11.2023 собственником был получен отказ ООО "УК ЖЭУ N 1" в предоставлении реестра собственников помещений МКД, поскольку ст. 36.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" данные о собственниках объектов недвижимости Росреестр предоставляет третьим лицам только при наличии в ЕГРН соответствующей записи, внесенной по заявлению правообладателя (собственника). Собственники помещений МКД с заявлением не обращалась, в связи с чем передача их персональных данных без их согласия невозможна (л.д. 72).
В связи с отказом в предоставлении сведений о собственниках помещений МКД, 27.11.2023 собственник обратился в Департамент.
В период с 14.12.2023 по 19.12.2023 на основании решения Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 14.12.2023 N 696 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении деятельности ООО "УК ЖЭУ N 1", составлен акт внеплановой документарной проверки от 19.12.2023 (л.д. 61-64).
По итогам проверки Департамент пришел к выводу о нарушении ООО "УК ЖЭУ N 1" ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ.
19.12.2023 ООО "УК ЖЭУ N 1" выдано предписание N 249 об устранении выявленных нарушений в срок до 25.12.2023 (л.д. 76).
ООО "УК ЖЭУ N 1", считая предписание незаконным, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ закреплено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Во исполнение части 1 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе ведением реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В силу п. 1, 1.1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
С 01.03.2023 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которыми в выписках из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) не указываются персональные данные собственников объектов недвижимости без их согласия.
Суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 36.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" данные о собственниках объектов недвижимости Росреестр предоставляет третьим лицам только при наличии в ЕГРН соответствующей записи, внесенной по заявлению правообладателя (собственника), а собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75, заявлений по форме, установленной Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310, не подавали.
Письмом Минстроя России от 25.01.2023 N 3275-МС/04, предусмотрено предоставление персональных данных правообладателя (лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости) о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и дате рождения гражданина в составе выписки из ЕГРН, содержащей общедоступные сведения, только при наличии в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя (лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости), внесенной по заявлению таких лиц (их представителей), а при отсутствии такой записи - только отдельным категориям лиц и нотариусу для цели совершения им нотариального действия, в частности удостоверения факта наличия сведений в ЕГРН о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и дате рождения гражданина, являющегося правообладателем объекта недвижимости (лицом, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости), в том числе по обращениям лиц, чьи права и законные интересы были нарушены правообладателями объектов недвижимости.
При этом в данном письме не указано, что сведения в отношении физического лица могут быть представлены управляющей компании без согласия этого физического лица.
Как следует из пояснений ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1", достоверных данных о собственниках помещений МКД на дату поступления обращения у управляющей организации не имелось.
Механизма актуализации сведений о собственниках помещений в МКД управляющей компанией законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставление недостоверных данных, хотя и в минимальном объеме, необходимом для проведения общего собрания собственников МКД, не будет способствовать обеспечению его созыва и кворума, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о том, что исполнение оспариваемые ого предписания не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований согласно не установлено, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.06.2024 (с учетом определения от 21.06.2024) по делу N А48-670/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-670/2024
Истец: ООО "УК ЖЭУ N1"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ