Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 ноября 2004 г. N А48-2364/04-19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - А.И.А. - главного бухгалтера (дов. от 05.05.04 пост.), Л.А.В. - представителя (дов. от 05.10.04 пост.); от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС России по Северному району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.06.04 г. по делу N А48-2364/04-19, установил:
Закрытое акционерное общество "У" (далее по тексту - ЗАО "У") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения инспекции МНС России по Северному району г. Орла от 23.03.04 N 24 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.06.04 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе инспекция МНС России по Северному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС России по Северному району г. Орла в ходе камеральной проверки представленных ЗАО "У" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за август-декабрь 2001 г. и июль - ноябрь 2002 г. установлена неполная уплата им данного налога вследствие неправильного определения обществом налоговой базы по НДС при реализации продуктов, изготовленных из сельскохозяйственного сырья, закупленного у физических лиц, поскольку, по мнению налогового органа, в данном случае необходимо исчислять налоговую базу по НДС исходя из полной стоимости реализуемых товаров без уменьшения ее на стоимость приобретенного у физических лиц сельскохозяйственного сырья, тогда как ЗАО "У" исчисляло налог на добавленную стоимость с оборота, определяемого в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения сырья (без НДС).
По результатам проверки инспекцией МНС России по Северному району г.Орла принято решение от 23.03.04 N 24, в соответствии с п. 2 которого обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 98 978 руб. и пеня за несвоевременную его уплату в размере 32 274 руб. 25 коп. , п. 3 - предложено уплатить указанную сумму пени.
Не согласившись с данным ненормативным актом налоговой инспекции, ЗАО "У" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, ЗАО "У" в 2001 и 2002 г. г., приобретая у граждан, не являющихся плательщиками НДС, сельскохозяйственное сырье, осуществляло переработку данного сырья и реализовывало продукты его переработки.
В соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
Согласно п. 4 ст. 154 Кодекса при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что условием применения порядка определения налоговой базы согласно п. 4 ст. 154 НК РФ является закупка сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Положения п. 1 ст. 154 НК РФ в данном случае применению не подлежат, поскольку в этой статье Кодекса прямо оговорена отсылка иного определения налоговой базы - "если иное не предусмотрено настоящей статьей". Таким образом, положения п. 1 ст. 154 НК РФ подлежат применению, если нет условий для применения п. 4 ст. 154 Кодекса.
Учитывая изложенное, ЗАО "У" в проверяемом налоговым органом периоде правомерно определяло налоговую базу по НДС в соответствии с требованиями п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ, и оснований для доначисления обществу налога на добавленную стоимость в сумме 98 978 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 32 274 руб. 25 коп. у инспекции МНС России по Северному району г. Орла не имелось.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.06.04 по делу N А48-2364/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции МНС России по Северному району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2004 г. N А48-2364/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании