город Москва |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А41-26685/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1" ФМБА России: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТФ ОМС г. Байконур: не явились, извещены;
рассмотрев 26 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1" ФМБА России
на решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 г.,
по делу N А41-26685/21
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур
о признании незаконным акта плановой комплексной проверки от 15 декабря 2020 г. в части сумм нецелевого использования,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - ТФ ОМС г. Байконур, Фонд) от 10 ноября 2020 г. N 73 проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за 2019 год Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации (далее - ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1" ФМБА России, учреждение, заявитель).
В ходе проведения проверки установлен факт нецелевого использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 212 747,33 руб.
Указанные денежные средства были направлены на оплату не входящих в структуру тарифа на оплату медицинских услуг расходов в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур на 2019 год.
По результатам проверки составлен акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 15 декабря 2020 г. (далее - акт проверки).
На указанный акт проверки учреждением были поданы возражения (от 21 декабря 2020 г. исх. N 01-15/7456), которые частично приняты Фондом.
25 декабря 2020 г. ТФ ОМС г. Байконур выставлено требование N 02/01/1196, в соответствии с которым ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России необходимо в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требования перечислить на расчетный счет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 112 965,26 руб., а также штраф в размере - 11 296,53 руб.
Считая свои права нарушенными, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ТФ ОМС г. Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки от 15 декабря 2020 г. в части сумм нецелевого использования в размере 21 841 руб. 25 коп. и 91 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие нецелевого использования средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу ТФ ОМС г. Байконур просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя ТФ ОМС г. Байконур поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 219, 222, 350 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов", Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку выводы обжалуемого акта плановой комплексной проверки от 15 декабря 2020 г. в части сумм нецелевого использования соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Относительно выдачи спецпитания - молока, что повлекло нецелевое использование средств ОМС в сумме 21 841,25 руб., судами указано на то, что возможность получения молока поставлена в зависимость от количества часов непрерывной работы во вредных условиях (длительность непрерывного негативного воздействия на организм человека), норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены, при этом если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
Следовательно, право на выдачу молока возникает у работника, отработавшего в непрерывном режиме не менее 0,5 рабочей семы (для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (статья 350 Трудового кодекса российской Федерации).
По нецелевому использованию средств ОМС в сумме 91 000 руб. на осуществление расходов по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической системы пожарно-охранной сигнализации судами установлено следующее.
В соответствии с актом сдачи-приемки оказанных услуг АО "212 УНР" по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической системы пожарно-охранной сигнализации проведена проверка работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из актов N 4/4 и N 5/4 следует, что оказанная услуга произведена на объектах Здравпункта второго уровня и Противотуберкулезного диспансера, которые не принимают участие в системе обязательного медицинского страхования.
Согласно акту сдачи-приемки от 31 декабря 2018 г. (основание - контракт от 28 апреля 2018 г. N 229) общая сумма акта составляет 700 000 руб., платежным поручением от 04 февраля 2019 г. N 126 указанная сумма оплачена в полном объеме.
Сумма оказанных услуг в перечисленных структурных подразделениях, деятельность которых не может быть обеспечена за счет средств ОМС, составляет 91 000 руб.
Пунктом 5.2 Устава ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России предусмотрено, что источниками формирования ресурсов, кроме средств ОМС, являются: средства федерального бюджета, субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, средства от приносящей доход деятельности и иные источники.
В соответствии с пунктом 5.2 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур в 2019 году, содержание структурных подразделений, не включенных в Программу ОМС, должно быть обеспечено за счет бюджетных ассигнований, то есть медицинской организацией произведена оплата из средств ОМС расходов, подлежащих оплате из средств Федерального бюджета (ФМБА России) либо за счет платных услуг.
Таким образом, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России допустило нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 91 000 руб.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 г. по делу N А41-26685/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1" ФМБА России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ТФОМС признал нецелевыми расходы медучреждения на техобслуживание и плановый ремонт пожарно-охранной сигнализации в корпусах, где оказывались только медуслуги, не входящие в систему ОМС.
Три инстанции с этим согласились. Нельзя содержать за счет страховых средств здание, где оказывают услуги вне программы ОМС. Такие траты покрываются за счет бюджета или приносящей доход деятельности.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2022 г. N Ф05-16786/22 по делу N А41-26685/2021